ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 816
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
плавсредствах.
Обычно линию фронта пытаются преодолеть на стыках между подразделени- ями, в любом случае избегая выхода на опорные пункты, позиции снайперов и наблюдателей, на батареи, полевые заставы. Реально такие места легче всего найти на болотах, в зонах радиоактивного или химического зараже- ния. Однако и двигаться там очень трудно. Кроме того, всегда следует помнить о таких вещах, как мины, проволочные заграждения, осветительные ракеты, патрули, "секреты", приборы ночного видения, обстрел вражеских позиций со стороны своих войск.
3.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодоле- вать сходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных переправочных средств (приспособлений), в разное время года и суток. Поэтому разведчики должны знать, как в корот- кие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть водные преграды,
как оборудовать переправочные средства, используя для этой цели простей- шие подручные материалы.
Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место пе- реправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать водный рубеж, но она всегда имеет возможность предварительно подобрать подходящее место по карте. По карте можно определить направление течения реки, ее ширину и глубину, общий характер берегов.
Определив направление и скорость течения реки и ее ширину, легко най- ти величину возможного сноса при переправе на подручных средствах или вплавь (умножить 2,5 на скорость течения (м/ сек) и на ширину реки (м).
Рассчитав величину сноса, можно выбрать по карте наиболее благоприятный район высадки на противоположном берегу.
Для переправы через водные препятствия необходимо выбирать наиболее узкие участки. Подходы к водному рубежу и район выхода на противополож- ный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она имела возможность подготовиться к переправе и быстро привести себя в бо- евую готовность после переправы. Берега в месте переправы должны быть удобными для подхода к воде и выхода из нее после преодоления рубежа.
Для разведки места высадки и подходов к нему, если позволяет время и обстановка, надо вначале переправиться одному разведчику и только по его сигналу следует переправляться остальным.
Порядок переправы через водный рубеж может быть самый различный. Это зависит от остановки, наличия времени и переправочных средств, характера водного рубежа, времени года.
Переправы через водные рубежи могут осуществляться:
- вброд;
- вплавь;
- с использованием подручных средств;
- на плотах;
- на лодках;
- по льду.
Переправа вброд
Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки.
Наличие бродов определяется по топографическим картам, по сведениям
Обычно линию фронта пытаются преодолеть на стыках между подразделени- ями, в любом случае избегая выхода на опорные пункты, позиции снайперов и наблюдателей, на батареи, полевые заставы. Реально такие места легче всего найти на болотах, в зонах радиоактивного или химического зараже- ния. Однако и двигаться там очень трудно. Кроме того, всегда следует помнить о таких вещах, как мины, проволочные заграждения, осветительные ракеты, патрули, "секреты", приборы ночного видения, обстрел вражеских позиций со стороны своих войск.
3.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодоле- вать сходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных переправочных средств (приспособлений), в разное время года и суток. Поэтому разведчики должны знать, как в корот- кие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть водные преграды,
как оборудовать переправочные средства, используя для этой цели простей- шие подручные материалы.
Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место пе- реправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать водный рубеж, но она всегда имеет возможность предварительно подобрать подходящее место по карте. По карте можно определить направление течения реки, ее ширину и глубину, общий характер берегов.
Определив направление и скорость течения реки и ее ширину, легко най- ти величину возможного сноса при переправе на подручных средствах или вплавь (умножить 2,5 на скорость течения (м/ сек) и на ширину реки (м).
Рассчитав величину сноса, можно выбрать по карте наиболее благоприятный район высадки на противоположном берегу.
Для переправы через водные препятствия необходимо выбирать наиболее узкие участки. Подходы к водному рубежу и район выхода на противополож- ный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она имела возможность подготовиться к переправе и быстро привести себя в бо- евую готовность после переправы. Берега в месте переправы должны быть удобными для подхода к воде и выхода из нее после преодоления рубежа.
Для разведки места высадки и подходов к нему, если позволяет время и обстановка, надо вначале переправиться одному разведчику и только по его сигналу следует переправляться остальным.
Порядок переправы через водный рубеж может быть самый различный. Это зависит от остановки, наличия времени и переправочных средств, характера водного рубежа, времени года.
Переправы через водные рубежи могут осуществляться:
- вброд;
- вплавь;
- с использованием подручных средств;
- на плотах;
- на лодках;
- по льду.
Переправа вброд
Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки.
Наличие бродов определяется по топографическим картам, по сведениям
местных жителей и по внешним признакам. Признаками брода являются:
- дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;
- места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;
- места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).
