Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 582
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применительно к п. 1 ст. 13.2 Закона N 131-ФЗ прямое действие Конституции РФ распространяется и на осуществление охраны общественного порядка и решение иных вопросов местного значения, но ряд законов, принимаемых в развитие Конституции, затруднил пользование этим правом. Кроме того, механизм реализации личных прав граждан на сходы, собрания и т.д. может быть перенесен на местный уровень, поскольку это отнесено к регламентации муниципальных образований и т.д. Например, жители муниципальных образований могут собираться по разным поводам, не ставя никого в известность об этом, и ничего противоправного не происходит, следовательно, муниципальные власти вполне способны самостоятельно контролировать их поведение. Но в случае выхода сложившейся ситуации из-под контроля центральная власть тоже ничего уже не сможет сделать. Остается применить установленные законом меры.
Во всяком случае, Закон N 131-ФЗ стал более демократичным, его нормы и принципы стали основой децентрализации управления и самоуправления. Модель предыдущего государственного устройства, достигнув своего апогея, ушла в историю. Впрочем, до настоящего времени нет единого мнения о том, что уже наступило время "идеального государства" как реализация его абсолютной идеи. Теоретико-правовые исследования истории местного самоуправления в Российской Федерации востребованы еще и потому, что без них оно не решит поставленных задач по привлечению населения к участию в нем и оно не станет фактором народовластия в системе публичной власти. В противном случае инновационные начала современной истории местного самоуправления могут уступить место бесконечным дебатам, полемикам, бюрократизму и т.д., способным свести ее к законам инфернального общества.
Суверенитет народа гарантирован конституционно-правовой системой государства, институтами гражданского общества, самоуправлением, составляющим его основу не только на местном, но и всех уровнях публичной власти. Авторы статьи "Исторические корни местного самоуправления в России" справедливо отмечают, что "принципиальным новшеством, осуществившим перенос уровня органов местного самоуправления в сферу самого тесного взаимодействия с государственной властью, явилось установление системы "публичной власти", не существовавшей в предыдущей редакции действующей Конституции России. Появление единой системы публично-властных органов в государстве было вызвано необходимостью создания механизма эффективного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти с условием расширения и укрепления сферы компетенции и властных полномочий органов местного самоуправления" . Такой подход можно считать оправданным и сопоставимым с современной теорией управления, самоуправления, народовластия и представительства.
В современной истории Российской Федерации народное волеизъявление на местном уровне пока еще недостаточно в силу ряда причин и, в частности, сформировавшегося менталитета и инертности населения, считающего, что власть должна править, а народ - давать оценку этому правлению. Такой подход является тормозом общественных инициатив, его преодоление возможно, если на общественные обсуждения будут выноситься актуальные вопросы местной жизни, а местное нормотворчество не станет декларативным по содержанию. В дальнейшем представительные органы местного самоуправления станут более самостоятельными в решении вопросов местного значения при согласовании своих позиций с иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в пределах своих компетенций.
Органы местного самоуправления осуществляют важные властные полномочия, непосредственно связанные с текущими проблемами жизни и развития населения на местах. Для реализации своих полномочий они наделяются определенным функционалом на различных законодательных уровнях. Рассмотрим эти функции и связанные с ними отдельные правовые аспекты.
В соответствии с п. 49 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам
заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, а также в пределах прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Следовательно, функции органов местного самоуправления - это комплекс направлений деятельности, связанных с осуществлением властных полномочий, а также услуг, которые указанные органы оказывают в рамках своей компетенции.
-
Система и структура органов местного самоуправления
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о местном самоуправлении наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Законом о местном самоуправлении.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
На основании ч. 3 ст. 34 Закона о местном самоуправлении порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о местном самоуправлении структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.
Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение 1 месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ о проведении местного референдума.
При отсутствии предусмотренной Законом о местном самоуправлении инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.
Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта РФ.
Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через 1 год со дня его создания.
На основании ч. 6 ст. 34 Закона о местном самоуправлении в решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
-
структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; -
порядок избрания и полномочия главы муниципального образования - в соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона о местном самоуправлении.
Согласно ч. 7, 8 ст. 34 Закона о местном самоуправлении изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных Законом о местном самоуправлении.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона о местном самоуправлении представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
При этом представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан (ч. 3 ст. 35 Закона о местном самоуправлении).
Из ч. 4 ст. 35 Закона о местном самоуправлении следует, что представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального района: