Файл: Конспект урока по обществознанию 11 класс Тема урока Демографическая ситуация в современной России. Тип урока комбинированный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


План конспект урока по обществознанию 11 класс
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».
Тип урока: комбинированный

Педагогическая цель: создать условия для понимания учащимися сущности демографической ситуации в России, развитие умения совместными усилиями анализировать ситуацию, вырабатывать практическое решение.

Планируемые результаты ( предметные): владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.

Познавательные УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.


Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования в виде презентации.
Основное содержание темы, понятия и термины:

Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Полная семья. Неполная семья. Депопуляция. Инфантилизация подрастающего поколения.
Образовательные ресурсы:

  1. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов; под ред Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания /под ред. Т. В. Болотина. – М.: АПК и ППРО, 2010.


Оборудование: (тексты 1, 2, 3); учебник, результаты переписи, проектор, экран, результаты соц. опросов.
Организационная структура урока

Вводная часть

  1. Мотивационный блок. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы будем обсуждать очень важную и актуальную для каждого россиянина тему (слайд 1, 2). Учащиеся по слайду определяют тему урока.

«Демографическая ситуация в современной России».

На уроке мы попытаемся проанализировать несколько кейсов (текстов) и выработаем совместное решение по данным проблемам.

Для начала определимся что значит «демография» слайд2

Учитель озвучивает совместно с учениками формулирует ожидаемые результаты деятельности, класс делит на группы, устанавливает правила работы, определяет роли, напоминает о системе оценивания презентаций.

( Проанализировать демографическую ситуацию в России, на Кавказе, в РСО-Алания определить причины, сравнить с общемировой демографической ситуацией, определить причины. По предоставленным материалам )

Основная часть



  1. Проблемно-информационный блок (этап организации совместной деятельности).

Учащиеся каждой из групп по очереди представляют свой анализ демографической ситуации, вариант решения проблемы. После каждого выступления возможна дискуссия с участием представителей других групп. Учитель организует и направляет общую деятельность групп.


  1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

- Как выглядит современная демографическая ситуация в России? Слайд №3

(Таблица «Идеальное и реальное число детей на одну женщину»)

  1. Сокращение населения. Почему? (Население не воспроизводится.)

- Сколько детей должно быть в семье? (Не менее 2-3)

2) сокращение трудоспособного населения. (учебник,§ 17. Современная демографическая ситуация в РФ.)

3) Депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.

4) Инфантилизация подрастающего поколения.


  1. Тенденции развития семьи в современной России.

Как вы считаете, находятся семья и семейные ценности в состоянии кризиса или нет?

Каковы тенденции современной семьи? (самостоятельная работа: Учебник § 17, тенденции развития семьи в современной России.)

дополнительного раздаточного материала учителя и своего, найденного самостоятельно в интернете.

- Есть ли выход из этой ситуации? На основе данной концепции, своего юношеского оптимизма и творческих способностей вы должны составить и презентовать проект «Как помочь российской семье?». Вы можете нарисовать плакат, составить коллаж, написать тезисы. Используя старые газеты и журналы, фломастеры. Время на обсуждение и выполнение проекта – 15 минут. Презентация проекта – 2 минуты. Вывесить все проекты.


Из Конвенции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (одобрен Правительством России в сентябре 2011 г.)
Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:


- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;

- увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни;

- увеличения репродуктивного здоровья населения;

- улучшения качества жизни хронически больных и инвалидов.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

- всестороннее укрепление семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;

- создание условий для самореализации молодёжи;

- обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставления материальной помощи при рождении ребёнка.
В области миграции и расселения:

- регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения РФ;

- повышение эффективности использования миграционных потоков путём достижения соответствия их объёмов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ;

- обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.
1) Назовите основные цели демографической политики РФ.

2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?

3) оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.
Презентация проектов.
Заключительная часть.


  1. Аналитический блок и оценивание.

Выступление учителя, представителей групп, обмен мнениями, высказывание собственных позиций, задают вопросы, которые возникли в ходе урока . Формулирование основных выводов

Анализ проделанной работы и оценивание выступлений (презентаций)
- Не всё потеряно, будущее – за молодыми российскими семьями!

Какие проблемы современной семьи были выявлены и как их разрешить .

Как они повлияют на демографическое положение в России



  1. Рефлексия и оценивание.

-Закончите предложения:

Мне понравился (или не понравился) урок, потому что…………….

Нового на этом уроке я узнал…………………………………..

Я не согласен с ……………………………………………
По жизни мне это понадобится (где, когда?)……………………….
V. Домашнее задание: &23, Написать эссе, в соответствии с критериями з. 29 ЕГЭ.