ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Основные операции проходческого цикла при щитовом способе сооружения тоннелей в составе тоннельных пересечений.
Щитовой способ сооружения тоннелей основан на применении в забое тоннеля специального агрегата - проходческого щита. Щит представляет собой подвижную металлическую крепь, надёжно ограждающую забойную зону от окружающего грунтового массива. Под его защитой выполняются основные операции проходческого цикла: разработка грунта, крепление забоя, транспортировка грунта и материала, возведение обделки. Форма поперечного сечения щита повторяет очертание тоннельной обделки и, как правило, круговая. Щиты целесообразно использовать при проходке тоннелей в неустойчивых грунтах, где требуется обязательное крепление призабойного пространства.
В состав комплекса с механизированными щитами входят щит с исполнительным рабочим органом и породопогрузочными устройствами, система транспортеров для выдачи грунта, подъемно-транспортное оборудование для подачи к щиту строительных материалов и изделий, укладчик тоннельной обделки, а также технологические тележки, подвижные платформы и транспортные средства. Машины и механизмы, расположенные за щитом, состоят из оборудования для возведения обделки, передвижной технологической платформы, транспортного моста для ленточного транспортёра, средств для транспортировки грунта из тоннеля, гидравлического и электрического оборудования.
Операции:
-
разработка забоя с креплением его, чаще всего в процессе продвижения машины, -
выдача разработанного грунта от забоя в тоннель с передачей его на средства внутритоннельного транспорта, -
возведение в хвостовой части машины очередного кольца тоннельной обделки.
К забою должны быть подведены: сжатый воздух, силовые и осветительные кабели, водопровод, вентиляционные трубы.
П од защитой ножевого кольца (1) за один или несколько приемов разрабатывают забой на заходку длиной l, равной ширине кольца обделки, с одновременной уборкой разрыхленного грунта. После разработки забоя включают щитовые гидравлические цилиндры (3), расположенные по всей окружности опорного кольца (2). Отталкиваясь от готовой обделки (5), щит передвигается вперед в свободное пространство. Затем, включая обратный ход, убирают штоки гидроцилиндров в исходное положение и под защитой оболочки щита (4) возводят обделку из сборных элементов или из монолитно-прессованного бетона, одновременно разрабатывая забой на следующую заходку.
-
Временная крепь. Виды временной крепи.
Виды:
-
анкерная -
стальная арочная -
набрызгбетонная -
комбинированная
Требования:
-
работает от момента постановки до момента возведения постоянной обделки -
быстрая установка -
лёгкая сборка и разборка -
лёгкое перемещение -
комплексная
При выборе крепи учитывают размеры пролета выработки и степень трещиноватости и устойчивости пород.
При разработке выработки на полное сечение за один прием применяют стальную арочную крепь. При разработке забоя уступным способом с опережением верхней части забоя выработку закрепляют арочной крепью в два приема. При разработке породы в нижней части тоннеля под арочную крепь подводят стойки.
Анкерная крепь (длиной 0,8-2,5 метров и диаметром 20 мм) — это металлические стержни, вставленные в предварительно пробуренные в кровле и боках выработки шпуры. Стержни закрепляют в шпурах различными способами. Анкеры «прошивают» слои пород, расположенных вокруг выработки, не дают им расслаиваться и обрушаться.
Сущность способа крепления выработки набрызгбетоном заключается в том, что сразу после разработки грунта или в процессе на обнажаемую поверхность выработки наносят поддерживающий слой из быстросхватывающегося и быстротвердеющего бетона. Этот слой наносят методом набрызга (торкретированием). Это достигается путем подачи по шлангу под давлением сжатого воздуха сухой смеси песка, мелкого щебня и цемента, которая в специальном устройстве — сопле — смешивается с водой и выбрасывается на набрызгиваемую поверхность. Высокая скорость истечения смеси от сопла обеспечивает ее плотную укладку и хорошее сцепление с породой.
-
Разработка грунта, погрузка и транспорт грунта при горном способе производства работ.
Способы разработки определяются свойствами грунта:
-
твёрдость, -
вязкозть, -
упругость, -
трещиноватость -
прочность.
-
способ разработки вручную: применяют лопаты и кирки. Для механизации разработки грунтов применяют пневматические лопаты и отбойные молотки. -
механизированным (комбайновым) способом: комбайны – это самоходные машины на гусеничном ходу, имеющие для отбойки грунта стреловидный рабочий орган с резцами, армированными твёрдыми сплавами, и устройства для погрузки грунта нагребающими лопатами (лапами) на скребковый транспортёр. Они могут разрабатывать только мягкие слабые грунты. -
буровзрывные работы: это комплекс буровых и взрывных работ, выполняемых с целью безопасного и рационального разрушения горных пород энергией взрыва.
