ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вл. Соловьев. «Смысл Любви»
Вариант 2. Упражнение «Составитель словаря»
Цель: констатация имеющихся в группе представлений о сути любви.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: Организуется работа в малых группах. Необходимо составить и представить в общем кругу определение понятия «любовь». Важно помнить, что любовь бывает разной – например, к родителям, человеку противоположного пола, Родине, Богу. Группы могут предложить определения различных видов любви.
В обсуждении затрагиваются вопросы:
-
В чем суть любви как состояния? Какие чувства могут сопровождать любовь? -
Каково соотношение любви и эгоизма? -
Что способно стать основой любви?
Резюме ведущего:
Существенной особенностью любви является ее устойчивость. Любящие люди испытывают не только нежность, восторг и прочие прекрасные чувства. Бывает, что в их душах рождается и раздражение, и злость, и обида. Но это не означает отсутствия любви. Просто там, где есть истинная любовь, негативные эмоции легко преодолимы – стоит только человеку задуматься не о собственном благополучии, а о благополучии любимого.
Вариант 3. Упражнение «Спорные утверждения»
Цель: исследование проявлений любви на разных уровнях человеческой сущности.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: Участникам предлагается определить степень согласия с утверждениями, «выкинув» от одного («не согласен») до пяти («полностью согласен») пальцев. Участникам, высказавшим крайние точки зрения, предлагается их обосновать:
-
Настоящая любовь встречается в нашем мире все реже и реже -
Лучше быть влюбленным безответно, чем вообще никого не любить -
Иметь плохую репутацию для девушки хуже, чем для парня -
Можно быть влюбленным в кумира -
Ревность - признак любви -
Большинство парней относится к девушкам с уважением -
Верность друг другу – залог длительных отношений -
Важно, чтобы родителям нравился тот, с кем ты встречаешься -
Девушки интересуются любовными отношениями больше, чем парни -
Возраст начала интимных отношений имеет большое значение для человека
Резюме ведущего:
Истинная любовь не сводится к сексу или приятному времяпровождению. Любовь – это прежде всего ответственность и верность себе и другому человеку.
Вариант 4. Обсуждение притчи «Принцесса волшебного озера»
Цель: способствовать отказу от типичного для подросткового возраста представления о любви как о растворении в другом человеке, потере себя.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: Вниманию группы предлагается притча:
Давно-давно в одном королевстве жил прекрасный Принц. Принц очень любил гулять по своим владениям – по полям, лугам и лесам - и не любил сидеть во дворце.
Однажды он решил погулять в заповедном лесу. Жители королевства боялись ходить по этому лесу. Но Принц был очень смелый, и потому он отправился в самую чащу. Он шел долго-долго, лес становился все гуще, все страшнее. НаконецПринц вышел на поляну, в середине которой было прекрасное озеро. Он склонился над водой, но вместо своего отражения увидел необычайно красивую девушку.
- Кто ты? – спросил Принц.
- Я – Фея волшебного озера.
- Выйди на берег, ко мне - попросил юноша.
- Не могу, - сказала Фея, - когда рядом никого нет, и никто не смотрит в воду, я переношусь, куда хочу. Но как только кто-то посмотрит в озеро, я должна вернуться. Зато все, что я видела, и что показалось мне приятным и интересным, потом тоже отражается в озере. Хочешь посмотреть?
- Хочу, - сказал Принц.
И он увидел в озере чудесные картинки дальних стран.
С тех пор Принц стал приходить на озеро каждое утро, и Фея показывала ему диковинные города, высокие горы, дремучие леса и даже морское дно.
Но как-то раз Принц пришел к озеру и увидел в нем свое отражение. Он удивился и стал звать Фею. Она появилась.
- Что случилось, - спросил Принц, - что стало с твоим озером?
- Милый Принц, - сказала Фея. – В моем озере отражается то, что я люблю. Я полюбила тебя, и теперь в моем озере можешь отражаться только ты.
Фея думала, что Принц обрадуется, но юноша почему-то промолчал. Так и не сказав ни слова, он ушел. Через несколько дней Принц опять пришел к озеру, заглянул в его воды и опять увидел там только себя.
