Файл: Доклад Здоровье молодежи в современном обществе. Выполнил воспитатель Зубкова Анастасия Анатольевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Здоровье молодого поколения в любом обществе, при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества наряду с другими демографическими показателями. Безусловно, на состояние здоровья оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в местах проживания людей, существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности организма.

Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.
По данным официальной статистики, в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. За последние пять лет, заметно возросли показатели заболеваемости новообразованиями, болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН (Научный Центр Здоровья Детей Российской Академии Медицинских Наук) отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах. Частота функциональных нарушений увеличилось в 1.5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилось доля болезней органов пищеварения, в
четыре раза опорно-двигательного аппарата, втрое – болезни почек и мочевыводящих путей.
4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников – подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Особо важной характеристикой здоровья в современных условиях становится физическое развитие детей, среди которых нарастает доля имеющихся отклонений, особенно в связи с дефицитом массы тела. Реальным фактором формирования этих отклонений является снижение уровня жизни, отсутствием возможности обеспечить полноценное питание детей.

Общие и местные экологические проблемы начинают сказываться на глубоких процессах формирования здоровья, включая изменение процессов возрастной динамики, появление сдвигов в клинике и характере заболеваний, длительности течения и разрешения патологических процессов, в принципе встречающиеся повсеместно, т.е. затрагивающих биологию человека.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций. И в этом случае речь идет уже непросто о состоянии здоровья современных подростков, а о будущем России.

Понятие профилактика здоровья представляет систему мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Одним из важнейших направлений в медицине, является профилактика заболеваний. В последние годы профилактика приобретает огромное значение и особое значение в связи с тем, что лечение болезни – это очень дорогое «удовольствие» и предупредить заболевание, сделать все, чтобы сохранить здоровье человека на многие годы, легче, проще и надежнее, чем вылечить болезнь, профилактика – это, прежде всего, здоровый образ жизни.



На здоровье воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др. Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего – на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти.

В результате проведенного социологического исследования среди студентов технологического колледжа получены следующие результаты. Из 68 опрошенных студентов, среди которых 33 юноши и 35 девушек, подавляющее большинство отдает приоритет ценности «здоровья», придавая ему значение «сверхценности». В то же время молодые люди предпринимают мало усилий для поддержания нормального состояния своего здоровья. Половина опрошенных респондентов курят, абсолютное большинство (80%) употребляет алкогольные напитки. Следовательно, «вредные привычки» и «здоровье» не ассоциируется у молодых людей как тесно взаимосвязанные элементы. Вместе с тем, молодые люди не имеют четкого представления о своих правах на здоровьесбережение и укрепление здоровья: 29% опрошенных даже не предполагают о существовании законодательства по охране здоровья, 66% – связывают эту проблему только с обязательствами системы здравоохранения по лечению заболеваний, лишь 5% – ассоциируют понятие «формирование ЗОЖ» как законодательно закрепленный комплекс мероприятий межведомственного взаимодействия.

Тем не менее, для здоровьеформирующего сознания в колледже используются следующие формы работы со студентами:
• проведение конкурсов тематических газет и плакатов в целях профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем;

• проведение групповых и индивидуальных бесед кураторами студенческих групп по пропаганде ЗОЖ; проведение классных часов в форме ролевых и ситуационных игр по пропаганде здорового образа жизни;

• организация обучающего семинара для педагогического коллектива с целью повышения компетентности педагогов в области профилактической работы;
• организация работниками библиотеки книжных выставок, рассказывающих о вреде наркотиков, табака и алкоголя.

Заключение.
Приоритет решения проблем здоровья и здорового образа жизни ни кем не ставится под сомнение. По своей природе данная проблема выходит за рамки медицинской науки. Различные её аспекты изучаются не только врачами, но специалистами в области биологии, психологии, педагогики, социологии и социальной работы.
Здоровый образ жизни – это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Таким образом, единственный путь решения проблемы формирования ЗОЖ – создание системы воспитания здорового образа жизни обучающихся в учреждениях образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди студенческой молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении ориентирована на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни и организуется по нескольким направлениям – диагностическое, коррекционное, консультативное и другие. Составными элементами профилактических программ могут быть всевозможные виды деятельности: акции, интернет-конференции, информационные кампании, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия; клубы, членство в которых является престижным среди молодежи, для вступления в которые необходимо быть свободным от разного рода зависимостей; разработка и издание буклетов, журналов, другой печатной продукции, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ; организация информационно-консультативной работы по предупреждению употребления психоактивных веществ.


Литература:
1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000.
2. Возвышаева, И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И. В. Возвышаева // Школа здоровья. 2001.
3. Добротворская, С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни / С.Г. Добротворская, Казань, 2002.
4. Образование и здоровье - проблема XXI века: Поиски, пути решения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (22-23 октября 2003г.) / [Б.В. Арасланова, С.В. Кудинова, С.В. Кузнецова и др.]; Под ред. Г.А. Ворониной. Киров, 2003.
5. Гончаров, С.А. Решение Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения - в жизнь / С. Гончаров, М. Гоголев // Гражданская защита, 2003.[/i]