Последовательность: установка бурового инструмента, бурение шпуров-скважин, заряжение и взрывание шпуров, проветривание забоя, уборка взорванного грунта, установка временной крепи.
Шпуры:
-
врубовые, -
отбойные(вспомогательные), -
контурные -
подошвенные.
Бурение шпуров:
-
горные свёрла -
пневматические перфораторы -
тяжёлые бурильные машины (на буровых подмостях, буровых рамах) -
самоходные буровые установки
Погрузка грунта (40% проходческого цикла) осуществляется с помощью погрузочных машин, тоннельных экскаваторов.
Транспортировка осуществляется с помощью:
-
рельсовых транспортёров, -
безрельсового транспорта (автомобильный),
-
Классификация обделок. Материалы обделок тоннелей.
Тоннельная обделка – основная несущая конструкция тоннеля, воспринимающая воздействия со стороны горного массива (горное и гидростатическое давление, сейсмические воздействия, агрессивность среды и т.п.), а также воздействия изнутри тоннеля (нагрузка от транспортных средств, инженерных систем, аварийные воздействия и т.д.).
При строительстве тоннелей имеется две основных разновидности тоннельной обделки: сборная и монолитная (при щитовом способе).
Монолитные:
бетонные конструкции выполняются из бетонов различной прочности, которая характеризуется классом или маркой бетона.
железобетонные конструкции дополнительно усилены стержневой или дискретной (фибра) арматурой.
Сборная тоннельная обделка:
-
из железобетонных блоков (в большинстве случаев). Точность геометрических размеров при изготовлении таких обделок ±1 мм. -
металлические обделки (чугунная, стальная), -
сталежелезобетонные – дорогостоящие и применяются при строительстве тоннелей в особо тяжелых условиях – в сильно обводненных неустойчивых грунтах.
-
чугунные -
железобетонные:-
тюбинговые (тюбинг – более мощный блок с ребрами жёсткости) -
блочные (нет жёстких соединений между элементами):-
сплошного сечения -
ребристого
-
-
В зависимости от инженерно-геологических условий:
-
В монолитных, невыветриваемых и неводоносных крепких скальных грунтах (f >10) обделка не требуется. -
Скальные (f=6-8) - обделка со сводом очерченным по радиусу и с прямым вертикальными стенками. -
Полускальные (f=4-6, 4-8 - двухпутный) - эллиптическая с прямыми стенами и объемистым сводом. -
Связные и пластичные (f =2,5-4) - эллиптическая с внутренним очертанием по пятицентровой коробой кривой. -
Рыхлые и сыпучие (f=0,8-2,5) - эллиптическая с внутренним очертанием по трёхцентровой коробовой кривой.
-
Горное давление. Гипотеза полного веса столба грунта.
Горное давление – объёмная сила, которая вызывает деформации обнажений грунтов в выработках, в следствие изменения их первоначального напряжённого состояния.
Г орное давление нарастает постепенно. Характер его развития зависит от свойства грунтов.
Участок АВ соответствует деформированию грунтов без разрыва сплошности.
ВС – процессу трещинооброзования
СD - если трещинооброзование приостановлено, горное давление становится постоянным.
Различают неустановившееся и первичное горное давление, развивающееся за промежуток времени t1.
Первые методы расчёта горного давления основывались на гипотезе, согласно которой горное давление вызвано весом определённого объёма пород, приуроченного к данному несущему элементу.
Наибольшую известность получила гипотеза русского учёного М. М. Протодьяконова (1907), в которой указанный объём представляет собой параболический свод. Этот свод – новое состояние устойчивости.
Его высота (b) связана с полупролётом выработки (а) соотношением: b=а/f, где f — тангенс угла внутреннего трения для сыпучих пород или коэффициент крепости для связных. Расчёты по этой формуле для глубин до 200-300 м (при отсутствии тектонических напряжений) дают практически приемлемые результаты.
,
Н- глубина заложения тоннеля
.
-
Гипотеза М.М.Протодьяконова. Коэффициент крепости грунтов.
М.М. Протодьяконовым предложена теория для широкого диапазона грунтов — от слабых до крепких скальных. В качестве объединяющей их характеристики в этой теории принят коэффициент f крепости, являющийся кажущимся коэффициентом трения, т.е. тангенсом угла φ внутреннего трения