Файл: Особенности вокальнохоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Психологическая характеристика и эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста, строение голосового аппарата

Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях

Глава 2. Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения.

2.1. Определение музыкально-дидактической игры

2.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей

2.3 Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности

Заключение

Список использованных источников


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ

Кафедра академического хора

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы детского хорового музицирования»

Тема: «Особенности вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

студентка IV курса,

группы ФИС/БЗ 161-4/1,

Фролова Анна Дмитриевна

Направление — 53.03.05 Дирижирование

Профиль «Дирижирование академическим хором»

Научный руководитель:

доцент,

Яруцкая Лариса Николаевна

Санкт-Петербург

2022

АННОТАЦИЯ

Курсовая работа на тему: «Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста».

Автор — Фролова Анна Дмитриевна.

Руководитель — Яруцкая Л.Н.

В работе описана систематизация сведений о преподавании вокальных дисциплин детям старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.

Курсовая работа состоит из подробного обзора, который включает разделы – введение, анализ теоретических и обзор практических аспектов выбранной темы.

Разработка ориентирована на руководителей детских вокальных и хоровых коллективов старшего дошкольного возраста.

Работа включает 49 страниц, использованы 32 источника.

Оглавление


Введение 4

Глава 1. Теоретические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста 7

1.1.Отечественные и зарубежные авторы о значении музыки и пения в жизни ребенка 7

1.2.Психологическая характеристика и эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста 10

1.3.Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста, строение голосового аппарата 14

1.4.Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях 19

Краткие выводы по первой главе 26

Глава 2. Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения. 28

2.1. Определение музыкально-дидактической игры 28

2.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей 32

2.3 Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности 38

Краткие выводы по второй главе 44

Заключение 46

Список использованных источников 48



Введение



Актуальность исследования особенностей вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребенка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.

Детское пение сегодня приобретает все большую популярность, но так как музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется, в основном, в дошкольных общеобразовательных учреждениях, где на музыкальных занятиях вокальному развитию не отводится отдельное место и время, но многие родители стремятся дать вокальное воспитание своим детям с раннего возраста и приводят их в вокальные объединения учреждений дополнительного образования.

Дополнительные образовательные программы по вокалу и вокальному ансамблю рассчитаны на детей от семилетнего возраста. Голоса же дошкольников имеют свои возрастные особенности, которые необходимо учитывать при работе с детьми 5-6-летнего возраста, именно поэтому данная тема особенно актуальна.

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих педагогов, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления.

Кроме того, вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой, следовательно, он, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. А какие замечательные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных формах работы по вокальному воспитанию – пении в ансамбле, участии в концертах и музыкальных спектаклях.

Исследованием проблемы особенностей вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста в разные годы занимались многие деятели искусств,

среди которых можно отметить таких, как Д.Б. Кабалевский1 и З. Кодая, Н.А. Метлов2, Е.П. Иова3, А.Н. Карасев4, М.П. Бехтерев5 и др.

Учитывая вышеизложенное, объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования составляет процесс вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Целью исследования является раскрытие особенностей работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста.

  2. Дать психологическую характеристику детей 6-ти лет.

  3. Определить конкретную последовательность формирования певческих навыков в шестилетнем возрасте.

  4. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих выше названной задаче.

  5. Обосновать применение на уроках музыки таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков.

Гипотеза: развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста способствуют соблюдение следующих условий:

  1. учет индивидуальных возрастных особенностей учащихся;

  2. своевременно проведенная диагностика вокальных данных детей старшего дошкольного возраста;

  3. комплексный подход к организации вокально-хоровой работы.

Методами исследования были определены следующие:

  1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение официальных документов, учебно-методических, научных, справочных и электронных источников удаленного доступа по проблеме исследования, сравнение, конкретизация;

  2. Эмпирические: наблюдение, эксперимент.



Глава 1. Теоретические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

    1. Отечественные и зарубежные авторы о значении музыки и пения в жизни ребенка


Первые отечественные работы, посвященные изучению физических характеристик певческого голоса детей, принадлежат профессору В.П. Морозову. Он очень тщательно исследовал одну из ключевых проблем - развитие детского голоса в зависимости от использования его регистровых возможностей. В фальцетном режиме можно спеть практически все звуки диапазона голоса. Поэтому в детской певческой практике именно он, по мнению большинства специалистов, считается единственно приемлемым.

Еще в 1940 году Н.А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил вопросы, связанные с охраной детского голоса. Им были определены удобные для каждой возрастной группы певческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальными навыками: звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, слаженность пения. Работа над звуковым диапазоном начинается обычно с нахождения так называемых примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе.

М.И. Глинка считал, что они располагаются на тонах спокойной речи. Большинство исследователей и практиков указывают на Фа первой октавы - Ля первой октавы как диапазон примарной зоны для детей. Постепенно диапазон расширяется. Петь - это значит проявлять эмоции и жестом, и словом. Хороший певец - это мим. Без мимики певческое искусство невозможно. Выразительность должна быть постоянной необходимостью. Внесение игровых моментов создает у детей соответствующее настроение, вызывает желание петь и, что очень важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, зажим, исчезает проблема неэмоционального исполнения, ребенок чувствует себя частью творческого коллектива.

Деятельность музыкального руководителя связана с воспитанием детей средствами музыки, приобщением их к миру прекрасного, формированием у них основ музыкальной культуры. Д. Б. Кабалевский писал: «Значение музыки далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно
вторгается во все области воспитания и образования, является могучим средством формирования духовного мира ребенка». Музыка играет важнейшую роль в становлении личности в период его развития.

«Музыка вызывает в нас определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Когда-нибудь, будет найдена самая нужная вибрация для каждого человека, которая поможет ему» (Джорж Гершвин).

Музыка для ребенка, по словам педагога-музыканта Н. А. Ветлугиной, мир радостных переживаний. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию.

«В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» - писал видный психолог Б. М. Теплов. «Доказано, что музыка, которую слушает и поет будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может уже и формирует его вкусы и предпочтения».

Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые, общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно, подобно разговору». По сути, пение - это синтез слова и музыки.

П.П. Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребенку, а, наоборот, «от ребенка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению, и через пение к музыке».

Хочется отметить опыт знаменитого венгерского композитора педагога Золтана Кодая и его последователей. Он придавал особое важное значение хоровому пению во всей системе образования – в детском саду, в школе, в высшем учебном заведение. Человеческий голос считает Кодай, - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Так же Кодай считает пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий «путем их вокального воспроизведения развивает способность музыкального слухового восприятия».