ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель занятия:
Формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного отношения к внутрисемейному общению; формирование положительного образа будущей семьи; формирование навыка решения внутрисемейных конфликтов; актуализация ресурсного значения родственных связей.
Начало работы:
Упражнение «Желаем всем хорошего настроения»
Цель: создание рабочего настроя, введение в тему.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: ведущий говорит предложение «Встаньте те, кто…» и называет какое-то качество или действие. Участники группы, которые могут отнести это высказывание к себе, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения». После нескольких нейтральных предложений («Встаньте те, кто любит мороженое», «Встаньте те, кто сегодня чистил зубы» и так далее) предлагаются предложения, связанные с семейной тематикой, например:
-
«Встаньте те, у кого есть брат или сестра» -
«Встаньте те, кто знает имена прабабушки и прадедушки» -
«Встаньте те, кто часто видится с дальними родственниками» -
«Встаньте те, кто считает, что семья людям не нужна» -
«Встаньте те, кто дорожит своей семьей»
Предложения по семейной тематике строятся от фактических (наличие или отсутствие тех или иных родственников и контактов с ними, семейных праздников и так далее) до ценностно-ориентационных (например, ценность семьи, родственных отношений). Задачей разминки, помимо создания рабочего настроя, является актуализация размышлений о собственной семье, ее значении в жизни человека. Обсуждения результатов на этом этапе занятия не требуется.
Работа по теме занятия:
Информация для тренера.
«В современной семье мать является ее связующей силой, ее живым, средоточием. Семья сохраняет свое единство только благодаря матери. Чем меньше семья является трудовой единицей, чем дальше и глубже идет рассечение семьи, тем ответственнее и существеннее становится роль матери, но тем и труднее она, ибо все члены семьи мало нуждаются в семье. Нельзя сказать, что такое взаимотяготение невозможно, неосуществимо, жизнь показывает нам и в наши дни удивительные примеры такой целостности семьи, которая сохраняется и там, где совершенно почти исчез семейный общий труд. Мать связана с детьми глубже, чем одной лишь бытовой, жизненной связью. Глубже, раньше трудового единства было в семье ее духовное единство. Поэтому кризис современной семьи, связанный с превращением ее в потребительскую единицу, с рассечением и внешним распадом семьи, может быть изнутри преодолен, но лишь в том случае, если духовная связанность семьи сохранится.
Если дети не по принуждению, а … свободно и охотно разделяют заботы и труды родителей, через них проходят токи общесемейной целостности. Духовная связь с семьей пульсирует в них как реальная сила. Могут и здесь быть конфликты семьи с внесемейной средой, и в этих случаях важно, чтобы дитя свободно выбрало семью, свободно соединилось с ней. Не нужно даже бояться отдельных случаев ,… при которых семья оставляет свободу ребенку, ведет дитя к трезвому и отчетливому сознанию своей неправды - и это изнутри, свободно и глубоко возвращает его к семье. Важно то, чтобы семья дорожила не внешним вниманием ребенка к себе, а именно внутренним, свободным соучастием его в жизни семьи».
Протоиерей В. Зеньковский. «О религиозном воспитании в семье».
«В здоровой христианской семье есть один-единственный отец и одна-единственная мать, которые совместно представляют единый - властвующий и организующий - авторитет в семейной жизни. В этой естественной и первобытной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостною силою, и что порядок в общественной жизни предполагает наличность такой единой, организующей и повелевающей власти: он научается тому, что Принцип патриархального единодержавия содержит в себе нечто целесообразное и оздоровляющее; и, наконец, он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. [...] Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания…
Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение».
Иван Ильин. «О семье»
«По мнению чешских психологов Й. Лангмейера, З. Матейчека (1984), роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. … Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы.
Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребёнка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными и индивидуалистическими.
Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим».
(Материалы ресурсного образовательного психологического центра «Собеседник» http://www.fapsyrou.ru/pershina2.php)
«Д. С. Акивис в работе "Отцовская любовь" подчёркивает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиций в частности. Позитивные отношения с отцом помогают сформировать такие качества у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды».