При переправе вброд надо учитывать: глубину и ширину брода, скорость течения реки, грунт дна, наличие ям, коряг и заграждений в воде и на бе- регах. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обя- зательно иметь с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд на отмелях. Если преодолевает реку один разведчик и у него есть веревка, то ее нужно использовать следующим образом. При- вязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груду прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно пе- реходить реку
Если переправляется группа, то первым обычно идет наиболее опытный разведчик. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, ос- торожно передвигаясь к противоположному берегу под углом, вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть на- до на место выхода из воды.
Через горные реки можно переходить по камням и кладкам, при этом надо быть очень внимательным, так как камни обычно скользкие и можно легко свалиться в воду и получить серьезные травмы.
Когда приходится переправляться через очень быстрые горные реки, в месте перехода необходимо натянуть веревку (проволоку, трос), держась руками за которую можно безопасно преодолеть быстрое течение. Следует иметь в виду, что вброд можно преодолевать горные реки и ручьи глубиной до пояса. Если глубина их больше, то переходить такие реки вброд без специальных приспособлений опасно. Наиболее безопасно преодолевать гор- ные реки вброд ранним утром, так как в это время они имеют наименьшую глубину.
Если дно реки покрыто острыми камнями, колючим кустарником, о которые можно поранить ноги, реку переходить следует в обуви, надетой на босые ноги, чтобы сохранить сухими портянки (носки). Кусты и камыши, встречаю- щиеся на пути, раздвигать руками, ноги из воды не вынимать, а передви- гать их осторожно в воде. Это обеспечит бесшумность движения и маскиров- ку следов.
Переправа вплавь
Переправа вплавь производится при отсутствии переправочных средств или времени для их подготовки, преимущественно на узких реках (до 60 м)
со слабым течением. Через реки шириною свыше 70100 м можно переправ- ляться вплавь с использованием подручных плавучих средств (доски, брев- на, автомобильные камеры, мешки с соломой, поплавки из плащ-палаток.
При разведке водного препятствия в конкретном месте надо определить
(
для точного расчета сноса плывущих) ширину реки и скорость течения.
Ширина реки определяется следующим способом: встать на своем берегу напротив какого-либо местного предмета на противоположном берегу, затем от точки своего стояния отмерить вдоль берега какое-либо расстояние,
например, 60 шагов, и поставить в этом месте веху, после этого опять от- мерить вдоль берега расстояние, равное половине отмеренного ранее, т.е.
в данном случае 30 шагов, и на этой точке отходить от берега под прямым углом до тех пор, пока веха не окажется в створе с предметом, замеченным на том берегу. Пройденное от берега расстояние, увеличенное вдвое, будет равняться ширине реки. Если, например, прошли от берега 34 шага, то ши- рина реки будет 34 х 2 = 68 шагов.
- дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;
- места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;
- места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).
При переправе вброд надо учитывать: глубину и ширину брода, скорость течения реки, грунт дна, наличие ям, коряг и заграждений в воде и на бе- регах. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обя- зательно иметь с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд на отмелях. Если преодолевает реку один разведчик и у него есть веревка, то ее нужно использовать следующим образом. При- вязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груду прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно пе- реходить реку
Если переправляется группа, то первым обычно идет наиболее опытный разведчик. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, ос- торожно передвигаясь к противоположному берегу под углом, вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть на- до на место выхода из воды.
Через горные реки можно переходить по камням и кладкам, при этом надо быть очень внимательным, так как камни обычно скользкие и можно легко свалиться в воду и получить серьезные травмы.
Когда приходится переправляться через очень быстрые горные реки, в месте перехода необходимо натянуть веревку (проволоку, трос), держась руками за которую можно безопасно преодолеть быстрое течение. Следует иметь в виду, что вброд можно преодолевать горные реки и ручьи глубиной до пояса. Если глубина их больше, то переходить такие реки вброд без специальных приспособлений опасно. Наиболее безопасно преодолевать гор- ные реки вброд ранним утром, так как в это время они имеют наименьшую глубину.
Если дно реки покрыто острыми камнями, колючим кустарником, о которые можно поранить ноги, реку переходить следует в обуви, надетой на босые ноги, чтобы сохранить сухими портянки (носки). Кусты и камыши, встречаю- щиеся на пути, раздвигать руками, ноги из воды не вынимать, а передви- гать их осторожно в воде. Это обеспечит бесшумность движения и маскиров- ку следов.
