Файл: Реферат По дисциплине Философия Работу выполнил Студент группы вусб 21. 03. 01. 01 11(к) А. Б. Потанин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Удмуртский государственный университет»

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет» в г. Воткинске

(Филиал ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Воткинске)
Кафедра «Информационных и инженерных технологий»
Направление 21.03.01 «Нефтегазовое дело»

реферат

По дисциплине: «Философия»

Работу выполнил

Студент группы ВУсБ-21.03.01.01- 11(к) А. Б. Потанин
Проверил

( преподаватель,)

Е. П. Хорькова

Воткинск

2022

Оглавление


Введение 3

Номинализм и его позиция 4

Рационализм и его позиция 6

Дискуссия между представителями реализма и номинализма в схоластической философии 8

Заключение 13

Список литературы 14


Введение


В развитии философии Средние века, как уже отмечалось, делятся на два этапа: патристику и схоластику. Схоластика была продолжением патристики, но такое продолжение возникло в период патристики на основе соответствующих учений и постепенно, начиная с IV века. стала преобладать в культуре средневековья. Сам отрывок обычно ассоциируется с именем Северина Боэция (480 - 524).

В трудах С. Боэция, как и в Неоплатонике 3 в. Порфирия, четко обозначилась проблема универсалий, ставшая впоследствии ведущей во всей истории схоластики. Он также поставил вопрос о различении в каждой вещи существования и сущности.

В течение нескольких столетий схоластика претерпевала процесс смены философских авторитетов: от Платона до Аристотеля. В то же время для представителей схоластики характерна вера в авторитет Священного Писания и авторитет отцов церкви.

В средние века были созданы различные школы: монастырские, епископальные (примерно с VIII в.), Придворные, нецерковные городские школы. В XII-XIII веках были созданы предпосылки для формирования европейских университетов. Одним из первых начал свою деятельность Парижский университет, его дизайн восходит к 1200 году. Университеты появляются в Болонье, Оксфорде, Кембридже, Неаполе, Тулузе и других городах Европы. У них традиционно было четыре основных факультета: теологический, философский, юридический и медицинский.

Номинализм и его позиция


Номинализм (лат. Nommalis - относящийся к именам, именной, от nomen - имя) - одно из основных философских направлений в решении проблемы универсалий и исторически первая форма материализма. С методологической точки зрения, начиная с позднего средневековья, номинализм стал своего рода эмпирической философией пробуждающейся науки. Согласно номинализму, объективный мир вне мышления и сознания является полностью эмпирическим миром. Следовательно, вне чувственного опыта нет объективной реальности. Только конкретные вещи - индивидуумы - существуют в физическом смысле этого слова. Следовательно, онтология номинализма допускает только минимальные классы видов инфимы, только один уровень реальности - уровень пространственно-временных объектов (факты, конкретные, атомы и т. д.), Которые являются единственными. существуют сами по себе, а все возможные отношения между ними и даже некоторые их свойства зависят от способов нашего рассмотрения. Что касается абстрактных объектов (абстрактных сущностей, универсалий), которые не даны в чувственном опыте, они не существуют сами по себе (вне мышления и речи). Своим реальным существованием и смыслом они обязаны своему материальному носителю - языку. А поскольку абстрактные объекты существуют чисто словесно, их включение в онтологию недопустимо.


Эта общая установка номинализма пополнялась и обогащалась развитием частного порядка по мере развития философии и науки. Современный номинализм, изгоняя абстрактные объекты из онтологии, не запрещает их использование в теории или в научной практике, если они правильно используют абстракции и умеют отличать полезные абстракции от бесполезных, а для этого необходимо, прежде всего, чтобы иметь возможность доказать непротиворечивость введенных абстракций, в частности, чтобы иметь возможность исключить их, ища подходящую эмпирическую модель. Например, употребление абстракций добро и красота гносеологически оправдано таким очевидным эмпирическим фактом, как существование хороших людей и красивых женщин.

