Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 324
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр образования №15 «Луч» г. Белгорода
Итоговый индивидуальный проект
Тема: “Права и обязанности несовершеннолетних”
Обучающийся 9 «Г» класса :
Артамонов Виктор Русланович
руководитель: Илья Сергеевич Седых
г. Белгород
2023- 2024 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.………………………………………………………4-6
1. Понятие права …………………………………………………………...4
2. Обязанности человека и гражданина………………………………………5-6
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..7-9
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...9
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……1
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
ВВЕДЕНИЕ -
Актуальность исследования. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детские годы. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью пользоваться ими в любой жизненной ситуации. Но, как показывает статистика, во многих случаях дети не имеют доступа к материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. -
Гипотеза: Большинство несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет не знают о своих правах и обязанностях. -
Цель работы: выявить уровень знаний детей о своих правах и обязанностях. -
Задачи: -
1. Проанализировать имеют ли учащиеся представление о своих правах и обязанностях; -
2. Выявить соблюдение прав детей в различных жизненных ситуациях. -
Предмет исследования: Права и обязанности несовершеннолетних. -
Объект исследования: Ученик МБОУ ЦО №15 луч. -
Методы исследования: реферат
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 Понятие право
Люди постоянно взаимодействуют между собой посредством различных институтов, ими же созданных. Одним из них является право. Это специфическое явление появилось достаточно давно в процессе поиска людьми наилучшего способа контроля себе подобных. Сегодня благодаря праву осуществляется практически весь круговорот жизни населения планеты. Более того, это социальное явление множество раз видоизменялось, что привело к появлению большого числа видов права. Следует отметить, что указанное взаимодействие существует благодаря неотъемлемым атрибутам, которыми наделен каждый без исключения человек, гражданин или объединения физических лиц. Этими атрибутами являются права и обязанности.
Право-это совокупность общеобязательных норм, правил, охраняемых силой государства.
Права и обязанности человека – это Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации. Система права состоит из источников права и норм права. Наиболее распространенной классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, которая отображена во второй главе Конституции РФ. Такие права, как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статьи 19-25, 45-54, 60, 62), право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статьи 28-33, 63),право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статьи 34-37), право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статьи 38-43), право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статьи 26, 44). Права ребёнка-
это свод прав детей, зафиксированных в международных и российских документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок — это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые. Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
-
Обязанности человека и гражданина
1. Безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям.
2. Служба, круг действий, связанных с исполнением какой-нибудь должности.
Обязанности гражданина закреплены в статьях Гражданского Кодекса РФ и Конституции РФ.К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2). Уважение прав и свобод других лиц
статья 17, часть 3). Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).Забота о памятниках истории культуры (статья 44, часть 3).Уплата налогов и сборов (статья 57). Охрана природы и окружающей среды (статья 58).Защита Отечества (статья 59).Существуют моральные обязанности — это обязанности, связанные с выполнением моральных устоев, принятых в том или ином обществе. Иногда такие обязанности отражаются в законодательстве и имеют силу закона. (Например, содержание детьми престарелых родителей). Конституция Российской Федерации корреспондирует, какими обязанностями и степенью ответственности наделены несовершеннолетние дети в России. Таковыми являются: получение основного общего образования (данная обязанность ложится на плечи не только самого несовершеннолетнего, но и его родителей или других законных представителей); соблюдение правил поведения, регламентированных социальной группой, в которой состоит ребенок; выполнение трудовых обязанностей, если осуществляется работа по трудовому договору; соблюдение устава образовательного учреждения; для ребенка мужского пола — постановка на воинский учет.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В процессе нашей работы было проведено анкетирование на тему: Права и обязанности несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет с целью выявления уровня знаний детей о своих правах и обязанностях. Нами было опрошено 25 человек.
Знания подростков о своих правах и обязанностях
Таблица 1. Знание подростков о своих правах и обязанностях
Вывод : В целом подростки хорошо знают о своих правах и обязанностях. Конечно, с каждым годом объём знаний увеличивается. Так, например, в 12-13 лет о своих правах и обязанностях знают 5 человек из 25, а в 16-17 – 13 человек из 23. Также, мы выяснили из каких источников, подростки узнают о них. В основном, Интернет, школа и друзья
Отстаивание своих прав у подростков в различных ситуациях
Таблица 2. Отстаивание своих прав у подростков в различных ситуациях
Вывод: Исходя из ответов ребят мы сделали вывод, что свои права они начинают отстаивать в более осознанном возрасте. Так, например, в 12-13 лет свои права отстаивают лишь 8 из 25 человек, а в 16-17 лет - целых 12 из 25. Частые ответы ребят на вопрос: «В каких ситуациях вы отстаиваете свои права?» были – при нарушении прав потребителей и в процессуальных ситуациях, связанных с разводом родителей.
Таблица 3. Интерес подростков к изучению своих прав и обязанностей
Вывод: Большинству подростков в возрасте от 12 до 17 лет интересно узнать о своих правах и обязанностях. Наибольший интерес проявили ребята от 12 до 13 лет. В 14-15 лет у подростков желание узнать о своих правах и обязанностях меньше – всего 14 из 20.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы нами были изучены следующие правовые акты:Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Нам удалось выявить уровень знаний детей о своих правах и обязанностях. Он оказался удовлетворительным. Гипотеза опровергнута - большинство несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет знают о своих правах и обязанностях. Мы проанализировали представление учащихся о своих правах и обязанностях, а также соблюдение прав детей в различных жизненных ситуациях.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
https://to15.minjust.ru/ru/prava-i-obyazannosti-nesovershennoletnih -
https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/objazannosti-detej -
http://fb.ru/article/217353/obyazannosti-i-prava---eto-chto-takoe -
http://rusrand.ru/ideas/prava-i-objazannosti-cheloveka -
http://www.constitution.ru -
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ -
https://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/175/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0 -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 -
https://rosuchebnik.ru/material/prava-i-svobody-cheloveka-i-grazhdanina/ -
И тд ,
ПРИЛОЖЕНИЕ
С рождения ребенок имеет права:
-
на имя; -
жить и воспитываться в семье, насколько это возможно; -
знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка); -
на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); -
на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства; -
выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; -
на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом; -
на гражданство; -
иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка); -
на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
обязанности:
-
слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации; -
соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
С 6 лет добавляются права
-
совершать мелкие бытовые сделки; -
совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; -
совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;