Файл: Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение для 3 А класса на 20222023 учебный год составлена на основе рабочей программы по литературному чтению 14 класс, утвержденной приказом от г. .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 «А» класса на 2022-2023 учебный год составлена на основе рабочей программы по литературному чтению 1-4 класс, утвержденной приказом от _______________г. №__________.
Цели и задачи данной программы, особенности программы
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Название учебника и учебных пособий:
-
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.: ил. -
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.: ил.
В третьем классе, в соответствии с программой по литературному чтению. 1-4 класс,, на изучение предмета «Литературное чтение» отводится 136 часов (34 учебные недели по 4 урока). В соответствии с календарным учебным графиком в рабочую программу были внесены следующие изменения:
-
объединение материалов уроков 61-62 в один «Ш. Перро. «Подарки феи» и «Ц. Топелиус. «Солнечный луч в ноябре». -
объединение материалов уроков 88-89 в один «Стихи о природе С. А. Есенин. «Берёза» и «Стихотворения для детей. С. Есенин. «Бабушкины сказки». -
объединение материалов уроков 127-128 в один «Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». Проверка навыка чтения вслух » и «Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». -
объединение материалов уроков Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»и «Обобщение изученного за год. Летнее чтение».
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Читательское пространство в программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Литературное чтение » для 3 «В» класса на 2022-2023 учебный год.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы |
Введение – 1 час | ||||
1 | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения в них будут изучаться, знать автора и название книги. Определять значение и смысл новых слов и понятий. | 1.09 | |
Тема 1: Самое великое чудо на свете – 4 часа | ||||
2 | Водный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. | Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества. Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) | | |
3 | Рукописные книги Древней Руси. | | | |
4 | Первопечатник Иван Фёдоров | | | |
5 | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. | | | |
Тема 2: Устное народное творчество – 14 часов | ||||
6 | Знакомство с названием раздела | Учащиеся должны уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; – делить текст – читать осознанно текст; – сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; - отличать прозаический текст от поэтического; - распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы); - интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; - устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; - формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык. - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу | | |
7 | Русские народные песни. | | | |
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | | | |
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушки. | | | |
10 | Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. | | | |
11 | Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. | | | |
12 | Иван – царевич и серый волк. | | | |
13 | Иван – царевич и серый волк. | | | |
14 | Иван – царевич и серый волк. | | | |
15 | Сивка – бурка. | | | |
16 | Сивка – бурка. | | | |
17 | Художники-иллюстраторы | | | |
18 | КВН «Устное народное творчество» | | | |
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | | | |
Тема 3: Поэтическая тетрадь – 11 часов | ||||
20 | Знакомство с названием раздела. | Учащиеся должны уметь: читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; отличать прозаический текст от поэтического; смысловое чтение построение логической цепи рассуждений постановка вопросов . Учащиеся должны знать\понимать: – названия, основное содержание изученных литературных произведений; – имена, фамилии их авторов Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой | | |
21 | Проект «Как научиться читать стихи» (статья Я. Смоленского) | | | |
22 | Ф.Тютчев «Весенняя гроза». | | | |
23 | Ф.Тютчев «Листья». Сочинение миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | | | |
24 | А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». «Зреет рожь под жаркой нивой…» | | | |
25 | И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно..». Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | | | |
26 | И.Никитин «Встреча зимы». | | | |
27 | И.Суриков «Детство». | | | |
28 | И.Суриков «Зима». | | | |
29 | Путешествие в литературную страну. | | | |
30 | Оценка достижений | | | |
Тема 4: Великие русские писатели – 24 часа. | ||||
31 | Знакомство с названием раздела | | | |
32 | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» | Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | | |
33 | А.Пушкин. Лирические стихотворения. | | | |
34 | А.Пушкин «Зимнее утро» | | | |
35 | А.Пушкин «Зимний вечер» | | | |
36 | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». | | | |
37 | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». | | | |
38 | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». | | | |
39 | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». | | | |
40 | Рисунки И.Билибина к сказке. | Учащиеся должны уметь сравнивать произведение живописи и произведение литературы. | | |
41 | И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о И.Крылове | Уметь составлять разные виды планов и воссоздавать текст по плану. | | |
42 | И.Крылов «Мартышка и очки». | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | | |
43 | И.Крылов «Зеркало и обезьяна». | | | |
44 | И.Крылов «Ворона и лисица». | | | |
45 | М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | | |
46 | М.Лермонтов «Горные вершины». « На севере диком стоит одиноко»… | | | |
47 | М.Лермонтов «Утес», «Осень» | | | |
48 | Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | Учащиеся должны уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу | | |
49 | Л.Толстой «Акула». | | | |
50 | Л.Толстой «Прыжок». | | | |
51 | Л.Толстой «Лев и собачка». | | | |
52 | Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов | | | |
53 | Оценка достижений | | | |
54 | Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») | | | |
Тема 4: Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов. | ||||
55 | Знакомство с название раздела | уметь: -отвечать на вопросы по содержанию произведения; -характеризовать выразительные средства; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов; - выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). | | |
