Файл: Е. Н. Мычко поведение собаки пособие для собаководов.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Территориальность напрямую связана с происхождением породы. Сложно провести границу между истинными попытками защитить свою территорию и проявлениями сильного возбуждения. Звонкий лай при появлении посторонних отнюдь не всегда говорит об охране территории, это может быть выражением тревоги, просьбой к хозяевам защитить своих крошек. Охотничье поведение в идеале достаточно сильно подавлено – домашний любимец не должен лезть в грязь, преследуя добычу, более того, желательно, если он не будет интересоваться разной экзотической живностью, разделяющей с ним жилище хозяев.

Подвижность нервной системы может быть самой различной, как сложилось исторически. Тем не менее чаще подвижность высокая, при преобладании процессов возбуждения.

Легкость переключения внимания в высшей степени желательна: песик должен живо реагировать на все происходящее вокруг, в чем-то заменяя домашнего шута.

Аффектированность – качество непременное, собственно, этого-то и ждут владельцы, они хотят видеть «чувства» своей ненаглядной собачки, чем больше она привлекает к себе внимание, тем лучше.

Инфантильность – это уж само собой; декоративное животное очень зависимо от человека, это даже поговорка подмечает: «маленькая собачка – по веку щенок».

К сожалению, достаточно часто декоративные собаки нашего разведения не соответствуют приведенному портрету: они злы, трусливы, истеричны. Эти черты свидетельствуют о неправильной селекции, когда в погоне за экстерьером не проверяют поведение, а ведь именно для декоративных собак-компаньонов поведение оказывается одной из важнейших характеристик.

Шоу-собака. Этот тип специализации сложился относительно недавно с повышением престижности выставок. Шоу-собакой, по определению, может быть собака любой породы. Тем не менее вне зависимости от этого к ней предъявляются совершенно определенные требования. Она обязана иметь сильную нервную систему, должна выдерживать многочасовое пребывание в специфических, эмоционально стрессирующих условиях выставки. Собаки, чья шерсть нуждается в парикмахерской подготовке, обречены еще и на столь же долгое неподвижное стояние на столе. Кроме этого, «шерстяные» собаки в течение всей выставочной карьеры вынуждены носить папильотки, резинки, зажимы, комбинезоны и прочие приспособления, сохраняющие шерсть. Им противопоказаны активные прогулки, купания в водоемах, игры с другими собаками и т.п. Шоу-собака должна спокойно выносить прикосновения незнакомых людей, пристальное разглядывание с близкого расстояния.


Обязательным качеством характера шоу-собаки является желание нравиться, причем не только хозяину, но и окружающим. Хороший выставочный «боец» обожает привлекать внимание публики, ходить первым в ринге, красоваться в выставочной стойке.

Отбор собак по шоу-качествам при отсутствии иных критериев отбора по поведению может приводить к обеднению поведенческого репертуара в целом, утрате рабочих качеств. Следует подчеркнуть, что собаки-компаньоны страдают от этого в не меньшей степени, чем охотничьи или служебные.

В том случае, когда отбор по шоу-качествам дополняет отбор по рабочим качествам, социальная приемлемость собаки повышается, она становится очень приятной и удобной в общении.



«ДЕЛО ЖИЗНИ»



Несколько раз в различной связи упоминалось, что у каждой собаки должно быть ее главное дело, – ведь и роль, и само существование в стае неразрывно связаны с определенными обязанностями.

Возникает вполне логичный вопрос: а зачем собаке вообще что-то делать, если хозяин готов кормить, поить и холить ее просто за то, что она есть? Ведь действительно подавляющее число собак-горожан являются компаньонами, их заводили не для работы, а для души. Это прекрасно, но... Такая жизнь совсем не отвечает нуждам собаки. Животное, получающее жизненные блага на «блюдечке с голубой каемочкой», оказывается на самом деле глубоко несчастным или, во всяком случае, неблагополучным. Хозяин считает, что собака «с жиру бесится», – ее балуют, а она, точно назло, все рвет, портит, то и дело огрызается. Возможен, впрочем, очень мирный вариант: собака-бездельница быстро жиреет в самом прямом смысле этого слова, ее ничто не интересует, кроме одного – покоя. Жизнь такой собаки редко оказывается долгой; общение с ней до крайности неинтересно. Так чего же все-таки не хватает этим собакам, у которых все есть?

Догадаться нетрудно – им не хватает дела, неких обязанностей, придающих жизни цель. Рассмотрим, какие основные потребности организма требуют удовлетворения в этом случае, попытаемся понять, что такое скука по-собачьи.

Прежде всего, собака, как хищник-загонщик, нуждается в достаточной физической нагрузке. Для собаки бег, длительные динамические усилия – норма. Мышцы должны получать нагрузку, энергично работать. Для собаки длительный отдых, отсутствие движения несвойственны, естественны для нее чередование периодов отдыха и быстрого активного движения. Когда с собакой мало гуляют, ее потребность в движении не удовлетворяется, и собаке приходится восполнять ее, бегая по дому, путаясь под ногами у домочадцев, нанося урон обстановке (грызть мебель достаточно серьезная нагрузка, по крайней мере, для челюстей). Казалось бы, выход прост – сейчас в изобилии появились тренажеры для собак, остается только подобрать подходящий, и собаке обеспечена нормальная физическая нагрузка.

