Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система принципов ОРД. Система вообще — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых объектов (элементов).

ОРД основывается на принципах: законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств.

1) Законность. Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на законе: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»).

2) Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на то, что данный принцип определен Законом как самостоятельный, фактически он является частным случаем принципа законности - при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ.

3) Конспирация. С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью, конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД - один из факторов, позволяющих добиться успеха. В целях конспирации Закон об ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

4) Сочетание гласных и негласных методов и средств. Одно из отличий ОРД от других видов правоохранительной деятельности - возможность ее осуществления негласно (т. е. в тайне от третьих лиц). Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.

Глава 3. Субъекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации

В Российской Федерации существует шесть органов, осуществляющих и реализующих на правовой основе оперативно-розыскную деятельность.

Данные органы относятся к исполнительной ветви власти, их руководители являются членами правительства РФ и имеют статус федеральных министров. Правоохранительные органы и силовые структуры, реализующие оперативно-розыскные мероприятия полностью имеют централизованную структуру управления и подчиненности. Также следует отметить, что организация управления в данных органах подобна министерству обороны[3].


Это означает наличие руководства по принципу единоначалия и строгой иерархичности. В органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, порядок управления имеет, как мною уже было отмечено раннее, централизованную систему управления. В буквальном смысле это выражено в том, что нижестоящие подразделения правоохранительных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в регионах России или каких-либо населенных пунктах напрямую подчинены федеральному центру, а не органам местного самоуправления. Этот принцип распространен на все правоохранительные органы и силовые структуры, наделенные полномочиями на проведение и реализацию оперативнорозыскной деятельности. Важным будет выделить и такой факт, что территориальные подразделение данных органов исполнительной власти не подчиняются главам субъектов Российской Федерации и не подотчетны их аппарату управления. Согласно юрисдикции все органы, осуществляемые оперативно-розыскную деятельность прямо подчинены президенту Российской Федерации и подотчетны только ему. Руководители органов исполнительной власти, наделенных полномочиями и правами осуществления оперативно-розыскной деятельности, являются постоянными членами совета безопасности и национального антитеррористического комитета РФ.

Каждое правоохранительное ведомство или какая-либо силовая структура, являющаяся органом исполнительной власти, наделенным государством полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности, направленной на защиту его правовых интересов имеет ряд схожих и отличительных особенностей. К схожим особенностям мы можем отнести те факторы, которые присущи каждому правоохранительному органу, работающему и функционирующему в рамках оперативно-розыскной деятельности.

К этому мы можем отнести наличие зданий и сооружений, вооружения и специальной техники, необходимой для решения задач оперативнорозыскной деятельности.

В каждом силовом ведомстве в законном порядке установлено форменное обмундирование, знаки отличия, ведомственные награды и системы дисциплинарных взысканий. Все сотрудники, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью имеют специальные или воинские звания в зависимости от ведомства, в котором они проходят службу.

Основное название должности сотрудников и военнослужащих, работающих в сфере оперативно-розыскной деятельности – это оперуполномоченный.

Юридическая наука предоставляет нам, более развернутое определение этой должности.


Оперуполномоченный – это оперативный сотрудник, должностное лицо органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Основное отличие от иных должностных лиц органа дознания – это специальные полномочия, позволяющие осуществлять оперативнорозыскную деятельность. Также в зависимости от служебной деятельности в оперативных службах и подразделения правоохранительных органов предусмотрена следующая должностная иерархическая система[4]:

1) Оперуполномоченный.

2) Старший оперуполномоченный.

3) Оперуполномоченный по особо важным делам.

4) Старший оперуполномоченный по особо важным делам.

Данная система присвоения должностей предполагает присвоение более высокого воинского или специального звания.

Все сотрудники, состоящие в должностях оперуполномоченных, в соответствии с федеральным законом "О государственной тайне", имеют допуск, к сведениям, составляющим государственную тайну. Как уже было мною отмечено раннее, результаты проведения негласных оперативнорозыскных мероприятий, особенно тех мероприятий, которые в соответствии с законным порядком ограничивают конституционные права граждан, являются сведениями, составляющими государственную тайну.

Документирование и документоведение таких результатов оперативнорозыскных мероприятий предполагают собой наличие грифа секретности.

В зданиях и сооружениях органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, соблюдается режим секретности, согласно федерального закона "О государственной тайне". За нарушение режима секретности, а также за утрату сведений, составляющих государственную тайну, произошедшую в случае нарушения данного режима, оперативные сотрудники и их руководители несут персональную дисциплинарную и уголовную ответственность. Также оперативный личный состав и его руководство несет персональную дисциплинарную и уголовную ответственность в случае незаконного рассекречивания таких сведений.

