Файл: Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение для 3 А класса на 20222023 учебный год составлена на основе рабочей программы по литературному чтению 14 класс, утвержденной приказом от г. .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 «А» класса на 2022-2023 учебный год составлена на основе рабочей программы по литературному чтению 1-4 класс, утвержденной приказом от _______________г. №__________.

Цели и задачи данной программы, особенности программы

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Название учебника и учебных пособий:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.: ил.

  2. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.: ил.


В третьем классе, в соответствии с программой по литературному чтению. 1-4 класс,, на изучение предмета «Литературное чтение» отводится 136 часов (34 учебные недели по 4 урока). В соответствии с календарным учебным графиком в рабочую программу были внесены следующие изменения:

        • объединение материалов уроков 61-62 в один «Ш. Перро. «Подарки феи» и «Ц. Топелиус. «Солнечный луч в ноябре».

        • объединение материалов уроков 88-89 в один «Стихи о природе С. А. Есенин. «Берёза» и «Стихотворения для детей. С. Есенин. «Бабушкины сказки».

        • объединение материалов уроков 127-128 в один «Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». Проверка навыка чтения вслух » и «Э. Сетон-Томпсон. «Чинк».

        • объединение материалов уроков Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»и «Обобщение изученного за год. Летнее чтение».

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Читательское пространство в программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).



Календарно - тематическое планирование

по предмету «Литературное чтение » для 3 «В» класса на 2022-2023 учебный год.




п/п

Наименование разделов и тем


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

Введение – 1 час

1

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника.


Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения в них будут изучаться, знать автора и название книги. Определять значение и смысл новых слов и понятий.

1.09




Тема 1: Самое великое чудо на свете – 4 часа

2

Водный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга.

Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества.

Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)







3

Рукописные книги Древней Руси.







4

Первопечатник Иван Фёдоров







5

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.







Тема 2: Устное народное творчество – 14 часов

6

Знакомство с названием раздела

Учащиеся должны уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
– делить текст

– читать осознанно текст;

– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; - отличать прозаический текст от поэтического; - распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы);

- интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения;

- устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста;

- формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык. - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу







7

Русские народные песни.







8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.







9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушки.







10

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.







11

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.







12

Иван – царевич и серый волк.







13

Иван – царевич и серый волк.







14

Иван – царевич и серый волк.







15

Сивка – бурка.







16

Сивка – бурка.







17

Художники-иллюстраторы







18

КВН «Устное народное творчество»







19

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.







Тема 3: Поэтическая тетрадь – 11 часов

20

Знакомство с названием раздела.

Учащиеся должны уметь:

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; отличать прозаический текст от поэтического; смысловое чтение построение логической цепи рассуждений постановка вопросов .
Учащиеся должны знать\понимать:
– названия, основное содержание изученных литературных произведений;

– имена, фамилии их авторов

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой







21

Проект «Как научиться читать стихи» (статья Я. Смоленского)







22

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».







23

Ф.Тютчев «Листья». Сочинение миниатюра «О чём расскажут осенние листья»







24

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». «Зреет рожь под жаркой нивой…»







25

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно..». Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».







26

И.Никитин «Встреча зимы».







27

И.Суриков «Детство».







28

И.Суриков «Зима».







29

Путешествие в литературную страну.







30

Оценка достижений







Тема 4: Великие русские писатели – 24 часа.

31

Знакомство с названием раздела










32

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»

Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию







33

А.Пушкин. Лирические стихотворения.







34

А.Пушкин «Зимнее утро»







35

А.Пушкин «Зимний вечер»







36

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».







37

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».







38

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».







39

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».







40

Рисунки И.Билибина к сказке.

Учащиеся должны уметь сравнивать произведение живописи и произведение литературы.







41

И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о И.Крылове

Уметь составлять разные виды планов и воссоздавать текст по плану.







42

И.Крылов «Мартышка и очки».

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию







43

И.Крылов «Зеркало и обезьяна».







44

И.Крылов «Ворона и лисица».







45

М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию







46

М.Лермонтов «Горные вершины». « На севере диком стоит одиноко»…







47

М.Лермонтов «Утес», «Осень»







48

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

Учащиеся должны уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– приводить примеры художественных произведений

разной тематики по изученному материалу







49

Л.Толстой «Акула».







50

Л.Толстой «Прыжок».







51

Л.Толстой «Лев и собачка».







52

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов







53

Оценка достижений







54

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)







Тема 4: Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов.

55

Знакомство с название раздела

уметь:

-отвечать на вопросы по содер­жанию произведе­ния;

-характеризо­вать выразительные средства;

-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору);

- заучивать сти­хотворение с помощью иллю­страций и опор­ных слов;

- выра­зительно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой).







56

Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»







57

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».







