Файл: Ук рф статья 359. Наемничество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УК РФ Статья 359. Наемничество

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день в современном международном и национальном уголовном праве вопрос о противодействии наемничеству, в связи с обострившимися политическими событиями в мире, стоит достаточно остро. При этом является общепризнанным, что наемническая деятельность нарушает такие принципы международного права, как суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государств и самоопределение народов, угрожает стабильности избранных конституционным путем правительств и государственных органов или сложившегося правопорядка.

Объект преступления
Уголовный кодекс РФ в ст. 359 в примечание 1 говорит, что наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Наемничество активизирует вооруженные конфликты, способствует поддержанию военного психоза, и в этом состоит его опасность. Наемничество как средство и метод ведения войны запрещено Генеральной Ассамблеей ООН. Каждое государство - член ООН обязано воздерживаться от организации или поощрения организации нерегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН
"О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций".

Объектом наемничества являются мир и мирное сосуществование государств и народов.

Наемничество (ч. 1 ст. 359 УК РФ) с объективной стороны включает: 1) вербовку; 2) обучение; 3) финансирование или 4) иное материальное обеспечение наемника; а равно 5) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Вербовка наемников состоит в подборе людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за определенное материальное вознаграждение. Это и поиск, и приглашение людей для военной выучки, чтобы использовать их в вооруженном конфликте или в военных действиях.

Обучение наемников заключается в целенаправленной тренировке, занятиях по овладению и использованию оружия, боевых припасов, тактики ведения боя.


Наемничество всегда сопряжено с финансированием (обеспечением денежными средствами) или иным материальным обеспечением, которое заключается в экипировке обмундированием, в вооружении наемников, обеспечении их боеприпасами, средствами передвижения и т.п.

Под использованием наемника следует понимать привлечение его к боевым операциям, выполнение им приказов, поручений или распоряжений по обеспечению акций военного характера и т.д.

Субъект преступления

Субъект данного преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона наемничества характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что осуществляет действия по вербовке, обучению, финансированию или иному материальному обеспечению наемника либо использует его в вооруженном конфликте или военных действиях, и желает совершить такие действия.

Часть 2 ст. 359 предусматривает два квалифицирующих признака рассматриваемого преступления:

1) использование виновным при совершении преступления своего служебного положения (в этом случае субъектами преступления могут быть должностные лица, государственные и муниципальные служащие, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях);

2) совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего (вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, а также использование в вооруженном конфликте или в военных действиях в качестве наемника лица, не достигшего 18-летнего возраста).

Часть 3 ст. 359 УК содержит самостоятельный состав преступления, связанный с наемничеством.

Объективная сторона этого преступления характеризуется действиями, состоящими в личном участии лица в вооруженном конфликте или военных действиях. В число обязательных объективных признаков также включается обстановка военных действий или вооруженного конфликта. Состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК, является формальным. Оно окончено с того момента, как лицо, завербованное в качестве наемника, совершает действия, состоящие в его непосредственном участии в планировании или проведении боевых действий и военных операций.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что участвует в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, и желает действовать таким образом. Обязательным субъективным признаком в данном случае является цель - получение лицом материального вознаграждения за свое участие в вооруженном конфликте или военных действиях.



Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК, - специальный: лицо, завербованное в качестве наемника. Понятие наемника, законодательно определенное в примечании к ст. 359 УК, практически совпадает с рассмотренным ранее международно-правовым определением.

На сегодняшний день, в судебной практике, данного рода преступления еще не существовало, и все же это да поры, до времени. В связи с обострившейся ситуации в мире, преступления не заставили себя ждать. Однако, 26 ноября 2014 г. Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики осудил гражданина Нагоева М.З., совершившее умышленное преступление против мира и безопасности человечества по части 3 статьи 359 УК РФ, за участие в вооруженном военном конфликте на стороне "Вооруженной оппозиции", против Сирийской Арабской республики. Таким образом, гражданин Нагоев М.З. получил наказание в виде лишения свободы сроком на 4(четыре) года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с ограничением свободы сроком на 6 (шесть) месяцев, установив ему в соответствии с ч. 1 ст. 53 УК РФ, после отбытия срока наказания в виде лишения свободы, следующие ограничения: не изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, а также выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования по месту жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы и являться туда для регистрации один раз в месяц; не уходить из постоянного место проживания с 22 часов вечера до 6 часов утра.  
Проблемные вопросы квалификации наемничества.

