Файл: Классификация коммерческих рисков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;

- риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;

- риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;

- риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;

- риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;

- ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);

- риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.

Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недоставки товара и т.п.

Маркетинговые риски связаны с возможностью получения убытка по причине снижения конкурентоспособности продукции фирмы в целом, ухудшения ценовой и ассортиментной политики и т.д.

Деловой риск определяется такими факторами, как организационно-технический потенциал предприятия, эффективность производственной и инновационной деятельности, устойчивость финансового положения, эффективность системы управления, сложность выпускаемой продукции и др.

Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств). Особенностью финансовых рисков является вероятность наступления ущерба в результате проведения какой-либо операции, которая осуществляется в финансово-кредитных или биржевых сферах.

Финансовые риски подразделяются на два вида:

1) связанные с покупательной способностью денег;

2) связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков:

- инфляционные риски (инфляция означает обесценивание денег и, естественно, рост цен);

- дефляционные риски (дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и, соответственно, в увеличении покупательной способности денег);

- валютные риски;

- риски ликвидности.


Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности более быстрыми темпами, чем растут. В результате предприниматель несет реальные потери.

Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение их доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

К ним могут относиться:

а) возможные потери, вызванные невозможностью купить или продать актив в нужном количестве за достаточно короткий период времени в силу ухудшения рыночной конъюнктуры;

б) возможность возникновения дефицита наличных средств или высоколиквидных активов для выполнения обязательств перед контрагентами.

Риски, связанные с вложение капитала (инвестиционные риски), подразделяются на:

- риск упущенной выгоды;

- риск снижения доходности;

- риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности.

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.

Риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности:

- биржевой риск;

- селективный риск;

- риск банкротства;

- инновационный риск;

- системный риск;

- кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.

Селективные риски - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитаться по взятым на себя обязательствам.


Инновационный риск связан с тем, что нововведение, на разработку которого были затрачены значительные средства, не найдет спроса на рынке.

Системный риск заключается в возможных изменениях в экономической системе, которые могут повлиять на финансовое состояние заемщика (например, изменение налогового законодательства).

По степени риска выделяют:

- допустимый риск;

- критический риск;

- катастрофический риск.

Допустимый риск - это угроза полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. В данном случае потери возможны, но их размер меньше ожидаемой предпринимательской прибыли. Таким образом, данный вид предпринимательской деятельности или конкретная сделка, несмотря на вероятность риска, сохраняют свою экономическую целесообразность.

Критический риск - риск, который связан с опасностью, потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки.

При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат.

Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления данной предпринимательской деятельности, т.е. вероятны потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет.

Катастрофический риск - риск, который характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предпринимателя.

Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предпринимательской фирмы, так как в данном случае возможна потеря не только всех вложенных предпринимателем в определенный вид деятельности или в конкретную сделку средств, но и его имущества. Это характерно для ситуации, когда предпринимательская фирма получала внешние займы под ожидаемую прибыль. При возникновении катастрофического риска предпринимателю приходится возвращать кредиты из личных средств.

Приведенные классификации наглядно свидетельствуют о том, что к настоящему времени в экономической науке еще не разработано общепринятой классификации рисков.

Во многом это связано с тем, что на практике существует очень большое число различных проявлений риска, причем в силу традиции один и тот же вид риска может обозначаться разными терминами. Кроме того, зачастую оказывается весьма сложным четко разграничивать отдельные виды риска.


Сущность коммерческого риска

Риск — один из важных и неизбежных элементов любой деятельности, ориентированной на достижение определенного результата в условиях действия многих факторов и требующей принятия решений для получения ожидаемой эффективности этого результата.

Этимологически слово «риск» испано-португальского происхождения и в буквальном переводе означает «подводная скала», что можно понимать, как «скрытая опасность».

В «Толковым словаре русского языка» В. И. Даля говорится, что под риском следует понимать «действие наудачу, в надежде на счастливый исход», а в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово «риск» определяется как «возможная опасность». Французский император Наполеон Бонапарт говорил, что во всяком предприятии нужно две трети уделять расчету и одну треть случаю [4].

В экономической сфере, предпринимательской и коммерческой деятельности риск трактуется как экономическая категория, отражающая возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной, финансовой и инновационной деятельности. Решения в деятельности коммерческих организаций приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать траекторию движения в ситуации многовариантности, вызываемой действием большого количества факторов, в большинстве случайных и разнонаправленных.

Как известно, существует объективная причина появления рисков при осуществлении КД, так как заранее нельзя учесть влияние всех разнонаправленных факторов на конечные результаты деятельности коммерческого предприятия, а в процессе осуществления намеченной деятельности многие факторы могут непредсказуемо изменяться. Поэтому предприниматель и коммерсант может нести потери на всех стадиях жизненного цикла предприятия и продукции, на всех этапах производственного процесса.

В учениях классиков экономической теории особо подчеркивается мысль, что коммерция — это рисковая деятельность.

Положение о том, что предпринимательская и коммерческая деятельность связаны с риском, зафиксировано в ГК РФ, а ст. 929 ГК РФ посвящена страхованию предпринимательского и коммерческого риска. А. Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» писал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском.

Коммерческий риск (КР), с одной стороны, является объективной категорией, так как возникает под воздействием непредвиденных заранее причин, с другой стороны, на его появление влияет практическая деятельность участников коммерческой деятельности. Следовательно, коммерческий риск можно понимать, как экономическую категорию, количественно и качественно выражающуюся в неопределенности исхода намеченной к осуществлению коммерческой деятельности, отражающую степень успеха или неудачи в коммерческой деятельности по сравнению с заранее планируемыми результатами.


В более узком смысле KP можно понимать, как опасность появления экономического ущерба в процессе осуществления КД. Коммерческий риск возникает в результате проявления коммерции как процесса, на ход реализации которого оказывают влияние разнообразные, часто разнонаправленные факторы и причины.

В рыночной экономике существуют три основные группы причин неопределенности:

  • незнание, то есть недостаточность знаний о внешней рыночной среде;
  • случайность, то есть будущие события, которые сложно предвидеть, так как во многих случаях те или иные события даже в сходных условиях проявляются неодинаково;
  • противодействие, то есть наступают те или иные события, затрудняющие эффективную коммерческую деятельность, среди которых определяющую роль играет конкуренция.

Основная задача участников КД состоит в том, чтобы предвидеть возможные причины неопределенности, которые и являются источниками возникновения рисковых ситуаций, найти возможные пути преодоления случайностей и противодействовать их проявлению.

Неопределенность обусловлена всеми факторами, влияющими на конечный результат КД, тогда как риск непосредственно проявляется в получении неэффективного по сравнению с намечаемым результата КД, в возникновении ущерба, недополучении прибыли (дохода).

Неопределенность сложно измерить практически, в то время как наступивший KP измеряется количественно путем учета потерь и неполучения запланированного конечного результата КД.

Таким образом, коммерческий риск — это конкретная форма неопределенности совершения коммерческой деятельности.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМ РИСКОМ

2.1 Методы выявления риска

Методы управления коммерческими рисками торговой организации весьма многообразны, поскольку зависят от профиля деятельности организации, а также внешних и внутренних факторов и личностных качеств тех, кто принимает решение.

Представим основные методы управления коммерческими рисками торговой организации на рисунке 2.

Рисунок 2. - Основные методы управления коммерческими рисками торговой организации