ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ОСТРОВЕ
БЕЗЫМЯННОМ
Игровой проект
Игровой проект разработан для учащихся 3-4 классов; рекомендуется для проведения во второй половине учебного года.
Идея: Сборник проектных задач. Начальная школа. Выпуск 2. – М.,
Просвещение, 2019.
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
2
Дорогие друзья!
Мы хотим предложить вам необычную задачу. Коллекция
Московского
зоопарка
регулярно
пополняется
новыми
обитателями. Какие-то животные поселяются здесь по
программе обмена – так прибыли к нам из китайского зоопарка
две молодые панды – бамбуковые медведи Диндин и Жуи. За кем-то
специалисты отправляются в дальние страны. А кто-то попадает
в зоопарк благодаря случаю, как тундровая волчица Поля,
вызволенная из капкана, или малышка Хáтанга – спасенный от
верной гибели осиротевший белый медвежонок.
Остров, о котором идёт речь в этой задаче-экспедиции,
реально не существует (по крайне мере мы так считаем). Но тема
сохранения животного мира нашей планеты, важность
сотрудничества разных стран и всех людей нашей планеты от
этого не теряет своей важности.
Ваша цель достаточно серьёзна – найти, доставить в
Московский зоопарк и разместить на его территории новых
редких животных. Мы уверены, что эта игра поможет вам
продемонстрировать лучшие качества, которые вы приобрели в
ходе учёбы: умение рассуждать, способность применять знания
об окружающем мире, опыт выполнения проектов, умение
работать в команде.
Желаем вам удачи!
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
3
Сообщение в журнале «Истории о животных»
И в наше время возможны географические
открытия!
Недавно с искусственного спутника земли было
Недавно с искусственного спутника Земли была сделана фотография ранее неизвестного острова в Южном океане (рис. 1). По предположениям учёных, этот остров необитаемый.
Для исследования открытого острова к его берегам отправлена экспедиция, в состав которой вошли учёные разных специальностей, в том числе и группа специалистов Московского зоопарка.
Рис. 1. Остров в Южном океане. Фото из космоса
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
4
Задание 1.
Для внесения сведений об открытом острове в «Новейшую
географическую энциклопедию» необходимо по данному снимку определить следующие характеристики острова:
- протяжённость острова с севера на юг;
- протяжённость с запада на восток;
- примерную площадь.
В своих расчётах исходите из того, что вся прямоугольная территория, зафиксированная на спутниковом снимке, имеет длину 100 км и ширину
70 км.
Внимание, вопрос знатокам!
«Белым пятном» на карте раньше называли неизведанные, неизученные территории и акватории. Но сейчас многие утверждают, что неоткрытых земель не осталось – на современной карте вы не найдете ни одного белого пятна. Только не путайте их с обозначениями льдов и заснеженных вершин в полярных широтах и высокогорьях
А, может быть, и в наши дни есть хоть малая вероятность открыть новый остров? Обоснуйте свою точку зрения.
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
5
Внимание!
Сенсационные новости на канале «Неизвестная планета»
↑ Гиперссылка на экстренный выпуск новостей
Здравствуйте, уважаемые телезрители!
С нами на связи журналисты нашего канала. В этот момент они находятся на борту исследовательского судна «Новый Магеллан», которое подошло к берегам недавно открытого в Южном океане острова.
И вот первая научная сенсация: остров, который считался необитаемым, населён людьми! Местные жители на небольших лодках подплывают к исследовательскому судну. Они оживлённо размахивают руками и что-то выкрикивают. Члены экспедиции в недоумении: язык островитян не похож ни на один из известных языков мира. Принимается решение – передать по спутниковой связи видеозапись этой встречи в
Институт изучения языков мира для срочного анализа и расшифровки.
На этом наш репортаж заканчивается.
Не переключайтесь – возможно, вы первыми узнаете сенсационные новости!
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
6
Москва, Институт изучения языков мира
Академии наук России
В Институт изучения языков мира с исследовательского судна «Новый
Магеллан» поступила для расшифровки видеозапись: на ней жители острова обращаются к исследователям на неизвестном языке.
После предварительного анализа учёные пришли к выводу, что местные жители разговаривают на одном из диалектов редкого южно- океанского языка (диалект — разновидность языка, употребляемая более или менее ограниченной группой людей).
Задание 2.
Вот фразы, чаще всего произносимые местными жителями. Вы, являясь сотрудниками Института изучения языков мира, должны их расшифровать.
Язык островитян
Русский язык
Ветпри то менипле аковрыб!
Ым дыра гимдоро тямгос ан шенай
лемез!
Переведите на язык островитян фразу:
Мы приплыли к вам с миром!
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
7
События на острове
Участники исследовательской экспедиции быстро нашли общий язык с местными жителями. Они оказались очень гостеприимными и между ними и исследователями установились настоящие дружеские отношения. Учёные занялись обследованием территории острова и составили его подробное описание.