Это верно лишь отчасти. Чем взрослее, самостоятельнее и интеллектуальнее собака, тем быстрее надоедает ей тренажер и она учится, как избежать работать на нем. Одни собаки находят точку равновесия, другие – иные способы затормозить ленту дорожки. Оказывается, что для собаки вовсе не привлекательно проводить время в совершенно бесцельном с ее точки зрения беге. Почему?


Здесь мы подходим к следующей потребности. Собаке необходимо получать новую информацию, чтобы чувствовать себя комфортно. Любая депривация, как мы говорили, приводит к значительному напряжению и закономерно вызывает отклонения в поведении. Вот почему тренажер не является панацеей для собаки-компаньона. Работая на нем, она не приобретает никаких новых знаний, а положительных эмоций за счет получения «мышечной радости», так называл удовольствие от физического труда академик Павлов, оказывается недостаточным. Для собаки важно не просто физическое упражнение, но упражнение, которое связано еще и с получением некой новой информации, с решением какой-то задачи.

Присмотримся к поведению собаки на прогулке, особенно в незнакомом месте: она все время что-то исследует, принюхивается: то примется рыть землю, то грызть ветку. Длительные прогулки удовлетворяют информационный голод собаки, однако часто устраивать их может отнюдь не каждый владелец, кроме того, чем лучше собака знает территорию, чем чаще с ней гуляют на одном месте, тем меньше времени у нее занимает исследование. У собак хорошая память, и они в состоянии запоминать значительный объем сведений о знакомой местности. Необходимо разнообразить места прогулок, что сделать достаточно сложно.

Обработка информации и успешное решение задач непосредственно связаны с удовлетворением потребности в повышении самооценки и статуса. Любая здоровая собака добивается определенного социального статуса и при возможности повышает его. Решение этой задачи сопряжено не только с прямой «борьбой за власть». Гораздо чаще высокого социального статуса добиваются особи, умеющие делать нечто, полезное для стаи, причем делающие это лучше, надежнее.

Решение слишком простых задач, доступных каждому члену стаи, ничего не дает для социального продвижения. Ни один молодой кобель не останавливается на доминировании над щенками – он стремится приобрести пусть невысокий, но все же взрослый ранг.

Дав собаке достаточно трудную для нее, но решаемую задачу, некую службу, хозяин предлагает ей обрести вполне определенное, только ей принадлежащее место в семье-стае. Мы особо подчеркиваем, что задача должна быть сложной, но посильной: невозможность справиться с проблемой, сильные отрицательные эмоции оказываются столь мощным отрицательным подкреплением, что животное отказывается от дальнейших попыток решить задачу.


Могут возразить: большинство молодых кобелей по мере взросления раз за разом пытаются добиться высокого социального статуса, терпя неудачу. Где тут же отказ при отрицательном подкреплении? Он в том, что собака некоторое время ведет себя тихо. Далее может следовать новая попытка, но ведь кобель-то уже другой – вчерашний подросток приобрел опыт, научился новым приемам борьбы (и не только борьбы, он вообще многому успел научиться), наконец, он стал физически сильнее, лучше координирован.

Если собака терпит неудачу многократно, она вполне может отказаться от попыток повысить ранг вообще и так и остается до конца дней «последней» в иерархии. Напомним, что недостижение значимой цели, особенно многократное, вызывает у животных сильнейший стресс, нервные срывы, даже фобии обстановки, связанной с неудачей.

Таким образом, хозяин должен поставить перед собакой такую задачу, которую та с определенным напряжением сил может выполнить. Очень важно, чтобы собака поняла, во-первых, что же именно от нее требуется, и, во-вторых, насколько это важно для хозяина и для всей семьи. Тогда это занятие в понимании собаки окажется увязанным с социальным статусом, а выполнение ее будет приносить удовольствие.

Здесь мы вновь вынуждены говорить об «идее породы». Собака легко понимает те задачи, для выполнения которых была некогда создана эта порода или ее предки; они для нее посильны и приносят максимум положительных эмоций. Готовить собаку к выполнению службы, несовпадающей, а тем более противоречащей «идее породы», трудно: приходится обучать ее длительно, очень упорно, двигаясь вперед маленькими шажками. При большом желании можно добиться очень многого, но зачем тратить силы для получения относительно небольшого результата.

Если дрессировка, не совпадающая с «идеей породы», сложна, то дрессировка против «идеи породы» не только сложна в высшей степени, она ненадежна и с большой долей вероятности плохо влияет на психику животного. Тем не менее не редки владельцы сенбернаров, желающие обучить своих добродушнейших питомцев профессии телохранителя. Да, все можно сломать и вывернуть наизнанку, но «идея» данной породы – горноспасатель с наглухо заблокированной агрессией!

Понятно, что наиболее адекватным делом для охотничьей собаки будет прежде всего именно охота. Здесь собака может полностью раскрыть все свои возможности, испытать максимум положительных эмоций, трудиться (в том числе и физически) с полной отдачей сил. Более того, охотничья собака и ее хозяин составляют в миниатюре тот первый, крепчайший союз, который навек связал человека и его четвероногого друга. Точно так же для сторожевой, караульной собаки наилучшим делом жизни будет все-таки охрана хозяина, его семьи, имущества.