Анализируемое преступление относится к так называемым формальным; оно считается оконченным с момента осуществления одного из действий, предусмотренных ч. 1 ст. 359 УК РФ.

Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются его совершение: 1) с использованием служебного положения;
2) в отношении несовершеннолетнего. Под использованием виновным служебного положения (ч. 2 ст. 359 УК РФ), т.е. полномочий и привилегий, предоставленных по службе, понимается деяние, совершенное вопреки интересам службы как должностным лицом, так и не являющимся таковым государственным служащим или служащим органов местного самоуправления, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в негосударственной организации,
направленное на вербовку, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника либо его использование в вооруженном конфликте или военных действиях. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Действия вербовщика в отношении несовершеннолетнего должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления).

Исследуя правовые нормы, не трудно наткнуться на одну из проблем квалификации преступления, исходя только из самого определения.

Действующее уголовное законодательство России, учитывая требования международного права о введении в действие законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, предусматривает в УК РФ, наряду с другими общественно опасными деяниями, уголовную ответственность за наемничество (ст. 359 УК РФ). Анализ вышеуказанной нормы позволяет сделать вывод о том, что в целом положения российского уголовного закона в своих концептуальных основах соответствуют нормам международного права о наемничестве. Однако налицо и значительные расхождения между международно-правовым определением понятия "наемник" и его определением, содержащимся в примечании к ст. 359 УК РФ.

На мой взгляд, одним из существенных пробелов российского уголовного закона является отсутствие указания в нем на то, что наемник не должен входить в личный состав вооруженных сил государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях (так как не являются наемниками добровольцы при условии их включения в личный состав вооруженных сил воюющей стороны. Согласно V Гаагской конвенции 1907 г. "О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне".

К сожалению, на сегодня, Россия не подписала и не ратифицировала Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. по причине того, что она не в полной мере отражает суть явления "наемничество", которое тесно связано с такими преступлениями, как терроризм и агрессия. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. Принята Резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1989 г. Представляется, что в сложившейся ситуации с ратификацией Конвенции 1989 г. не стоит спешить, поскольку широкий подход к концепции наемничества, неконкретность отдельных формулировок, жесткий подход к проблеме выдачи наемников другим государствам,
обязательность сообщений о результатах разбирательства, закрепленные в ней, с одной стороны, ведут к стиранию граней с другими преступлениями международного характера, а с другой стороны, способны инициировать возникновение споров с другими государствами-участниками (вплоть до передачи спора в Международный суд).

Чтобы избежать этого, необходимо при подписании, ратификации или при присоединении к Конвенции сделать заявление о том, что государство не считает себя связанным положениями п. 1 ст. 17 Конвенции.

Заключение

Таким образом, понятие "наемник", впервые было сформулировано в Дополнительном протоколе I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., который в п. 2 ст. 47, определил, что наемник - это лицо:

а) специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимающее участие в военных действиях;

в) принимающее участие в военных действиях с целью получить личную выгоду, материальное содержание которой значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства;

г) не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории;

д) не входящее в личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте; наемничество преступление уголовная квалификация

е) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

И в современном мире наемничество относится к преступлениям международного характера, которое способно нарушать принципы международного права, такие как: суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государств и самоопределение народов, угрожает стабильности избранных конституционным путем правительств и государственных органов или сложившегося правопорядка.

Повышенная общественная опасность деятельности наемников обусловлена многочисленными фактами их участия в вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии, Афганистана, Приднестровья, Абхазии, Чечни. Кроме того, мировая практика подтверждает взаимосвязь наемничества с преступлениями международного терроризма (участие наемников в свержении правительств или ином подрыве конституционного порядка или территориальной целостности государств) и агрессии (использование наемников в качестве средства государственной политики в международных отношениях).