Рельеф острова чрезвычайно разнообразен. Прежде всего привлекает внимание большой горный массив, занимающий почти третью часть острова. Этот массив тянется с запада на восток, начинается у самого западного побережья и обрывается, не доходя до восточного побережья. Но горы здесь выглядят совсем не сурово, они покрыты буйной растительностью, среди которой встречаются огромные широколиственные
деревья ранее неизвестного вида.
У северной границы этого горного массива, в центральной части острова, находится большое озеро изумительной красоты, округлой формы, диаметром около 10 км. Глубина озера в его центральной части достигает
80 м и более, а вблизи берега доходит до 10 м. Вода в озере очень холодная и настолько прозрачная, что даже в довольно глубоких местах хорошо просматривается дно и можно видеть красивых, ярко окрашенных рыб.
С гор в северном направлении стекает река, впадающая в озеро. Из озера в северо-западном направлении вытекает другая река, которая затем меняет направление на северо-восточное и впадает в океан. Пространство к югу от этого горного массива покрыто тропическими вечнозелёными
лесами, в глубине которых находятся посёлки местных племён.
Вдоль северного побережья острова узкой полосой проходит другой
горный массив, защищающий остров от ураганных северных ветров, которые довольно часты в этих местах. Пространство между горными массивами представляет собой равнинную местность с буйной степной
травянистой растительностью. Здесь живут племена кочевников.
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
8
Задание 3.
По приведённому описанию постройте картосхему острова. Укажите масштаб картосхемы.
Примечание: граница острова (рис. 2) построена по фотоснимку, сделанному со спутника.
Рис. 2. Границы острова в Южном океане. Схема построена по снимку из космоса
Внимание, вопрос знатокам!
На некоторых островах складывается неповторимый, уникальный животный и растительный мир, многие виды не встречаются больше ни на одной территории. Объясните, с чем связана такая особенность значительной части островов? Есть ли на территории нашей страны острова или другие природные объекты (например, моря, озёра и др.), где также сложились уникальные природные комплексы? Если да, то приведите примеры обитающих там редких животных.
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
9
Зоологи поражены разнообразием животного мира
острова!
Островитяне познакомили учёных с местными досто- примечательностями. Особенно членов экспедиции заинтересовал животный мир острова. Какие только экзотические животные здесь ни водятся! Вот описания некоторых из них, сделанные участниками экспедиции (Названия
животных даны на языке островитян, переведите их на русский язык!).
1.
Тангсум — крупное непарнокопытное млекопитающее животное. Обладает хорошим зрением, также развиты обоняние и слух. Живёт на открытых пространствах, в степях и на равнинах, питается травой. Хорошо приручается и используется людьми в качестве домашнего животного для перевозки грузов на большие расстояния.
2.
Сутрас — очень крупная нелетающая птица. Живёт на открытых пространствах. В скорости бега не уступает танг-сумам. Питается крупными насекомыми, ящерицами, мышами, семенами и проростками растений. Насиживает яйца и выращивает птенцов только самец.
3.
Финиловас — хищная птица, активна преимущественно ночью. У неё большая голова, большие глаза, позволяющие хорошо видеть в темноте, превосходный слух, крючковатый сильный клюв, мощные когти и рыхлое оперение, позволяющее летать бесшумно. Питается мелкими животными, в основном грызунами, живёт в лесах на склонах гор. Эта птица не любит сильных ветров, поэтому гнёзда устраивает в дуплах деревьев только в местах, хорошо закрытых от ветра.
4.
Зенпимаш — примат среднего размера, без хвоста, с длинными руками. Может передвигаться на двух ногах, так как ноги приспособлены к ходьбе. Эти животные с хорошо развитым мозгом общаются между собой звуками и жестами, могут строить сооружения и использовать незамысловатые инструменты. Живут преимущественно в тропических лесах, прекрасно лазают по деревьям.
5.
Тросабаль — морской странник. Размером он с лебедя, а крылья у него узкие и длинные. Всю жизнь проводит над океаном. Раз в три года прилетает на безлюдные ост- ровки, чтобы вывести потомство. По суше тросабаль передвигается с трудом, почти ползком. Так же неуютно он себя чувствует на тихой морской поверхности. Но когда ве- тер расшевелит водную гладь, тогда срывается тросабаль в свой вечный полёт. Летает он мастерски.
6.
Фижар — парнокопытное жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами. Голова у животного украшена парой коротких рожек, а шерсть золотистой окраски с тёмными пятнами. Высота животного — три человеческих роста. Питается листьями растений широколиственных лесов. Пастись на траве не может, уж очень ноги длинные. А чтобы попить воды, он сильно изгибает шею.
7.