Переправа вплавь
Переправа вплавь производится при отсутствии переправочных средств или времени для их подготовки, преимущественно на узких реках (до 60 м)
со слабым течением. Через реки шириною свыше 70100 м можно переправ- ляться вплавь с использованием подручных плавучих средств (доски, брев- на, автомобильные камеры, мешки с соломой, поплавки из плащ-палаток.
При разведке водного препятствия в конкретном месте надо определить
(
для точного расчета сноса плывущих) ширину реки и скорость течения.
Ширина реки определяется следующим способом: встать на своем берегу напротив какого-либо местного предмета на противоположном берегу, затем от точки своего стояния отмерить вдоль берега какое-либо расстояние,
например, 60 шагов, и поставить в этом месте веху, после этого опять от- мерить вдоль берега расстояние, равное половине отмеренного ранее, т.е.
в данном случае 30 шагов, и на этой точке отходить от берега под прямым углом до тех пор, пока веха не окажется в створе с предметом, замеченным на том берегу. Пройденное от берега расстояние, увеличенное вдвое, будет равняться ширине реки. Если, например, прошли от берега 34 шага, то ши- рина реки будет 34 х 2 = 68 шагов.
Скорость течения можно определить следующим образом. На берегу заби- вают два кола и измеряют расстояние между ними. Забросив в воду поплавок или какой-либо другой предмет, наблюдают, за какое время он проплывает это расстояние. Делением расстояния (в метрах) на время (в секундах) по- лучают скорость течения руки. Течение считается слабым при скорости до
0,5 м/с, средним - при скорости 0,6-1 м/с, 8 Подготовка разведчика быст- рым - при скорости 1-2 м/с, очень быстрым - при скорости более 2 м/с.
При переправе через широкие реки с течением более 0,5 м/с всегда бу- дет большой снос переправляющихся. Сократить этот снос можно увеличением скорости переправы, что возможно для личного состава, хорошо обученному плаванию и гребле малыми саперными лопатами. Так, например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости переправы вплавь 0,5 м/с величина сноса О будет равна: 0,5 х 100 = 200м
Переправляющийся должен учитывать этот снос, чтобы место отплыва наз- начать выше по течению от места причала (выхода из воды).
Переправа должна производиться организованно и быстро. Во время пе- реправы соблюдается полная тишина, все команды и распоряжения передаются только условными сигналами и знаками.
Описанные ниже способы переправы вплавь на переправочных средствах основаны на следующих положениях:
- удельный вес воды принимается равным единице, а удельный вес чело- веческого тела - от 0,935 до 1,057 (в зависимости от объема легких, ве- личины жировой ткани, массы костей и т.д.);
- для удержания на поверхности воды человека требуется дополнительная подъемная сила (с учетом того, что 3/4 объема тела плывущего находится в воде), только для 1/4 объема (массы) плывущего, так как только эта часть тела находится на поверхности воды;
- для подъема 1/4 объема тела плывущего солдата массой 80-100 кг не- обходимо иметь плавучее средство подъемной силой в 20-30 кг.
Переправа вплавь на нешироких реках
Разведчики без подручных и табельных средств переправляются вплавь на реках шириной до 60 м и с течением воды до 1 м/с.
Переправа вплавь может совершаться в обмундировании и снаряжении. На- иболее удобным стилем для плавания в одежде является брасс, а для плохо плавающих - кроль без выноса рук. При переправе вплавь в полном снаряже- нии необходимо тесьму на брюках развязать, карманы вывернуть, пуговицы на рукавах и воротнике расстегнуть. Ботинки закладываются под ремень так, чтобы каблуки были направлены внутрь, а носки наружу. Содержимое рюкзака уплотняют, под его крышку укладывают плащ-палатку и затягивают крышку. Оружие кладут на ранец сверху, прикладом в правую сторону. Ру- жейный ремень через голову надевают подмышками или на правое плечо. Ре- мень не должен давить подмышками.
Для обеспечения переправы вплавь слабым пловцам их снаряжение и ору- жие можно переправлять на плотиках из бревен, досок, жердей. Разведчики,
уложив на плотики снаряжение и оружие, толкают их перед собой и сами плывут, держась за них. Кроме того, плохо плавающие разведчики могут пользоваться различными подручными средствами (доски, бревна, автомо- бильные камеры, обмундирование и т.д.)
Если течение реки быстрое, то разведчику целесообразно плотик (узел)
привязать веревкой к руке, так как плотик может быстро отделиться и уп- лыть по течению реки.
