Файл: Министерство образования Тверской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 350
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
97
Санитарно-эпидемиологическое заключение от
14.04.2012 г.
№ 77.01.16.000.М.004045.04.08., выданное территориальным отделом Роспотребнадзора г.
Колпино;
Заключение № 000004 от 19.02.2008 г. отдела Госпожнадзора г. Колпино
Сведения об участии общественности:
Протокол общественных слушаний от 23.03.12 г. № 7654 , проведенных Админист- рацией г. Колпино.
На дом: оформить отчет о практической работе в виде файла MS Word.
98
Раздел 3. Регулирование и контроль деятельности по обращению с отходами.
Тема 3.3. Контроль за деятельностью по обращению с опасными отходами.
Занятие 34
ПР № 13: Заполнение акта проверки юридического лица
органами государственного экологического контроля.
Тип занятия: формирование умений и навыков.
Форма занятия: практическая работа.
Цель занятия: выработка новых умений и навыков.
Образовательные задачи занятия:
- научиться оформлять результаты проверки ЮЛ органами госэкоконтроля.
Воспитательные задачи занятия:
- развитие понимания сущности и социальной значимости получаемой профессии, устойчивого интереса к ней;
- воспитание информационной культуры.
Развивающие задачи занятия: продолжить развитие умений
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективно- го выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональ- ной деятельности;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной дея- тельности.
Обеспечение занятия: методические указания к практическим работам, персональ- ные компьютеры, приложения MS Office.
Структура занятия:
1) Организационный этап.
2) Целеполагание.
3) Актуализация знаний (фронтальный опрос).
4) Выполнение практических заданий.
5) Контроль результатов выполнения практической работы.
6) Подведение итогов занятия, выставление оценок.
7) Домашнее задание, пояснения по его выполнению.
Практические задания:
Общие положения.
Отходы производства и потребления требуют для складирования не только значи- тельных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выде- лениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим дея- тельность предприятия (организации) должна быть направлена на сокращение объемов
(массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование от- ходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий,
зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами,
обязаны:
99
— соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные зако- нодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
— разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства);
— внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
— проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
— проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
— предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
— соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
— в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнитель- ной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливают-
ся нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении норма- тивов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть огра- ничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федераль- ными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе дея- тельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов
к конкретному классу опасности.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасного отхода со- ставляется на отходы 1-4 классов опасности для окружающей среды, обладающие опас- ными свойствами: токсичностью, пожароопасностью, взрывоопасностью, высокой реак- ционной способностью, содержанием возбудителей инфекционных болезней. Паспорт опасных отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соот- ветствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора по соответствующему субъ- екту Российской Федерации.
Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих ус- ловиях:
— наличие паспорта (свидетельства) опасных отходов;
— наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
100
— соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
— наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензирова-
нию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окру- жающей среды. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отхо- дами определяет Правительство Российской Федерации (постановление № 340 от 23.05.2002).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об охране окружающей сре- ды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятель- ность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет об-
разовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных отходов.
Статистический учет в области обращения с отходами осуществляется через форму
2-ТП (отходы).
Документы предприятия (организации), регулирующие вопросы обращения с отхо- дами производства и потребления.
Организационные
документы
по обращению
с отходами
производства
и потребления:
— приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами;
— приказ о направлении лиц, допущенных к работ с опасными отходами на обучение и переподготовку;
— договоры на размещение отходов, на прием отходов от других организаций, справки о передаче промышленных отходов на полигоны ТБО, другим предприятиям;
— свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре отходов (полигоны, шламохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);
— план (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.
Учетная документация по отходам, образующимся на предприятии:
— перечень отходов, образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием Федерального классификационного каталога отходов);
— журналы поступления отходов на склад, хранилище, товарно-транспортные на- кладные, материалы инвентаризации и другие;
— результаты определения класса опасности образовавшихся отходов;
— паспорта опасных отходов (для отходов 1-4 кл.), с указанием кода отхода со- гласно Федеральному классификационному каталогу отходов.
Материалы по осуществлению деятельности в сфере обращения с опасными от-
ходами:
— лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспор- тировке и размещению опасных отходов;
— положительное заключение государственной экологической экспертизы мате- риалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезврежива- нию, транспортировке и размещению опасных отходов, выданное лицензиату для получе- ния лицензии;
— свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
— выписка из реестра на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;
101
— документы, подтверждающие наличие производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующих техническим нормам и требованиям оборудова- ния, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельно- сти;
— средства контроля и измерений, необходимые для подтверждения соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицен- зируемой деятельности.
