Файл: История развития угольной промышленности в Кузбассе Кемерово не зря называют порогом Кузбасса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История развития угольной промышленности в Кузбассе

Кемерово не зря называют «порогом Кузбасса». Именно отсюда началось освоение залежей каменного угля в промышленных целях. Однако, корни у сибирского угля – в Санкт-Петербурге. Там в 1719 году Петр I учредил Берг-коллегию, которая занималась горнорудной промышленностью в России. В 1721 году в регион отправился Михайло Волков, рудознатец, с целью изучить полезные ископаемые сибирской земли. На берегу Томи он обнаружил «горелую» гору. Гора в самом деле курилась и дымила. На этой горе Михайло Волков нашел «горючий камень», образец которого отправил в столицу. Это дало толчок к развитию и промышленному освоению Кузнецкого угольного бассейна. Это название ввел в обиход геолог Пётр Александрович Чихачёв в 1842 году. С тех пор и появилось второе имя Кемеровской области – Кузбасс.

В 1912 году было учреждено франко-бельгийско-немецкое акционерное общество «Кузнецкие каменноугольные копи». Промышленная деятельность «Копикуза» началась с Кемеровского и Кольчугинского рудников, где были построены шахты. За короткое время построили железную дорогу «Юрга-Кольчугино» с веткой на Кемеровский рудник. В планах было строительство большого металлургического завода близ Кузнецка (современный Новокузнецк). По замыслам акционеров, Кузбасс должен был стать для России тем же, чем был Донбасс. Но в дело вмешалась сначала первая мировая война, потом революция, позже гражданская война. Несмотря на все сложности, «Копикуз» продолжало работать. Акционерное общество было национализировано только в 1920 году, когда произошел окончательный разгром армии Колчака. «Копикуз» освоило и построило большую часть угольных предприятий в Кузбассе. Среди них Крапивинский, Киселевский, Прокопьевский, Абашевский рудники, станция Юрга, Кемерово и Кольчугино. Позже идею большого металлургического комбината в Кузнецке реализовали в 1929 году под руководством советского металлурга Ивана Павловича Бардина.

В 1922-1927 гг. на территории современного Кемерова существовала Автономная индустриальная колония Кузбасс или «АИК». В колонию съезжались добровольцы со всего мира, в том числе из США и Голландии. Опыт, накопленный иностранными рабочими и инженерами, помогал молодому советскому государству преодолеть экономический кризис и развивать промышленность. Иностранцы, возглавляемые голландским инженером-коммунистом Себальдом Рутгерсом и американским профсоюзным лидером Биллом Хейвудом, отправились в далекий Кузбасс. Всего на Кемеровский рудник прибыли 750 иностранцев, с которыми здесь работали 5 000 русских. Американцы и голландцы, одержимые идеей интернационала, делились опытом и знаниями. Однако, когда стало понятно, что
никакой мировой революции не будет, большинство из них покинуло Кузбасс и вернулось на родину. После них в современном Кемерове остались памятники архитектуры – жилые дома, которые проектировал голландский архитектор Ван Лохем. Хотя жилье строилось для шахтеров Кемеровского рудника и работников коксохимического завода, в них до сих пор.

В 1930-х гг. на промышленной базе, оставшейся после «Копикуза» и «АИК» возник трест «Кузбассуголь». На территории бассейна работали 5 рудоуправлений: Анжеро-Судженское, Кемеровское, Киселевское, Ленинское и Прокопьевское. В 1936 годы из треста образовался комбинат «Кузбассуголь», в подчинении у которого оказались все рудоуправления Кузнецкого угольного бассейна. По такой схеме угольная промышленность Кузбасса работала до 1960-хх гг. В 1974 г. на территории Кузбасса по распоряжению министерства угольной промышленности СССР появились 4 производственных объединения: «Кузбассуголь», включавший 25 шахт северного района, «Прокопьевскуголь» с шахтами прокопьевско-киселевского района, «Южкузбассуголь», в который входили шахты южного района, и «Кемеровоуголь», который включал в себя разрезы. Позже из этих производственных объединений появилась угольная компания «Кузбассуголь», которую приватизировали осенью 2001 года.