Вариант 1. Обсуждение проблемы «Зачем нужна семья?»:
лекция-беседа «Семья как единый организм»
Цель: осознание собственных установок относительно семьи. Возможность поделиться друг с другом жизненным опытом.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: мини-лекция. Любая система состоит из отдельных частей. Каждая часть очень важна, она связана с другими частями и оказывает на них влияние. Система организована в соответствии с внутренними и внешними правилами, определяющими ее функции, реакции и взаимоотношения. Система жизнеспособна только тогда, когда все ее компоненты имеются в наличии и поддерживают друг друга. Семья – это система, поддерживающая своих членов социально, психологически и духовно.
Цель семьи - развитие всех ее членов и воспитание подрастающего поколения.
Здоровая семья - это открытая система, где есть:
1) пространство для развития каждого «Я» и общее «Мы»;
2) ясные каждому члену семьи правила и традиции, причем эти правила гибки и могут быть изменены, если требуют новые условия;
3) изменения приветствуются и считаются желанными и естественными;
4) общение внутри семьи прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту;
5) самооценка всех членов семьи адекватная, присутствует само- и взаимоуважение.
Дисфункциональная семья - это семья, не способная выполнять свои основные функции. Это закрытая система, где самооценка у членов семьи низкая, а общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное. Внутри семьи бытуют препятствующие росту ролевые взаимоотношения. В этой семье правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила, существуют запреты на их обсуждение.
На основе предложенного материала обсуждается вопрос: зачем человеку семья?
Резюме ведущего: одна из основных функций семьи – поддерживать тех, кто ее составляет. Выполнение этой функции невозможно, если поддержка идет только в одну сторону – от родителей к детям. Дети, так же как и родители, являются членами семьи, и также могут и должны оказывать поддержку и помощь своим родным.
Вариант 2. Упражнение «Ответы на листочках»
Цель: размышления о семье.
Необходимые материалы: коробка или шапка, бумага.
Описание: ведущий задает вопрос и просит всех участников написать ответ на листочках. Листочки не подписываются, складываются, по кругу собираются в шапку и откладываются в сторону, но так, чтобы они не перепутались с последующими. Всего задается семнадцать вопросов. После того, как все листочки собраны и разложены, ведущий с разрешения группы зачитывает все ответы на каждый из вопросов.
После этого желающие высказывают свои комментарии и дают «обратную связь». Ведущий проводит дискуссию и делает вывод о разнообразии, сложности построения и развития семьи и о необходимости понимать, что от каждого своего члена семья требует усилий и приносит счастье только тогда, когда человек ответственно и нравственно ведет работу по построению семьи. Кроме того, ведущий говорит о том, что у каждого – своя семья, и редко бывает, чтобы семья полностью соответствовала ожиданиям человека. Однако любой человек в будущем в силах построить такие семейные взаимоотношения, какие он захочет, какие сумеет и на какие он сам окажется способен – то есть те, к которым он будет готов. Готовиться к построению своей семьи необходимо уже сейчас.
Вопросы:
-
Перечислите членов вашей семьи. -
Какие правила существуют в вашей семье? -
Какие традиции существуют в вашей семье? -
Что члены вашей семьи всегда делают вместе? -
Что члены вашей семьи никогда не делают вместе? -
Имеют ли члены вашей семьи внешние связи – с друзьями, приятелями, другими людьми? Как к ним относятся другие члены семьи? -
Имеют ли члены вашей семьи персональные границы и как они соблюдаются? -
Какие права имеют члены вашей семьи и как они уважаются? -
Какие обязанности имеют члены вашей семьи и как они выполняются? -
Как проявляются в вашей семье чувства – открыто, или существует негласный запрет на их выражение? -
Как члены вашей семьи узнают о чувствах и состояниях друг друга? -
Как распределяется ответственность между членами вашей семьи? -
Как распределяется власть в вашей семье? -
Происходят ли изменения в вашей семье? -
Как ваша семья реагирует на происходящие в ней изменения? -
Как ваша семья реагирует на проблемы и неприятности? -
Как ваша семья решает проблемы отдельных членов семьи и общие?