Файл: Понятие права социального обеспечения. Функции и формы социального обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 489
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие права социального обеспечения. Функции и формы социального обеспечения.
2. Предмет, метод права социального обеспечения.
3. Система права социального обеспечения.
4. Принципы права социального обеспечения.
5. Источники права социального обеспечения.
7. Субъекты и объекты в праве социального обеспечения.
8. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.
10. Правоотношения по поводу выплаты пособий.
11. Правоотношения по поводу предоставления медицинской помощи.
14.Исчисление трудового стажа и его доказательства.
18.Пенсии по инвалидности (страховая и государственная).
19. Пенсии по случаю потери кормильца (страховая и государственная).
22. Понятие пособий по система социального обеспечения. Классификация пособий.
23. Пособие по временной нетрудоспособности.
24. Виды пособий в связи материнством, отцовством и детством
27.Социальное пособие на погребение.
28.Компенсационные выплаты в праве социального обеспечения.
29.Субсидии по системе социального обеспечения.
30.Виды медицинской помощи и их содержание.
32. Санаторно-курортное лечение.
33. Формы социального обслуживания и виды социальных услуг.
34. Социальное обслуживание инвалидов.
35.Пенсионная система России на современном этапе.
37.Виды страхового обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве.
38. Пособие по безработице (право, размеры, продолжительность выплаты).
Накопительная пенсия устанавливается и выплачивается независимо от получения иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством.
Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Если смерть гражданина наступила до назначения ему накопительной пенсии, то средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица. При этом гражданин вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц (их перечень строго ограничен — это дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности), которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства.
17.Пенсии за выслугу лет.
Пенсии за выслугу лет – это сфера государственного пенсионного обеспечения.
Из общего определения понятия пенсии по государственному пенсионному обеспечению можно выделить положения, касающиеся пенсии за выслугу лет, и сформулировать следующее определение данного вида пенсии: пенсия за выслугу лет – ежемесячная денежная выплата за счет средств федерального бюджета, которая предоставляется гражданам в целях компенсации утраченного заработка (денежного довольствия) в связи с прекращением государственной службы либо иной длительной профессиональной деятельности при наличии установленной законом выслуги лет.
Таким образом, в своей основе пенсия за выслугу лет связывается с прохождением государственной службы. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Закон о системе государственной службы) определяет следующие виды государственной службы:
-
государственная гражданская служба; -
военная служба; -
правоохранительная служба.
Военная и правоохранительная служба – это федеральная государственная служба. Государственная гражданская служба осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном, поэтому выделяется федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов РФ.
Конкретные основания, предусмотренные Законом о государственном пенсионном обеспечении в части пенсионного обеспечения за выслугу лет, позволяют уточнить общее определение применительно к данному Закону: пенсия за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации утраченного заработка (дохода) гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Закон о системе государственной службы предусматривает формирование системы государственной службы на единых принципах, а в части пенсионного обеспечения – принятие федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. До настоящего времени пенсии за выслугу лет назначаются на основе норм разных законов, которые содержат больше различий, связанных с назначением указанных пенсий,
нежели общих положений, определяющих их единство.
Аналогичное положение содержится в Законе о государственной гражданской службе, но уже применительно к пенсионному обеспечению государственных гражданских служащих. В этом Законе содержатся общие принципы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и указывается на необходимость реализации единых подходов в установлении пенсий этим лицам.
Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов РФ осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Пенсии за выслугу лет часто включают в так называемую привилегированную пенсионную систему. Действительно, данные пенсии, как правило, предусматривают более высокий уровень пенсионного обеспечения, причем расходы по их выплате несет федеральный бюджет – финансовый источник, который формируется за счет общих налоговых поступлений.
Федеральная государственная служба является видом профессиональной деятельности.
Пенсии за выслугу лет устанавливаются в связи с длительным осуществлением этой деятельности: для государственных гражданских служащих – не менее 15 лет; для лиц, проходивших военную и иную приравненную к ней службу, по общему правилу – не менее 20 лет, при увольнении с военной службы по определенным основаниям – не менее 12,5 лет; государственным служащим правоохранительных органов – по нормам, установленным для военнослужащих-контрактников.
Пенсионное обеспечение в связи с длительным осуществлением любой профессиональной деятельности должно осуществляться в рамках профессиональных пенсионных систем.
Государственная служба имеет специфику, которая определяется необходимостью осуществления важных государственных функций или обеспечения деятельности органов власти и управления. В связи с этим могут устанавливаться особенности пенсионного обеспечения государственных служащих. Но в целом они должны базироваться на основных принципах построения профессиональных пенсионных систем и с учетом одного непременного требования: больший объем прав должен влечь за собой больший объем обязанностей и обременений, в том числе касающихся пенсионного обеспечения. Причем данное требование должно применяться в целом ко всей пенсионной системе. Это могут быть, например, дополнительные страховые взносы, уплачиваемые государственными служащими, либо какие-то иные формы.
С 2010 года нормы, регулирующие отношения по пенсионному обеспечению за выслугу лет граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава, включены в Закон о государственном пенсионом обеспечении. Ранее эти отношения регулировались на основании подзаконных актов с применением отдельных норм Закона о государственных пенсиях (1990 г.), уже утратившего силу.
Включение указанных норм, действовавших в рамках подзаконных актов, в Закон о государственном пенсионом обеспечении не только не способствовало упорядочению нормативного регулирования пенсий за выслугу лет, но, напротив, сделало еще более аморфным, разнородным правовое регулирование данного вида пенсий.
Можно констатировать, что на современном этапе не сформировалось единой системы пенсий за выслугу лет. Даже в рамках одного закона – Закона о государственном пенсионом обеспечении – эти пенсии характеризуются разными подходами в установлении условий назначения пенсий за выслугу лет и порядка исчисления их размеров.
Вместе с тем можно все-таки указать несколько точек соприкосновения в правовой регламентации отношений по пенсионному обеспечению за выслугу лет вышеуказанных лиц.
Во-первых, существенное значение для установления пенсий за выслугу лет имеют конкретные виды работ, должностей, с учетом которых назначается данный вид пенсии, а также правила исчисления выслуги. Соответствующие списки должностей и правила исчисления периодов работы (выслуги лет) утверждаются Правительством РФ. Содержание этих списков, правила (порядок) исчисления специального стажа (выслуги лет), дающего право на пенсию за выслугу лет, различаются. Эти особенности зависят от категорий лиц, реализующих свое право на указанную пенсию.
Во-вторых, пенсия за выслугу лет не выплачивается в период выполнения работы в должностях, дающих право на указанную пенсию. Для федеральных государственных гражданских служащих это ограничение связано также с выполнением некоторых иных видов работ (замещение государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы и др.). После увольнения с соответствующих должностей выплата ранее назначенной пенсии за выслугу лет восстанавливается.