Файл: Исследование уровня тревожности у обучающихся 59 классов. Возраст 11 15 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналитическая справка


по итогам диагностики обучающихся 9 класса по тесту школьной тревожности Филлипса

от 20.09.22 г.



В сентябре 2022 года было проведено исследование обучающихся 9 класса с целью определения уровня тревожности по методике Филлипса.
Цель: Исследование уровня тревожности у обучающихся 5-9 классов.

Возраст: 11 15 лет

Форма (ситуация оценивания) групповая, ананимная Методика: тест школьной тревожности Филлипса Количество участников:

9 кл. – 14 человек;

Общее количество обучающихся, участвующих в анкетировании – 14 человек


Эта методика помогает определить уровень тревожности у детей школьного возраста.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия.

Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных

ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует

собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Обучающимся предложен опросник, который состоит из 58 вопросов о том, как они себя чувствуют в школе.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)


  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуации стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, диструктивного реагирования на тревожные факторы среды.

  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.


Вопросы анкетирования





  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?

  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

  4. Снилось ли тебе, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет плохо в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку?

  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

  24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя опрашивают?

  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

  31. Бывает ли, что твои одноклассники говорят обидные для тебя вещи?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, кто не справляется с учебой?

  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?

  34. Часто ли ты боишься выглядеть смешно?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

  40. Часто ли ты, отвечая на уроке, задумываешься о том, как выглядишь со стороны?

  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники?

  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

  45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и твое поведение?

  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

  47. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  48. Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в школе?

  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые раньше хорошо знал?

  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятельную работу?

  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  53. Когда учитель дает самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ней?

  54. Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое могут сделать все твои одноклассники?

  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или дать проверочную работу?


57, Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чувствуешь, что получишь за него «2»?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем классом?

Вывод:


При обследовании уровня школьной тревожности

Высокий уровень школьной тревожности выявлен у 1 обучающейся( 7%).
Следовательно, 86 % обучающихся имеют эмоциональный благоприятный фон, что означает отсутствие различного рода проявлений тревожных факторов.
Однако, 21 % обучающихся, прошедших опрос:

  • боятся остаться на второй год;

  • считают, что способные ученики обладают какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе.


21 % обучающихся:

  • сильно волнуются при ответе или выполнении задания;

  • не уверены в том, что все хорошо запомнили, когда работают в классе;

  • работая над трудным заданием, чувствуют порой, что забыли вещи, которые раньше хорошо знали.


28 % обучающихся:

  • волнуются, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо они знают материал;

  • выполнив задание, беспокоятся о том, хорошо ли они с ним справились;

  • боятся высказываться на уроке, потому что боятся сделать глупую ошибку;

  • бывает, что одноклассники говорят обидные вещи.

  • не всегда хорошо себя чувствуют, когда остаются один на один с учителем.

  • Рекомендации педагогам и родителям:

  • Разумная требовательность к организационным аспектам учебного труда, внушение уверенности и поддержка при постановке учебных задач, пристальное внимание к процессу их решения, своевременное оказание помощи, вовлечение в активные творческие формы деятельности, содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами.

  • Повышению качества регуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, с постепенным нарастанием трудности. Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока, соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота о накоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах. Необходимо формировать деловые мотивы учебной деятельности и общения. Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационных установок и неадекватно заниженной самооценки.

  • Учителя часто не осознают влияния на учащихся негативной роли окриков, нетактичных слов, назидательной интонации. Тем не менее, психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные интонации оказываются более действенными, в то время как напряжённый, резкий голос наталкивается на эмоциональное отчуждение.

  • Педагог, не учитывающий индивидуальные особенности личности школьников, их наиболее уязвимые черты характера, не соизмеряющий с этими особенностями свои действия и слова, может стать непосредственной причиной возникновения дезадаптации, невроза у учащегося.

  • Для борьбы с повышенной тревожностью необходимо тесное сотрудничество педагога и психолога.




Диагностику проводили: Писаревская С.В.- пед.психолог