Номинализм рассматривает практику их контекстных определений как простой приемлемый способ представления абстрактных объектов. В этом случае абстрактные объекты вводятся в теорию как façon de parler или как символические фикции. Эти символические фикции не имеют правильного значения, но их использование служит стенографией для формулирования весьма значимых утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда эти объекты, конечно, безграничны или бесконечны. Таким образом, они говорят все красное вместо это красное, это красное и это..., то есть вместо того, чтобы перечислять все красные объекты. С подходящим контекстным определением можно сформировать абстракцию класса всех натуральных чисел, не принимая этот класс как объективную сущность. В арифметике действительных чисел такой же абстракцией является логарифм, который имеет смысл в контексте log h, где h - действительное и, более того, положительное число. Понятно, что такие символические вымыслы не лишены познавательного значения, поскольку служат для выражения определенных фактов. Например, контекст logx можно исключить, заменив его соответствующим числом: положительным, отрицательным или нулем, а не фикцией.

И все же, несмотря на ясность программного требования номинализма, реализация этого требования неизменно сталкивалась с трудностями, особенно когда дело доходило до исключения абстрактных объектов из онтологии научных теорий и, в частности, из онтологии математики. Эти трудности указывают на сомнительность самой идеи исключения. Уже концепция семантической определимости, которая необходима для построения номиналистической версии теории множеств, предполагает использование нефинитных абстракций, не говоря уже об абстракции потенциальной осуществимости и абстракции идентификации. Не лучшая ситуация с требованием абсолютной конкретности и индивидуальности (см. Индивидуация) объектов, вводимых в теорию, поскольку с того момента, как мы ограничиваем номиналистический тезис объектным языком, позволяя свободное использование интуиции в метаязыке, этот тезис теряет право на существование... Анализ убеждает нас, что само понятие конкретная вещь не удовлетворяет номиналистическому постулату. То, что мы встречаем на практике, всегда более или менее конкретно. Любая строгая альтернатива возможна только через абстракцию.



Истоки номинализма уходят в античность. Его первыми представителями в ранней античности были Антисфен (циник) и Диоген Синопский, противники платоновского мира идей, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики, а в поздней античности Маркиан Капелла, номиналистически излагавший логику.. В раннем средневековье номинализм (тогда, собственно, и возникли термины номинализм и номиналисты) выступает как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников. Номиналистическая интерпретация некоторых богословских догм (Беренгара Турского и Роскеллина) вызвала недовольство церкви - номинализм был осужден в Суассонском соборе (1092). Однако это не остановило ответвления номиналистических идей, представленных в позднем средневековье, в области философской антропологии (Генрих Гентский), психологии (А де Сересаль), логики (Петр Испанский, Уильям Оккам, Жан Буридан). В то же время номинализм стал конституироваться как философия экспериментальной науки, отделяющаяся от схоластики (Николай из Отрекура, Николай Орем, Роджер Бэкон). В эпоху Возрождения идеология номинализма также находит множество сторонников (Л. Балла, Х. Вивес, Низолий). В наше время номинализм принимает форму сенсационализма: Т. Гоббс, Дж. Локк и французские материалисты, с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм, с другой. Именно в этот период были заложены основы того семиотического учения, которое характерно для современного номинализма, возродившегося в более поздних философских работах Ф. Брентано. Но независимо, номинализм заявляет о себе в связи с кризисом теоретико-множественных основ математики (эффективизм и конструктивизм во Франции и России) и формальной логики (усилиями польской школы подносов), а также в доказательствах теория (финитизм). Параллельно номинализм получает новое теоретическое обоснование в работах Б. Рассела и идеологов Венского кружка, оформляясь как самостоятельное течение в рамках неопозитивизма.


Рационализм и его позиция


Рационализм (фр. Рационализм, от лат. Rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум как основу познания и поведения людей. Р. выступает против как фидеизма, так и иррационализма, и сенсуализма (эмпиризма). Термин Р. используется для обозначения и характеристики философских концепций 19 века. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, даже Парменид, проводивший различие между знанием в истине (полученным посредством разума) и знанием во мнении (достигнутым в результате чувственного восприятия), видел в разуме критерий истины.