Переправляться можно по перетянутому с берега на берег канату. Чтобы канат находился на плаву, к нему привязывают бревна, бочки, поплавки и другие средства. Разведчики плывут, держась за канат, на расстоянии 10 м друг от друга. Если течение реки больше 1 м/с, то канат укрепляют одним
концом на берегу, а к другому концу привязывают бревна, поплавки и дру- гие средства, за которые держатся переправляющиеся вплавь разведчики.
Обратно канат с плавучими средствами перетягивают специально для этого привязанным канатом, конец которого должен оставаться на исходном бере- гу.
Переправа вплавь на широких реках
Одним из главных подручных средств при переправе вплавь является плащ-палатка. При использовании плащ-палатки в конструкции в качестве опоры важно умение правильно свернуть ее, так как только этим достигает- ся максимальная подъемная сила плота. Размеры плащ-палатки 1,75 х 1,75
м. Имеющийся в плащ-палатке карман на расстоянии 2530 см от края делает ее с одной стороны на 30 см уже (короче). Фактически ее размеры 1,45 х
1,75 м. Плащпалатки, используемые для переправы, должны быть целыми (без порывов и дыр). При завертывании объемных материалов (сена, соломы и пр.) плащ-палатка должна быть свернута так, чтобы в нее не просачивалась вода.
Свернуть палатку по длине можно двумя способами. Первый способ заклю- чается в том, что края палатки складывают и одновременно заворачивают.
Края полотнища палатки в этом случае свертывают полосами по 5 см. Грузо- подъемность такой плащ-палатки составляет до 60 кг. При переправе через широкие реки, где возможны большие волны, такое свертывание гарантирует от просачивания воды в плащ-палатку.
Второй способ состоит в том, что одна пола (без кармана) заходит за другую с расчетом перекрыть карман на 15-20 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 80 кг.
Концы свернутых в рулон плащ-палаток (набитых объемными материалами)
завязывают в узел.
Переправа вплавь возможна также на двух бревнах или на двух-четырех мешках. Мешки набивают сосновой корой, камышом, соломой или другими ма- териалами, обладающими подъемной силой и не впитывающими быстро воду.
В современный период одним из наилучших подручных средств для переп- равы вплавь считается резиновый мешок (футбольная камера). Такие средства очень легки и всегда могут находиться в рюкзаке во время дли- тельных переходов. Перед переправой необходимо снять всю одежду, сложить в рюкзак, надуть пару футбольных камер (не очень сильно) и положить их также в рюкзак. Завязанный рюкзак следует положить в большой (не рваный)
полиэтиленовый пакет и сверху завязать. Можно все вещи сложить в такой пакет, а пакет опустить в рюкзак, тогда намокнет только сам рюкзак, а все вещи останутся после переправы сухими.
Специальные переправочные конструкции позволяют переправляющемуся вплавь принимать горизонтальное или вертикальное положение по отношению к плоскости воды (при горизонтальном - лежа на конструкции или рядом с ней на воде, при вертикальном - сидя или стоя в конструкции). При гори- зонтальном положении переправляющего сопротивление воды меньше, чем при вертикальном. Скорость переправы этим способом может достигать 45 м/мин,
однако занимаемая плывущим площадь (в плане конструкции) в три-четыре раза больше, чем при переправе в вертикальном положении. В устраиваемых конструкциях плавучие средства берутся из расчета 20-30 кг подъемной си- лы на каждого переправляющегося.
Переправа вплавь четырех разведчиков может производиться на длинных бревнах или досках грузоподъемностью 100-200 кг (из расчета 25-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося). Для удержания переправляю- щихся за бревна служат привязанные к бревнам жердевые планки или рем- ни-веревки. На рис. 159 показано бревно, оборудованное рамой из жердей,
на которой переправа проводится с помощью лопат. Такие оборудованные
Обратно канат с плавучими средствами перетягивают специально для этого привязанным канатом, конец которого должен оставаться на исходном бере- гу.
Переправа вплавь на широких реках
Одним из главных подручных средств при переправе вплавь является плащ-палатка. При использовании плащ-палатки в конструкции в качестве опоры важно умение правильно свернуть ее, так как только этим достигает- ся максимальная подъемная сила плота. Размеры плащ-палатки 1,75 х 1,75
м. Имеющийся в плащ-палатке карман на расстоянии 2530 см от края делает ее с одной стороны на 30 см уже (короче). Фактически ее размеры 1,45 х
1,75 м. Плащпалатки, используемые для переправы, должны быть целыми (без порывов и дыр). При завертывании объемных материалов (сена, соломы и пр.) плащ-палатка должна быть свернута так, чтобы в нее не просачивалась вода.