Документация,
подтверждающая
право
предприятия
на образование
и размещение отходов производства и потребления включает:
— проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНО-
ОЛР);
— ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах;
— лимиты на размещение отходов;
— ежегодная государственная статотчетность по форме 2-ТП (отходы);
— мероприятия по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах
(местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления.
Рекомендации по анализу хозяйственной деятельности организации (предприятия) в сфере обращения с отходами.
Ознакомление с документами, регламентирующими деятельность в сфере обра-
щения с отходами.
Примерный перечень документов, которые могут характеризовать деятельность предприятия:
1) правоустанавливающие документы на пользование (аренду) земельными участ- ками;
2) организационно-распорядительные документы по организации и осуществлению работ в сфере обращения с отходами производства и потребления:
— приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами на обучение и переподготовку, свидетельства на право работы с опасными отходами для лиц, допу- щенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
— инструкции по обращению с отходами;
— положение о производственном экологическом контроле в области обращения с отходами производства и потребления;
3) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
4) статистические отчеты в области обращения с отходами 2-тп (отходы);
5) планы природоохранных мероприятий и отчеты об их выполнении;
6) сведения (документы) по аттестации лабораторий, осуществляющих производст- венный экологический контроль (если имеется лаборатория);
7) графики проведения и результаты аналитического контроля качества почв, под- земных вод в системе наблюдательной сети (при наличии на предприятии специализиро- ванных объектов размещения отходов);
8) материалы инвентаризации отходов производства и потребления, в том числе паспорта и свидетельства о классе опасности (паспорта для отходов 1-4 классов; свиде- тельства — для всех классов опасности);
9) документы первичного учета движения отходов (журнал ОТХ);
10) свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длитель- ного хранения отходов: полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы);
11) лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами;
102 12) договоры на размещение отходов, на прием отходов от других организаций, ак- ты о передаче отходов производства и потребления на полигоны других предприятий.
Соблюдение требований законодательства в сфере обращения с отходами.
Обследование предприятия начинается с ознакомления с технологическими про- цессами, в результате которых образуются отходы производства, проверки соблюдения производственных процессов, а также качественного и количественного состава сырья и готовой продукции. Образование, сбор, накопление, хранение, использование (первичная переработка) отходов является неотъемлемой частью технологического процесса и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно- технологической документации.
При изменении технологического процесса происходят изменения в количестве и качестве образующихся отходов, изменения должны быть внесены в технологический регламент в установленном порядке и должны быть отражены в ежегодном техническом отчете о неизменности технологического процесса.
Отходы потребления (твердые бытовые отходы) могут образовываться как в хозяйственно-бытовых помещениях (столовая, раздевалка), так и непосредственно в производственных помещениях (склад сырья, склад готовой продукции и т.д.). Кроме этого, источником образования бытовых отходов может служить территория самого пред- приятия, при уборке которой накапливаются отходы.
Места складирования, временного размещения отходов производства и потребления на территории предприятия (их границы, площадь, обустройство, объемы размещения отходов) должны соответствовать утвержденной карте-схеме в составе ПНО-
ОЛР и требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СП 2.1.7.1038-01 «Гигиениче- ские требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
Требования к местам размещения отходов и местам (площадкам) временного хра-
нения отходов:
— наличие твердого покрытия, исключающего попадания стока в грунтовые воды
(асфальтированное, бетонированное и др.);
— расположение вдали от производственных и бытовых помещений;
— оборудованы навесами, предотвращающими попадание атмосферных осадков на временно размещенные отходы во избежание загрязнения окружающей среды,
— охраняемые в течение суток.
Сбор, временное хранение, использование, учет отходов на территории предпри-
ятия должны осуществляться в порядке, разработанном и утвержденном руководителем предприятия. Распространенным является утверждение «Инструкции по сбору, временно- му хранению, использованию отходов, передаче их на размещение (утилизацию), по учету отходов на территории предприятия» по каждому виду отходов или в целом, по всем ви- дам отходов. В инструкции указываются вид отхода, класс опасности, на каких стадиях производственного процесса он образуется, где происходит временное хранение отхода, каким образом и с какой периодичностью осуществляется вывоз отходов.
Накопление, транспортировка, обезвреживание и захоронение отходов должно осуществляться в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03, СП 2.1.7.1038-01.
Требования к упаковке отходов.
Отходы 1 класса опасности — герметичные емкости (стальные баллоны), в отдельном помещении, во избежание допуска попадание случайных лиц;
2 класса опасности — в полиэтиленовых мешках;
3 класс опасности — бумажных мешках;
4 класс опасности — могут храниться без тары (упаковки), на специально отведен- ной для этих целей площадке или сразу вывозятся на полигон для захоронения. Для ис- ключения пыления сверху отходы плотно укрываются пленкой;