Как целостная система гносеологических воззрений Р. начала складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. В отличие от средневековой схоластики и религиозного догматизма, классическая Р. 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходили из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Таким образом, принципы Р. разделяли и материалисты (Спиноза), и идеалисты (Лейбниц): Р. у них приобретал разный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.

Р. 17-18 вв., утверждавший решающую роль разума не только в познании, но и в деятельности человека, был одним из философских источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против умозрительных построений.

Обосновывая безоговорочную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, Р. попытался решить вопрос: каким образом знания, полученные в процессе познавательной деятельности человека, приобретают объективный, универсальный и необходимый характер. В отличие от сенсуализма, Р. утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо с помощью разума, который является его источником и одновременно критерием истины. Так, например, к основному тезису сенсуализма нет ничего в уме, чего не было бы ранее в ощущениях (Локк), рационалист Лейбниц добавил: кроме самого разума, то есть способности разума постигать не только частное, случайное (что ограничивает чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.

Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело Р. к идеалистическому выводу о существовании врожденных идей (Декарт) или предрасположенностей и наклонностей мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с окружающим миром, повлекло за собой отделение мышления от объекта познания.

И. Кант, пытавшийся примирить идеи Р. и сенсуализма, считал, что все наше познание начинается с чувств, потом переходит в разум и кончается разумом. Разум, согласно Канту, не может служить универсальным критерием истины. Для объяснения свойств познания он вводит понятие априори (см. Априори) не только концептуальных форм (как это было в классической Р.), но и форм созерцания - пространства и времени. Но кантианский Р. сохраняет свою силу только ценой принятия позиции агностицизма; он распространяется только на мир явлений, но не на вещь в себе, объективную реальность.


В философии Гегеля абсолютная идея или абсолютный разум объявлялась началом и сущностью мира, а процесс познания превращался в самопознание разума, который постигает свое собственное содержание в мире. Следовательно, развитие объективного мира предстает у Гегеля как чисто логический, рациональный процесс, а его Р. принимает характер панлогизма.

В буржуазной философии XIX и XX веков. потеряна вера в безграничную силу человеческого разума (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающая критика классической Р. с ее идеалами силы разума и неограниченной рациональной человеческой деятельности становится преобладающей. Эта критика проводится как с позиций иррационализма (например, во фрейдизме, отстаивающем ведущую роль иррациональных, подсознательных компонентов, в интуиционизме и экзистенциализме), так и в духе умеренного, ограниченного Р., связанного не столько с логические проблемы познания как с поиском социокультурных оснований и границ Р.

Ограниченность и односторонность Р. были преодолены марксизмом. Разрешение противоречия между эмпиризмом и Р. стало возможным на принципиально новых основаниях, разработанных в теории познания диалектического материализма. Основным условием решения этой проблемы был анализ процесса познания в органической связи с практической деятельностью по преобразованию действительности. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - вот диалектический путь познания истины, познания объективной реальности.

Дискуссия между представителями реализма и номинализма в схоластической философии


В условиях данной истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим и лингвистико-семантическим анализом слова. Поскольку Слово лежало в основе творения и, соответственно, было общим для всего созданного, оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе именуемого проблемой универсалий (от лат. Universalia - универсальный). С попытками решить проблему универсалий связаны три философских течения: концептуализм (существование общего снаружи и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего снаружи и перед вещью) и номинализм (существование общего после и вне вещи). В то время, когда средневековая философия представлялась хранительницей древних традиций (с одной из главных идей - существованием эйдосов, образов вещей перед вещами), реализм считался единственно правильным подходом к познанию того, что есть бытие; Появление номинализма свидетельствовало о распаде средневекового мышления, а концептуализм представлял собой сочетание умеренного реализма с умеренным номинализмом.