Свернуть палатку по длине можно двумя способами. Первый способ заклю- чается в том, что края палатки складывают и одновременно заворачивают.
Края полотнища палатки в этом случае свертывают полосами по 5 см. Грузо- подъемность такой плащ-палатки составляет до 60 кг. При переправе через широкие реки, где возможны большие волны, такое свертывание гарантирует от просачивания воды в плащ-палатку.
Второй способ состоит в том, что одна пола (без кармана) заходит за другую с расчетом перекрыть карман на 15-20 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 80 кг.
Концы свернутых в рулон плащ-палаток (набитых объемными материалами)
завязывают в узел.
Переправа вплавь возможна также на двух бревнах или на двух-четырех мешках. Мешки набивают сосновой корой, камышом, соломой или другими ма- териалами, обладающими подъемной силой и не впитывающими быстро воду.
В современный период одним из наилучших подручных средств для переп- равы вплавь считается резиновый мешок (футбольная камера). Такие средства очень легки и всегда могут находиться в рюкзаке во время дли- тельных переходов. Перед переправой необходимо снять всю одежду, сложить в рюкзак, надуть пару футбольных камер (не очень сильно) и положить их также в рюкзак. Завязанный рюкзак следует положить в большой (не рваный)
полиэтиленовый пакет и сверху завязать. Можно все вещи сложить в такой пакет, а пакет опустить в рюкзак, тогда намокнет только сам рюкзак, а все вещи останутся после переправы сухими.
Специальные переправочные конструкции позволяют переправляющемуся вплавь принимать горизонтальное или вертикальное положение по отношению к плоскости воды (при горизонтальном - лежа на конструкции или рядом с ней на воде, при вертикальном - сидя или стоя в конструкции). При гори- зонтальном положении переправляющего сопротивление воды меньше, чем при вертикальном. Скорость переправы этим способом может достигать 45 м/мин,
однако занимаемая плывущим площадь (в плане конструкции) в три-четыре раза больше, чем при переправе в вертикальном положении. В устраиваемых конструкциях плавучие средства берутся из расчета 20-30 кг подъемной си- лы на каждого переправляющегося.
Переправа вплавь четырех разведчиков может производиться на длинных бревнах или досках грузоподъемностью 100-200 кг (из расчета 25-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося). Для удержания переправляю- щихся за бревна служат привязанные к бревнам жердевые планки или рем- ни-веревки. На рис. 159 показано бревно, оборудованное рамой из жердей,
на которой переправа проводится с помощью лопат. Такие оборудованные
бревна используют для переправы неумеющих плавать или плохо плавающих разведчиков.
При вертикальном положении переправляющийся должен преодолевать большее сопротивление воды по сравнению с горизонтальным, поэтому переп- рава производится со скоростью 15-30 м/мин. Однако занимаемая переправ- ляющимися площадь (в плане конструкции плота) в два-четыре раза меньше,
чем при горизонтальном положении. Кроме того, из вертикального положения удобнее вести огонь, чем из горизонтального. Переправляясь в конструк- ции, разведчики располагаются в ней в положении сидя или стоя (на специ- ально подвешенных продольных или поперечных жердях). Расстояние от верх- ней рамы конструкции, на которую разведчики опираются подмышками, до нижней жерди, на которой они сидят, составляет 45-50 см, а до жерди, на которой стоят, - 0,8-1 м. Все конструкции таких плотов-опор в основном состоят из жердевых рам и поплавков, устраиваемых из разных плавучих средств и материалов. Ниже приводятся конструкции плотов-опор для переп- равы разведчиков вплавь в вертикальном положении.
При вертикальном положении переправляющийся должен преодолевать большее сопротивление воды по сравнению с горизонтальным, поэтому переп- рава производится со скоростью 15-30 м/мин. Однако занимаемая переправ- ляющимися площадь (в плане конструкции плота) в два-четыре раза меньше,
чем при горизонтальном положении. Кроме того, из вертикального положения удобнее вести огонь, чем из горизонтального. Переправляясь в конструк- ции, разведчики располагаются в ней в положении сидя или стоя (на специ- ально подвешенных продольных или поперечных жердях). Расстояние от верх- ней рамы конструкции, на которую разведчики опираются подмышками, до нижней жерди, на которой они сидят, составляет 45-50 см, а до жерди, на которой стоят, - 0,8-1 м. Все конструкции таких плотов-опор в основном состоят из жердевых рам и поплавков, устраиваемых из разных плавучих средств и материалов. Ниже приводятся конструкции плотов-опор для переп- равы разведчиков вплавь в вертикальном положении.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 25