56 | Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…» | | | |
57 | Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | | | |
58 | К.Бальмонт «Золотое слово». | | | |
59 | И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги…» | | | |
60 | Развивающий час. Оценка достижений. | | | |
Тема 5: Литературные сказки – 8 часов. | ||||
61 | Знакомство с названием раздела | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений; - отличие литературной сказки от фольклорной; - имена, фамилии их авторов; уметь: -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; -создавать небольшой устный текст на заданную тему; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные; - восстанавливать авторский текст по опорным словам; - соотносить пословицы с характеристикой героя произведения. | | |
62 | Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки». | | | |
63 | Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза и короткий хвост…» | | | |
64 | В.Гаршин «Лягушка – путешественница». | | | |
65 | В.Гаршин «Лягушка – путешественница». | | | |
66 | В.Одоевский «Мороз Иванович». | | | |
67 | В.Одоевский «Мороз Иванович». | | | |
68 | Оценка достижений. Контрольная работа за полугодие. | | | |
Тема 6: Были-небылицы – 10 часов. | ||||
69 | Знакомство с названием раздела. | Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения | | |
70 | М.Горький «Случай с Евсейкой». | | | |
71 | М.Горький «Случай с Евсейкой». | | | |
72 | К.Паустовский «Растрепанный воробей». | | | |
73 | К.Паустовский «Растрепанный воробей». | | | |
74 | К.Паустовский «Растрепанный воробей». | | | |
75 | А.Куприн «Слон». | | | |
76 | А.Куприн «Слон». | | | |
77 | А.Куприн «Слон». | 24.01 | | |
78 | Урок-путешествие. Оценка достижений. | 25.01 | | |
Тема 7: Поэтическая тетрадь 1 – 6 часов. | ||||
79 | Знакомство с названием раздела. | знать: - названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразительные художественные средства. Учащиеся должны уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; – читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть. | 26.01 | |
80 | С.Черный «Воробей», «Слон». | 27.01 | | |
81 | А.Блок «Ветхая избушка» .«Сны», | 31.01 | | |
82 | А.Блок «Ворона». | 1.02 | | |
83 | С.Есенин «Черемуха». | 2.02 | | |
84 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений | 3.02 | | |
Тема 8: Люби живое – 16 часов. | ||||
85 | Знакомство с названием раздела. | знать: -основное содержание текста, их авторов; - стили текстов, их различия.уметь: -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии) - уметь пересказывать текст; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; -создавать небольшой устный текст на заданную тему. | 7.02 | |
86 | М.Пришвин «Моя Родина». | 8.02 | | |
87 | И.Соколов-Микитов «Листопадничек». | 9.02 | | |
88 | И.Соколов-Микитов «Листопадничек». | 10.02 | | |
89 | В.Белов «Малька провинилась». | 14.02 | | |
90 | В. Белов «Еще про Мальку». | 15.02 | | |
91 | В.Бианки «Мышонок Пик». | 16.02 | | |
92 | В.Бианки «Мышонок Пик». | 17.02 | | |
93 | Б.Житков «Про обезьянку». | 21.02 | | |
94 | Б.Житков «Про обезьянку». | 22.02 | | |
95 | Б.Житков «Про обезьянку». | | 22.02 | |
96 | В.Дуров «Наша Жучка». | 28.02 | | |
97 | В.Астафьев «Капалуха». | 1.03 | | |
98 | В. Драгунский «Он живой и светится». | 2.03 | | |
99 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной» | 3.03 | | |
100 | Оценка достижений | | | |
Тема 9: поэтическая тетрадь 2 – 8 часов | ||||
101 | Знакомство с названием раздела. | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразительные художественные средства.уметь: - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) - выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | | |
102 | С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». | 9.03 | | |
103 | А.Барто «Разлука» | 10.03 | | |
104 | А.Барто «В театре». | 14.03 | | |
105 | С.Михалков «Если». | 15.03 | | |
106 | Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». | 16.03 | | |
107 | «Крестики-нолики» | 17.03 | | |
108 | Оценка достижений | | | |
Тема 10: Собирай по ягодке – наберёшь кузовок – 12 часов | ||||
109 | Знакомство с названием раздела. | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов - понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений; Учащиеся должны уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии) Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | 21.03 | |
110 | Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 22.03 | | |
111 | А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама». | 23.03 | | |
112 | А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама». | 24.03 | | |
113 | А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама». | | | |
114 | А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама». | | | |
115 | М.Зощенко «Золотые слова». | | | |
116 | М.Зощенко «Великие путешественники». | | | |
117 | Н.Носов «Федина задача». | | | |
118 | Н.Носов «Телефон». | | | |
119 | В.Драгунский « Друг детства». | | | |
120 | Урок-конкурс по разделу | | | |
Тема 11: По страницам детских журналов – 8 часов | ||||
121 | Знакомство с названием раздела. | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; -названия нескольких детских периодических изданий; - отличие журналов от книги. уметь: - читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; -читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; -создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению; - ориентироваться в журналах | | |
122 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | | | |
123 | Ю.Ермолаев «Проговорился». | | | |
124 | Ю.Ермолаев «Воспитатели». | | | |
125 | Г.Остер «Вредные советы». | | | |
126 | Г.Остер «Как получаются легенды». | | | |
127 | Р.Сеф «Веселые стихи». | | | |
128 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка достижений | | | |
Тема 12: Зарубежная литература – 7 часов | ||||
129 | Знакомство с названием раздела. | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. уметь: -самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); - инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды; -проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы; - создавать письменные ответы на поставленные вопросы; -выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; -четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме. | | |
130 | Мифы Древней Греции | | | |
131 | Мифы Древней Греции | | | |
132 | Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок» | | | |
133 | Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок» | | | |
134 | Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок» | | | |
135 | Развивающий час. Брейн-ринг «Зарубежная литература» | | | |
136 | Обобщающий урок по теме: « Зарубежная литература» | | |