За последние 20 лет Кузбасс сделал мощный рывок в направлении обогащения и переработки угля. Главное богатство Кузнецкого угольного бассейна – несметные залежи высококачественного и разнообразного по химическому составу каменного угля. Угли Кузбасса имеют низкое содержание золы, серы, фосфора и воды. В угольных богатствах России на долю Кузбасса приходится 35,5% общих запасов и 66,4% - запасов коксующихся углей. Угольные запасы Кузбасса составляют 733 млрд. т. и отличаются разнообразным марочным составом (более 60).

Кузнецкий уголь – это весомый фактор безопасности энергетической устойчивости нашей экономики. Это самое надежное топливо, это электроэнергия и тепло. Нет никаких сомнений, что Кузбасс является угольным сердцем России. 76% общероссийского экспорта составляет уголь, добытый у нас в Кузбассе. Его закупают 55 стран мира. Помимо общего расширение числа стран, в которые поставляется кузбасский уголь, растут поставки и на отдельные региональные рынки. В 2016 году главным таким рынком для Кузбасса стала Восточная Азия, туда экспорт вырос разом на треть, с 45 млн тонн в 2015 году до почти 60 млн тонн. Аналогичным образом увеличились экспортные поставки в страны Ближнего Востока и Северной Африки, с 12 млн тонн до 16 млн. Пока этот рынок не стал для российского и кузбасского угля столь же значимым как восточноазиатский или европейский, но, возможно, это случится в ближайшее время. Ещё быстрее, в 4 раза за один прошлый год, выросли поставки на американский рынок – с 0,33 млн тонн до 1,3 млн. Однако пока размер экспорта в этом направлении незначителен и составляет всего 1% от всей отгрузки за рубеж.





Аналогичная ситуация с рынком Южной Азии, весьма перспективном, ведь там находится Индия, крупнейший после Китая,  потребитель угля и его импортёр. Пока поставки туда из Кузбасса даже не вышли на уровень 1 млн тонн, однако, в целом российский экспорт угля в страны Южной Азии растет нарастающими темпами. В Индию, к примеру, за последние 10 лет он вырос в 10 раз – с 32 тыс. тонн в 2007 году до 3,1 млн тонн в 2016. В Шри Ланку начался только в 2014 году и сразу составил 717 тыс. тонн, потом снизился до 548 тыс. в 2015  и до 216 тыс. тонн в 2016 . В Пакистан поставки начались только в 2016 году со скромной суммы 52 тыс. тонн.

Выросли поставки угля и на рынок стран бывшего СССР, которые связаны с Россией ещё старыми инфраструктурными и производственными связями. Конечно, этот рынок занимает лишь 11% всего экспорта угля из Кузбасса (13,44 млн тонн в 2016 году), но в сравнении с 2015 годом и на него поставки увеличились, на 13%. Необычно большое место среди импортеров на этом региональном рынке занимает Латвия, куда в 2016 году было поставлено на этом направлении 3,45 млн тонн угля (против 3,88 млн в 2015 году). Такие крупные закупки угля из России Латвия стала делать с 2008 года. При этом внешнеторговая статистика ООН не показывает, чтобы этот уголь затем реэкспортировался из Латвии.

Рост числа потребителей кузбасского угля за рубежом, общий рост экспорта и увеличение поставок странам, которые выступают крупнейшими потребителями угля в мире, показывают, что даже на значительном удалении от основных зарубежных рынков Кузбасс в состоянии предложить импортерами вполне конкурентоспособные цены и качество угля. Несмотря на необходимость доставлять уголь на значительные расстояния, как по России, так и за ее пределами, и несмотря на большие затраты на эту доставку.