58

К.Бальмонт «Золотое слово».







59

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги…»







60

Развивающий час. Оценка достижений.







Тема 5: Литературные сказки – 8 часов.

61

Знакомство с названием раздела

знать:

-названия, основное содержание изучен­ных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

уметь:

-составлять не­большое монологи­ческое высказывание с опорой на автор­ский текст;

- оценивать собы­тия, героев произве­дения;

-создавать неболь­шой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной ли­тературы (сказка, рассказ, басня), сказ­ки народные и лите­ратурные;

- восстанавливать авторский текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой героя произведения.







62

Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».







63

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза и короткий хвост…»







64

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».







65

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».







66

В.Одоевский «Мороз Иванович».







67

В.Одоевский «Мороз Иванович».







68

Оценка достижений. Контрольная работа за полугодие.







Тема 6: Были-небылицы – 10 часов.

69

Знакомство с названием раздела.

Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения







70

М.Горький «Случай с Евсейкой».








71

М.Горький «Случай с Евсейкой».








72

К.Паустовский «Растрепанный воробей».







73

К.Паустовский «Растрепанный воробей».







74

К.Паустовский «Растрепанный воробей».







75

А.Куприн «Слон».







76

А.Куприн «Слон».







77

А.Куприн «Слон».

24.01




78

Урок-путешествие. Оценка достижений.

25.01




Тема 7: Поэтическая тетрадь 1 – 6 часов.

79

Знакомство с названием раздела.

знать:

- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

Учащиеся должны уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
– читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть.

26.01




80

С.Черный «Воробей», «Слон».

27.01




81

А.Блок «Ветхая избушка» .«Сны»,

31.01




82

А.Блок «Ворона».

1.02




83

С.Есенин «Черемуха».

2.02




84

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений

3.02




Тема 8: Люби живое – 16 часов.

85

Знакомство с названием раздела.

знать:

-основное содержание текста, их авторов;

- стили текстов, их различия.уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных

суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

- уметь пересказывать текст;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

7.02




86

М.Пришвин «Моя Родина».

8.02




87

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

9.02




88

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

10.02




89

В.Белов «Малька провинилась».

14.02




90

В. Белов «Еще про Мальку».

15.02




91

В.Бианки «Мышонок Пик».

16.02




92

В.Бианки «Мышонок Пик».

17.02




93

Б.Житков «Про обезьянку».

21.02




94

Б.Житков «Про обезьянку».

22.02




95

Б.Житков «Про обезьянку».




22.02

96

В.Дуров «Наша Жучка».

28.02




97

В.Астафьев «Капалуха».

1.03




98

В. Драгунский «Он живой и светится».

2.03




99

Урок-конференция «Земля – наш дом родной»

3.03




100

Оценка достижений







Тема 9: поэтическая тетрадь 2 – 8 часов

101

Знакомство с названием раздела.

знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.уметь:

- читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору)

- вырази­тельно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой)







102

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

9.03




103

А.Барто «Разлука»

10.03




104

А.Барто «В театре».

14.03




105

С.Михалков «Если».

15.03




106

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

16.03




107

«Крестики-нолики»

17.03




108

Оценка достижений







Тема 10: Собирай по ягодке – наберёшь кузовок – 12 часов

109

Знакомство с названием раздела.

знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов

- по­нимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;

Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

21.03




110

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

22.03




111

А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».

23.03




112

А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».

24.03




113

А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».







114

А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».







115

М.Зощенко «Золотые слова».







116

М.Зощенко «Великие путешественники».







117

Н.Носов «Федина задача».







118

Н.Носов «Телефон».







119

В.Драгунский « Друг детства».







120

Урок-конкурс по разделу







Тема 11: По страницам детских журналов – 8 часов

121

Знакомство с названием раздела.

знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов;

-названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

уметь:

- читать вслух текст, построенный на изученном язы­ковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осоз­нанно текст худо­жественного про­изведения «про се­бя»;

-создавать не­большие пись­менные ответы на поставлен­ный вопрос по прочитанному произведению;

- ориентироваться в журналах







122

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»







123

Ю.Ермолаев «Проговорился».







124

Ю.Ермолаев «Воспитатели».







125

Г.Остер «Вредные советы».







126

Г.Остер «Как получаются легенды».







127

Р.Сеф «Веселые стихи».







128

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка достижений







Тема 12: Зарубежная литература – 7 часов

129

Знакомство с названием раздела.

знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов.

уметь:

-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;

- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;

-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.







130

Мифы Древней Греции







131

Мифы Древней Греции







132

Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок»







133

Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок»







134

Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок»







135

Развивающий час. Брейн-ринг «Зарубежная литература»







136

Обобщающий урок по теме: « Зарубежная литература»