Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий
2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий.
2.3.Сбор образцов для сравнительного исследования.
2.5.Исследование предметов и документов.
2.8.Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
2.9.Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
2.10.Прослушивание телефонных переговоров
3.Основания применения оперативно-розыскных мероприятий.
Существуют основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, такие как:
-1- наличие возбужденного уголовного дела;
-2- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения о:
а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
б) событиях или действиях, создающих угрозу государственной военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
-3- поручения следователя, органа дознания, предписания прокурора либо установления суда согласно уголовным процессам, находящимся в их производстве .
-4- требования иных организаций, исполняющих оперативно-розыскную деятельность.
-5- постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
-6- запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
4.Условия применения оперативно-розыскных мероприятий
Условия проведения ОРМ - это установленные оперативно-розыскным законодательством специальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществление конкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать соблюдение принципов ОРД при их проведении.
Гражданство, национальность, пол, место жительства, материальное, должностное также социальное состояние, принадлежность к социальным организациям, отношение к религии также общественно-политические взгляды отдельных персон никак не считаются преградой с целью проведения в взаимоотношении их оперативно-розыскных событий в местности Российской Федерации, в случае если другое никак не учтено федеральным законом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- о лицах, подготавливающих, совершающих либо осуществивших противоправное действие, согласно которому производство предварительного расследования обязательно;
- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, исполняющих оперативно-розыскную работа, ведутся в согласовании со настоящим Федеральным законодательством также только в рубежах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации[11].
Заключение
Таким образом под ОРМ понимаются закрепленные в Федеральным Законом об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.
К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Каждое из вышеперечисленных мероприятий имеет свою внутреннюю структуру, регламентировано законом и применяется для решения определенных задач оперативно-розыскной деятельности.