В то время как поставки кузбасского угля на разные региональные рынки росли, и даже очень быстро, на десятки процентов и даже в разы, традиционный и до недавнего времени главный рынок, европейский, переместился на второй место по значению после рынка Восточной Азии. В 2016 году отгрузка из Кузбасса в европейском направлении, если исключить прибалтийские страны, сократилась до 45 млн тонн, или на 10%. Конечно, страны Европы, причём, самые разные по направленности экономики, удалённости от России и энергетической политики продолжают выступать крупные потребителями угля. И, соответственно, его импортерами, ведь собственная добыча, которая в некоторых странах Европы началась 300-400 и даже 500 лет назад, истощила запасы. А энергетика и черная металлургия сохранили ориентацию на использование каменного угля. В силу разных обстоятельств, таких как развитие энергетики возобновляемых источников энергии, отказа от угля как экологически неприемлемого энергоносителя и по другим причинам, заметно снизили закупку кузбасского угля такие страны, как Великобритания (на треть), Нидерланды (на 10,4%), Испания (на 30%), Италия (на 18%), Бельгия (на 45%, см таблицу).




После пяти лет быстрого роста экспорта в восточном направлении и произошедшего перераспределения поставок в пользу рынка Восточной Азии с уходом на второе место рынка Европы сменились и лидеры по импорту кузбасского угля. На первое место в 2016 вышла Южная Корея (на неё пришлось около 15% кузбасского угольного экспорта), а занимавшая эту позицию Великобритания опустилась на третье место. С этой позиции в 2015 году на вторую в 2016 вышла Япония. Нидерланды с четвёртого места спустились на шестое, а на их место поднялась Турция. Украина, хотя и заметно увеличила импорт кузбасского угля, осталась на пятом месте. Импортёры, разместившиеся в нижней части первой десятки, сохранили свою позицию, хотя практически все увеличили свои закупки. 

Во второй половине «турнирной таблицы» заметен прирост поставок в такие страны как Вьетнам (в 4 раза!), Бразилия (в 3 раза!), Марокко (в 1,7 раза) и Франция (в 2,2 раза). Причём в последнем случае закупки угля в России нельзя отнести к традиционным. В значительных размерах они начались только в 2006 году, когда составили 811 тыс. тонн (в целом из России, не только из Кузбасса), на следующий год – 927 тыс. тонн, а в 2008 – 1,4 млн, в прошлом году 2,85 млн тонн, на 95% из Кузбасса. А вот импорт угля Финляндией, как раз бывший традиционным в торговых отношениях двух соседей, в последние 15 лет стабильно снижается. Максимального уровня эти поставки достигли в 2008 году – 6,2 млн тонн, а в прошлом – уже только 1,92 млн тонн (почти все были из Кузбасса).



Спрос на кузбасский уголь предъявляют страны самые разные по структуре своей экономики, климату и культуре. Это как раз тот случай, когда потребность в энергии и энергоносителе удовлетворяется самым универсальным способом. Без оглядки на политику, местоположение, культурные и иные различия. Показателем в этом смысле экспорт угля из Кузбасса на Украину. В 2016 году он не только не снизился, но и вырос. При этом поставки кузбасского угля шли не только в обеспечение внутрикорпоративных кооперационных потребностей (поставки коксующегося угля с предприятий «Евраз Груп» в России на украинские металлургические предприятия этой группы). Заметным был экспорт энергетического угля, а также коксующегося вне рамок внутрикорпоративных связей. В 2017 году эта тенденция сохранилась.


  • Уголь Марки Д (длиннопламенный) - наиболее популярный вид каменного угля используемого в бытовых целях

Цена Угля Марки Д (длиннопламенный)


Марка

Класс

Влага, %

Зола, %

Теплота сгор. 
Ккал/кг  (не ниже)


Выход лет. вещ-в, %

 рублей.

Ср.

Пр.

Ср.

Пр.










ДР

0-300

13

15

12

14

5200

40,5

1300

ДПКО

25-200

10

13

9

11

5400

42

1750

ДПК

50-200

 

20

5

 

5000

40

1750

ДОМ

13-50

13

15

14

15

5400

42

1750

ДМСШ

0-25

 

17

 

15

5000

42

1100

ДОМСШ

0-50

13

15

12

15

5100

42

1100