Файл: Урок 78 Тема урока Социальная сущность человека учащихся. Тип урока урокпроблема. Ход урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.
- Как вы поняли смысл притчи?

- Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?
- Теперь проанализируем вторую цепочку. Мышление Речь
Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления.
Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.
Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.
Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.

Итак, речь – орудие мышление. Несмотря на то , что есть разные способы передачи информации – мимика, жесты, письменность и др., речь – слово есть главный инструмент передачи информации, общения (коммуникации). Значение слова трудно переоценить Давайте вспомним пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты о величие слова, языка…

Учащиеся называют известные им пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты.

-Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..

(Вадим Шефнер)

- Словом: надо думать. (— Дмитрий Писарев)

- Сначала преврати свою жизнь в слово,

а затем уже можешь делать из неё всё что угодно. (— Юрий Ханон).

- Язык - одежда мыслей. С. Джонсон.

- Давайте вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Почему так много мнений относительно сущности человека? (Потому что разнообразны проявления человеческой деятельности.

Абстрактного человека не существует. Человек должен рассматриваться в контексте своего существования.

Человеку свойственно меняться.


Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.)
III. Итог урока

- Что вы узнали о философской антропологии?

- Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?

- В чем проявляется социальная деятельность человека?

- Как соотносятся между собой мышление и деятельность?

- Раскройте взаимосвязь языка и мышления.

- Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание

Выучите § 8, выполните задания.



Материалы для работы на уроке
Отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства», внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли –энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная, сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума?- Разум. Любви?- Любовь. Воли?- Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого.
Вопросы к тексту.

  1. Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.

  2. Какие основания определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?

  3. В чем смысл существования человека по мнению Л.Фейербаха? Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.



Притча. Иди вперед!
Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?



На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.
- Как вы поняли смысл притчи?

- Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?

  1. Элемент наглядности в обсуждаемую проблематику внесёт обращение к таблице «Человеческая деятельность (Отличия деятельности людей от поведения животных)» из § 1 учебника. Учащимся предлагается с опорой на учебник, знания по другим предметам и личный опыт заполнить таблицу:




Биологические свойства человека

Социокультурные качества человека

  • Прямохождение;

  • большой и развитый мозг;

  • своеобразие телесной организации;

  • гены

(наследственность);

  • мускулатура и многофункциональность развитой руки;

  • наличие развитых мышц лица (способность смеяться);

  • способность к членораздельной речи;

  • половая дифференциация;

  • расовые различия;

  • конечность жизни и др.

  • Орудийная деятельность;

  • труд и коллективная деятельность;

  • сознание;

  • язык, речь, общение;

  • нравственность;

  • способность к духовному творчеству и фантазиям;

  • проектирование своей жизнедеятельности (целеполагание);

  • совершенствование своей биологической природы;

  • способность приспосабливаться к различным климатическим условиям;

  • ответственное отношение к своим действиям и поведению;

  • осознание своей смертности


Учащиеся разделяются на две группы. Первая работа­ет по выявлению биологических свойств человека, вторая группа определяет социокультурные качества человека. По завершении работы обсуждаются результаты: представите­ли каждой из групп поочерёдно выступают в роли экспер­тов и вносят коррективы. Уместно предложить учащимся подумать о наличии у человека негативных особенностей (приверженность к суевериям и предрассудкам; безжалост­ное отношение к природе и жестокое — к себе подобным, чего не наблюдается в животном мире).

  1. Логическим продолжением изучения биологических и социокультурных особенностей человека является обраще­ние к смысловым различиям таких важных понятий темы,

  2. как «природа человека» и «сущность человека». Учитывая сложность проблематики, можно посоветовать учителю про­вести эту часть занятия в форме сообщения, предварительно выяснив толкование этих системообразующих понятий са­мими учащимися.

  3. Отмечается, что понятия «природа человека» и «сущ­ность человека» нередко встречаются в литературе как сино­нимы. Под человеческой природой в философской антропо­логии понимают совокупность неизменных черт, общих за­датков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа, которые присущи человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исто­рического процесса.