Ранатеп — хищное животное семейства кошачьих с темноокрашенной шерстью.
Великолепный охотник. Нападает на крупных травоядных животных, даже
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
10 превосходящих его по размерам. Большие чёрные глаза глядят спокойно, в них не заметно никакой злобы, и это обманывает многих жертв. Как правило, обитает вблизи крупных водных объектов.
8.
Ильная рыба, или аями, — единственный сохранившийся вид отряда аямиобразных. Интересна как «живое ископаемое». Тело вальковатое, длиной до 75 см.
Рыло короткое, чешуя циклоидная. Рот конечный, челюсти с зубами. Способна дышать атмосферным воздухом. Хищник, питается беспозвоночными и рыбой. Населяет озёра.
Обитает в холодной чистой воде на глубине не менее 80 м.
9.
Ротагиалл — крупное (длиной до 3—4 м) пресмыкающееся. Рыло заострённое, верхние зубы перекрывают нижние. Преимущественное место обитания — равнинные ре- ки. Молодые ротагиаллы кормятся насекомыми и мелкими ракообразными, а взрослые поедают самых разных животных, включая змей, черепах, птиц и крыс. В период зимовки животные едят очень мало или вообще голодают.
Задание 4.
Покажите на картосхеме возможные места обитания перечисленных видов животных.
Задание 5. По непонятной причине у участников экспедиции перестала работать вся фото- и видеоаппаратура. В связи с этим необходимо нарисовать животных, обнаруженных на острове. Сделайте рисунки перечисленных животных на выбор (выполняется один рисунок на группу;
необходимо согласовать, какая группа зарисовывает то или иное
животное).
Внимание, вопрос знатокам!
Как называют художников и скульпторов, которые изображают животных?
Известны ли вам имена людей творческой профессии, которые работают в этом жанре.
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
11
Московский зоопарк ждёт новых обитателей
Совет Вождей на острове принял решение подарить участникам экспедиции несколько экземпляров различных видов животных, обитающих на острове, чтобы поселить их в Московском зоопарке. В Москву приехали
ротагиаллы, фижары, тангсумы, ранатепы, зенпимаши. Специалистам
Отдела экзотических животных зоопарка срочно пришлось решать задачу размещения новых питомцев. Было принято решение разместить новичков в зонах обитания близких видов животных, чтобы «старожилы» зоопарка помогли им быстрее приспособиться к новым условиям.
Задание 6. На рисунке 3 показан план Московского зоопарка с зонами, в которых было решено разместить новых обитателей.
Рис. 3. План Московского зоопарка
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
12
Решите, как должны быть распределены новые животные по зонам, указанным на плане
(подпишите
названия
животных
около
соответствующих зон).
Внимание, вопрос знатокам!
В Московском зоопарке, как и в других зоопарках мира, работают специалисты очень важной профессии – киперы. В чем заключается их работа? Почему она очень важна для обитателей зоопарка?
Задание 7. Для ознакомления посетителей зоопарка с его новыми обитателями была разработана специальная экскурсия с посещением мест их размещения. В связи с огромным числом заявок на эту экскурсию стала актуальной проблема перемещения экскурсионных групп. Для решения этой проблемы руководство зоопарка предложило проложить специальный маршрут.
Нанесите на план маршрут экскурсии. При подведении итогов победит проект, в котором вариант маршрута будет наиболее коротким.
Требования к маршруту. Экскурсия начинается у Главного входа в зоопарк. Должны быть посещены все зоны размещения новых животных.
Маршрут может быть завершён в любой из зон, откуда посетители
возвращаются к Выходу на Садовое кольцо самостоятельно.
Внимание, вопрос знатокам!
Специалисты какой профессии (или профессий) отвечают за то, как выглядят экспозиции животных и зоопарк в целом?.
Игровой проект
Приключения на острове Безымянном
13
Дорогие друзья!
Работая над этой проектной задачей, вам приходилось
решать разнообразные проблемы, с которыми сталкиваются и
взрослые люди в своей профессиональной деятельности. Наверное,
вы обратили внимание, что разработка таких серьёзных
проектов,
как
изучение
недавно
«открытого»
острова
Безымянный, требует совместных усилий специалистов разных
областей
знаний:
картографов,
экологов,
лингвистов,
ландшафтных дизайнеров и даже специалистов по рекламе.
Возможно, эти профессии заинтересовали вас и через несколько
лет вы и сами будете работать в какой-то из этих областей.
И, конечно же, вы должны иметь в виду, что работа
картографов, зоологов, экологов невозможна без прочных знаний
географии и биологии; экономистам требуется прибегать к
математическим расчётам; специалисты по рекламе и дизайну
должны отлично владеть языком и обладать хорошим
художественным вкусом.
Мы надеемся, что вы хорошо справились с этой проектной
задачей, и ваша группа стала еще более сплочённой.