Файл: Реферат по учебной дисциплине Политология по теме Против зерна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лишь значительно позже, когда мир оказался полностью оккупирован государствами, а средства производства стали бы принадлежать исключительно государственными элитами, контроль стал бы достаточен для того, чтобы обеспечивать излишки.

В первых государствах надежный уровень несвободы низших классов означал удержание их в зерновом центре и недопущение их бегства. Государство с самой большой численностью населения было самым богатым и, как правило, в военном отношении превосходило более мелких соперников. Доказательством этого является то, что наградой победителя в войне чаще были пленники, а не территория, т. е. проигравшим, особенно женщинам и детям, победитель сохранял жизни.

  1. Хрупкость первых государств: хрупкость и демонтаж

Уязвимость и хрупкость первых государств настолько очевидна, что их редкое появление и удивительные случаи долголетия вызывают крайнее удивление и неподдельный интерес у исследователей.

Раннее государственное строительство, несмотря на все содействующие условия, постоянно разрушается еще его до завершения. Как политическая структура, государство обладает всеми уязвимостями оседлых зерновых поселений.

История понятия «крушение/падение/крах» и порождаемых им меланхоличных ассоциаций заслуживает внимательного изучения. Кроме оправданного восхищения перед культурными и архитектурными достижениями первых цивилизаций, наметилась конкурентная борьба империй за присвоение их великих родословных и артефактов.

Ни оседлость, ни полностью от нее зависимое государственное строительство не были раз и навсегда обретенными. Были периоды, когда исчезали крупные поселения, а оседлость сокращалась до показателей далекого прошлого. Примерно с 1800 по 700 год до н. э. поселения Месопотамии занимали менее 1/16 своей прежней территории, а городские поселения располагались лишь 1⁄16.7

Кроме климатических факторов вмешательства, которые резко ограничивали экологические возможности человека, например позднего дриаса или малого ледникового периода, необходимо признать и фундаментальную структурную уязвимость зернового комплекса, который был фундаментом всех первых государств. Оседлый образ жизни сложился в очень специфических экологических нишах, в частности на аллювиальных и лессовых почвах. Таким образом, древнейшие государства были результатом искусного баланса, и очень многое должно было сложиться нужным образом, чтобы они могли рассчитывать хотя бы на недолговечную жизнь.


  1. Золотой век варварства

Государства, занимаясь преимущественно аграрным ремеслом, выглядели как небольшие архипелаги в аллювиальных поймах горстки крупных рек, и как бы могущественны они ни были, их власть была экологически ограничена увлажненными плодородными почвами, необходимыми для концентрации рабочей силы и зерна.

Большинство древних государств, независимо от продолжительности жизни, состояли из напрямую управляемого центра, промежуточной зоны, где подчинение народов государству колебалось вместе с его могуществом и богатством, и зоны, государству неподконтрольной. В основном государство не стремилось управлять безнадежными территориями за пределами центра, а старалось обзавестись военными союзниками на периферии и посредством торговли получать необходимое дефицитное сырье.

Оптика «одомашнивания» полезна для понимания смысла слова «варвары» для первых государств. Зерновые земледельцы и подневольные люди, которые жили в государственных центрах считались «одомашненными», а собиратели, охотники и кочевые скотоводы были дикими и «неодомашненными» народами (т.е. варварами).

«Варвары» были изобретены в городских центрах, чтобы описывать и стигматизировать тех, кто не стал подданным государства. Однако самым главным подарком для варваров, который преподнесло им появление государств, стала возможность не грабить их, а торговать с ними. Однако по мере роста населения и богатства государств расширялись и их коммерческие обмены с самими варварами. Грабежи и торговля с государствами делали экономическую деятельность пограничий более жизнеспособной и прибыльной, чем она была до появления государств. Однако грабежи и торговля не были альтернативными способами присвоения ресурсов, а напротив – они сочетались, имитируя определенные формы государственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом книга Джеймса Скотта «против зерна» является эпатажной точкой зрения относительно эволюции человеческого социума и теории формирования первых государств. Как правило, описание эволюции человечества сводится к истории прогресса, цивилизации, социального порядка, улучшения здоровья и досуга.

Первоочередная книги заключается в том, чтобы поставить этот исторический нарратив под сомнение на основе почерпнутых знаний о новых археологических и исторических данных двух последних десятилетий. Однако, несмотря на это, сегодня никто не сомневается в решающем воздействии человеческой деятельности на экосферу, хотя все еще не решен вопрос о том, когда эта деятельность обрела такой характер.



Древняя история говорит о том, что переход от охоты и собирательства к оседлому земледелию (так называемая неолитическая пищевая революция) положила начало сытости и сравнительному благополучию, что, впоследствии, дало точек к заложению фундамента и формированию ремесел, исскусств, знаний, и в целом к масштабному прогрессу человеческой цивилизации. Однако Джейс Скотт в своей книге «Против зерна» выдвигает альтернативное утверждение, что переход к оседлому аграрному хозяйству был не прогрессом, а огромной бедой для человечества, а именно началом беспрецедентной деградации людей, как биологического вида и как разумных социальных существ.

В целом же, реальность такова, что при переходе к оседлости, все люди стали жить хуже (за исключением группы элит, из которых постепенно сформировался аппарат государства). У людей резко ухудшилось качество питания, а следовательно снизился уровень здоровья, и сократилась жизнь. Вся их деятельность сводилась к графику аграрных работ ради чужих интересов. Сложилась стереотипная схема, в которой люди считаются рабочими на хозяина, и, возможно, ключевая проблема современной цивилизации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Скотт, Дж. Против зерна: глубинная история древнейших государств / Джеймс Скотт; перевод с английского Ирины Троцук. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. – 328 с. – ISBN 978-5-85006-222-4.

1 Скотт, Дж. Против зерна: глубинная история древнейших государств / Джеймс Скотт; перевод с английского Ирины Троцук. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С.58

2 Скотт, Дж. Против зерна: глубинная история древнейших государств / Джеймс Скотт; перевод с английского Ирины Троцук. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С.64

3 Скотт, Дж. Против зерна: глубинная история древнейших государств / Джеймс Скотт; перевод с английского Ирины Троцук. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С.89

4 Скотт, Дж. Против зерна: глубинная история древнейших государств / Джеймс Скотт; перевод с английского Ирины Троцук. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С.92

5 Скотт, Дж. Против зерна: глубинная история древнейших государств / Джеймс Скотт; перевод с английского Ирины Троцук. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С.115

6 Скотт, Дж. Против зерна: глубинная история древнейших государств / Джеймс Скотт; перевод с английского Ирины Троцук. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С.175


7 Скотт, Дж. Против зерна: глубинная история древнейших государств / Джеймс Скотт; перевод с английского Ирины Троцук. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С.214