Отличительной чертой вышеупомянутых органов является в том, что проводимая ими оперативно-розыскная деятельность направлена на разные преступные объекты. Это мы с вами можем наблюдать в задачах, которые ставит действующая власть перед этими органами. Этот аспект отражен в отдельных федеральных законах, регламентирующих существование органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Каждый орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность имеет свой федеральный закон, регламентирующий нормы только конкретного правоохранительного органа или силовой структуры.


Приведём пример таких правоохранительных органов и силовых структур Российской Федерации, задачами которых стоит исполнение и реализация оперативно-розыскной деятельности.

Первым, а точнее одним из самых основных, органов, наделенных оперативно-розыскными полномочиями, является министерство внутренних дел или МВД. С деятельностью подразделений МВД России в своей обыденной общественной и частной жизни может столкнуться каждый гражданин России или иностранный гражданин, прибывающий в нашей стране.

В структуре МВД России оперативно-розыскной деятельностью занимаются отдельно-взятые службы. Ниже мною будет приведены их примеры.

Уголовный розыск[5] – это специальная оперативная служба министерства внутренних дел, в задачу, которой входит предупреждение, пресечение и раскрытие готовящихся, либо совершенных преступлений обще уголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия, суда и без вести пропавших, а также установление личности неопознанных трупов.

Из определения видно, что задачи, которые ставит МВД России перед уголовным розыском, абсолютно идентичны с задачами федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ.

Следующей оперативно службой МВД России является УЭБиПК, а именно управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

УЭБиПК – это оперативное подразделение в структуре министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающие и осуществляющие оперативным путем функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства.

Одним из старейших подразделений современного российского МВД является управление собственной безопасности.

Управление собственной безопасности (УСБ) – это подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным оперативным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ.

Деятельность Главного управления координирует и контролирует лично Министр внутренних дел РФ.

Задачей УСБ МВД РФ является предотвращение проникновения в службу органов МВД лиц, преследующих противоправные цели, предупреждение и выявление преступлений и коррупции со стороны сотрудников, федеральных государственных служащих, работников органов внутренних дел. Обеспечивать сотрудникам и их близким государственную защиту.

И наконец, четвертым самым молодым оперативным подразделением МВД России стало управление наркоконтроля (ОНК). ОНК появилось в МВД в связи с ликвидацией федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и передачи ее функций МВД России.


Также в МВД еще имеются специализированные центры и оперативнорозыскные части узкой специфичной направленности, также имеются статистические подразделения, сопровождающие оперативную работу всех служб и подразделения негласной работы.

Следует отметить, что все подразделения МВД являются органом дознания и согласно УПК РФ обязаны исполнять поручения следователя либо дознавателя по сопровождению уголовных дел.

Также деятельность МВД в целом регламентирована федеральным законом от 07.02.20011 г. №3-ФЗ "О полиции".

Следующим, рассмотренным мною органом, реализующим оперативно-розыскную работу, является федеральная служба безопасности (ФСБ России). Деятельность ФСБ России регламентирована ФЗ от 30.06.2003 г. "О ФСБ России"[6].

На сегодняшний день, согласно действующего законодательства, территориальные органы ФСБ России имеют две основные задачи.

Первой задачей ФСБ РФ является обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Второй задачей является выявление, предупреждение, пресечение деятельности иностранных спецслужб, защита конституционного строя, территориальной целостности и обороноспособности РФ.

На ряду, с ФСБ оперативно-розыскной деятельностью в подобном ключе занимается федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России)[7].

Основной задачей оперативных подразделений ФСО России является обеспечение безопасности высших лиц государства и представителей иностранных государств.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) на основании ФЗ "О службе в таможенных органах" от 27.07.1997 г. и в рамках других регламентирующих нормативно-правовых актах осуществляет оперативнорозыскную деятельность.

Задачей оперативной службы ФТС России является выявление, предупреждение, пресечение противоправных перевозок через государственную границу РФ.

Следующим органом исполнительной власти, наделенным полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности, является служба внешней разведки (СВР России), которая действует на основании ФЗ от 10.01.1996 г.

В задачи СВР входит получение информации, способствующей политической и экономической безопасности Российской Федерации. Также СВР в своей оперативной работе тесно взаимодействует с главным разведывательным управлением генерального штаба министерства обороны РФ в сфере военной разведки.

Последним органом, осуществляющим ОРД, является Федеральная служба исполнения наказаний министерства юстиции РФ.