- Знаешь, Фея, - сказал Принц, - прости, но я больше не приду. Это озеро было для меня всем. Но теперь… Понимаешь, у меня в замке достаточно зеркал, чтобы в любой момент в любом из них я мог увидеть себя. Прощай…
Принц ушел и больше никогда не вернулся. Много лет прошло с той поры. Но до сих пор отважные люди отправляются в лес к чудесному озеру. Все так же сияют яркой голубизной воды озера, расположенного в середине уединенной лесной поляны. И по-прежнему в озере не отражается ничего, кроме прекрасного Принца и печальной Феи.
Обсуждаются вопросы:
-
О чем эта притча? -
Какой бывает любовь? -
Могут ли проявления любви быть некомфортными для другого человека? Почему?
Резюме ведущего:
Любить – не значит терять себя. Напротив, любить – значит все больше становиться собой, находить в себе новые хорошие и сильные стороны и стремиться к тому, чтобы стать лучше.
Вариант 5. Упражнение «Сиамские близнецы»
Цель: формирование представлений о важности свободы и доверия.
Необходимые материалы: веревки или ленты, коробки, упаковочная бумага.
Описание: Любящие друг друга люди так или иначе связаны между собой. Группа случайным образом разбивается на пары (например, с использованием приема «Этот?»: один из участников, стоя спиной к группе, должен остановить выбор на одном из товарищей, на которых по очереди показывает ведущий). Получившиеся пары связываются по левой/правой ноге и левой/правой руке. Каждой паре необходимо сделать несложное дело – например, упаковать подарок. Можно устроить соревнование между парами на время. На последующих этапах игры веревки можно ослабить, одному из участников можно завязать глаза и т.д.
Обсуждаются вопросы:
-
Какие чувства возникали по ходу упражнения? -
Аллегорией чего были веревки или ленты? Откуда в любви берется несвобода от другого человека? -
Какие отношения являются наиболее комфортными? -
Какова роль доверия в отношениях любящих людей?
Резюме ведущего:
Если в отношениях любящих людей нет свободы, такие отношения никому из них не принесут радости. Один будет чувствовать себя надсмотрщиком, другой – постоянно ощущать себя «под колпаком». Любить человека – значит доверять ему.
Вариант 6. Упражнение «Сердечки»
Цель: Актуализация альтернативных способов проявления любви. Акцентирование внимания группы на многообразии способов проявления любви.
Необходимые материалы: сердечки из бумаги по два на каждую подгруппу из пяти человек. На одном заранее написано по шесть способов проявления любви (приглашение на танец, проводы домой, преподнесение подарков, комплименты, посвящение стихов и песен, поцелуй); одно большое сердце из ватмана.
Описание: Группа делится на подгруппы по пять человек, каждой группе дается по два сердечка. Одно – с вариантами проявления любви, другое пустое. Задание – в течение пяти минут участники пишут на втором сердечке шесть способов проявления любви, не перечисленных на первом сердечке. По окончании работы каждая группа зачитывает получившийся список, а ведущий выписывает на большое сердце варианты, которые не повторялись раннее.
Резюме ведущего:
Иногда мы не знаем, как показать другому человеку свою любовь и внимание, и это сильно обедняет наши отношения. Существует множество способов проявления любви – и те, которые перечислены в ходе упражнения, и многие другие.
Завершение работы:
Цель: подведение итогов занятия.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание. Ведущий делает акцент на ценности истинной любви, ее бескорыстном характере. Группа высказывается на тему:
-
Что нового произошло за время занятия? -
Что удивило, оказалось неожиданным?
Домашнее задание:
Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.
Необходимые материалы: рабочая тетрадь.
Описание: Участникам группы предлагается написать эссе на тему «Мир ни в чем не нуждается так сильно, как в истинной любви».
В дополнение к занятию возможен коллективный или самостоятельный просмотр фильмов по этой теме, например, «Триста спартанцев», «Александр Невский», «Восхождение», «А зори здесь тихие» (см. также Приложение №7).
ЗАНЯТИЕ 9. СЕМЬЯ
Постановка проблемы. Информация для тренера. Человек произрастает из семьи. Семейные взаимоотношения во многом определяют его характер и способы реагирования. Семья – это сложная многофункциональная система. Как мы относимся к родительской семье? Какие плюсы и минусы мы от нее унаследовали? С достаточной ли ответственностью думаем о своей будущей семье? Какой мы хотим ее видеть? Многие рискованные поступки подростков спровоцированы трудностями отношений в их собственных семьях. Необходимо помочь подросткам увидеть родительскую семью в позитивных тонах, создать такие условия, чтобы они поняли: семья – это важнейший ресурс для преодоления жизненных сложностей. |