Файл: Органов местного самоуправления 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 585

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства;

  • может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

На основании ч. 5 ст. 35 Закона о местном самоуправлении представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта РФ и уставом соответствующего муниципального образования:

  • может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства;

  • может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Частью 8 ст. 37 Закона о местном самоуправлении предусмотрено, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Контрольно-счетный орган муниципального образования может быть образован представительным органом муниципального образования в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля (ч. 1 ст. 38 Закона о местном самоуправлении).

Согласно ч. 2 ст. 38 Закона о местном самоуправлении порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется также Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, которые установлены федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.


  1. Функции органов местного самоуправления


Органы местного самоуправления осуществляют функции:

  • в рамках полномочий по решению вопросов местного значения;

  • в рамках отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

На основании ч. 10 ст. 35 Закона о местном самоуправлении в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

  • утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

  • принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;

  • утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

Согласно ч. 11 ст. 35 Закона о местном самоуправлении иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

К примеру, согласно Уставу муниципального образования "Костомукшский городской округ" (принят решением Совета Костомукшского городского округа от 30.06.2005 N 411-ГС) в исключительной компетенции представительного органа - Совета Костомукшского городского округа в т.ч. находятся:



  • представление к награждению государственными наградами РФ и Республики Карелия (п. 25 ст. 26);

  • утверждение условий привлечения кредитных ресурсов для покрытия текущего дефицита бюджета (п. 29 ст. 26);

  • утверждение положения о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета Костомукшского городского округа (п. 31 ст. 26);

  • назначение на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа (п. 39 ст. 26);

  • утверждение программы противодействия коррупции на территории Костомукшского городского округа (п. 42 ст. 26);

  • утверждение порядка транспортного обслуживания, обеспечиваемого в связи с исполнением должностных обязанностей муниципальными служащими, в зависимости от группы замещаемой должности муниципальной службы (п. 44 ст. 26) и т.д.

На основании ч. 1 ст. 37 Закона о местном самоуправлении местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

К примеру, согласно Уставу внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ (принят решением Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Нарвский округ Санкт-Петербурга от 06.09.2017 N 32) местная администрация, в частности:

  • разрабатывает проекты местного бюджета, планов, программ, решений, представляемых главой местной администрации на рассмотрение представительного органа муниципального образования (п. 1 ст. 33);

  • обеспечивает содержание и использование находящихся в муниципальной собственности жилищного фонда и нежилых помещений, транспорта, иной муниципальной собственности (п. 6 ст. 33);

  • управляет муниципальной и иной переданной в управление муниципальному образованию собственностью (п. 7 ст. 33);

  • осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Санкт-Петербурга (п. 8 ст. 33);

  • осуществляет муниципальные заимствования от имени муниципального образования (п. 11 ст. 33);

  • устанавливает размер оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений (п. 18 ст. 33);

  • осуществляет выдачу разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством (п. 21 ст. 33) и т.д.


На основании ч. 1 ст. 20 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

К примеру, на основании ст. ст. 2, 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 N 40-РЗ "О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года" (принят Парламентом КБР 17.12.2019) органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года:

  1. обеспечение помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении;

  2. обеспечение охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2020 года;

  3. предоставление необходимых транспортных средств, средств связи.

Отдельные государственные полномочия передаются органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений.

Заключение



В определении местного самоуправления, закрепляемом в российском законодательстве, несмотря на его достоинства, касающиеся, прежде всего, его развернутого характера и демократизма, имеется значимый пробел - отсутствие указания на то, что местное самоуправление представляет собой один из уровней публичной власти. В этой связи в легальном определении местного самоуправления следует закрепить в том числе его трактовку как уровня публичной власти.

В рамках дальнейшего процесса конституционного развития было бы правильно на конституционном уровне зафиксировать понятие "публичная власть", а также указание на собирательный характер данного понятия, включающего государственную власть - федеральную и субъектов РФ, а также местное самоуправление (муниципальную власть). Это позволит адекватно урегулировать множество сходных отношений, затрагивающих и государственный, и муниципальный уровни власти, и ввести институты публичных органов власти, услуг, службы, собственности и т.д.


К общим признакам (принципам) публичной власти в целом отнесем:

  1. наличие населения (народа), аппарата власти, территории и непрерывности во времени;

  2. легальность и легитимность власти (в том числе ее открытый, а не "тайный" характер, демократичность, правовое закрепление и т.д.);

  3. самостоятельность в пределах своих полномочий;

  4. всеобщность (т.е. распространение этой власти на всех лиц, находящихся на определенной территории, кроме строго определенных исключений);

  5. легальная возможность применения принуждения.

К специфическим признакам (принципам) местного самоуправления как относительно самостоятельного уровня публичной власти следует отнести:

  1. самостоятельность местного самоуправления по отношению к системе государственной власти (в пределах своих полномочий);

  2. особый субъект осуществления местного самоуправления - население муниципального образования (местное сообщество), в состав которого могут не включаться некоторые граждане РФ, находящиеся на его территории, и, наоборот, включаться определенная категория иностранных граждан;

  3. особый характер институциональной (организационной) основы местного самоуправления по сравнению с государственной властью - расширенное количество форм прямой демократии, иная трактовка разделения властей и т.д.;

  4. возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и возможность административного контроля со стороны государства за их реализацией, в том числе с точки зрения целесообразности.



Список литературы





  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023).

  3. Административное право: Учебник / М.И. Еропкин, Т.И. Козырева, М.И. Козырь, Б.М. Лазарев [и др.]; Под ред. А.Е. Лунева. М.: Юридическая литература, 1970. С. 71.

  4. Вишняков В.Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. М.: Наука, 1972. С. 10.

  5. Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право: Учебник. М.: Госюриздат, 1959. С. 100.

  6. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов: Пробл. совершенствования орг. и деятельности / [И.Ф. Бутко, Л.В. Николаева, Н.А. Пухтинский и др.; Отв. ред. И.Ф. Бутко]. Киев: Наук. думка, 1980. С. 108.

  7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Бек, 1996. С. 572 - 573.

  8. Манохин В.М. Советское административное право: Учебник. М.: Юридическая литература, 1977. С. 106 - 107; Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2003. С. 72.

  9. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М.: Акад. прав. ун-т, 1998. С. 81.

  10. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Бондаря. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт", 2013. 721 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

  11. Нечкин А. В., Кожевников О. А.Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. Учебное пособие для вузов. — М: Юрайт, 2020. 268 с.

  12. Петров Г.И., Усиевич И.Б. Административное право. Часть общая и особенная / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юридическая литература, 1968. С. 116.

  13. Потапова А. А. Муниципальное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М: Проспект. 2017. 112 с.

  14. Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. N 2. С. 32.