Файл: Планконспект проведения занятий с группой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Утверждаю

___________________________

(начальник органа управления,

подразделения пожарной охраны)

"__" ______________ 20__


ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с группой ______________________________
Тема: «Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом. Задачи по противодействию угрозам террористических актов».
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время _________ (ч.)
Цель занятия: Ознакомление личного состава Управления по
Главного управления МЧС России по с современным
терроризмом, историей возникновения, правовыми основами применения
вооруженных сил в борьбе с терроризмом.

Литература, используемая при проведении занятия:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) «О противодействии терроризму»;

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».


Развернутый план занятия:


  1. Подготовительная часть занятия – 5 мин.


Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.


  1. Основная часть занятия – 35 мин.

Учебный вопрос № 1
Современный терроризм: история возникновения.

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на процесс принятия решений органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

На протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации террористические методы использовались различными государствами, религиозными группами, политическими организациями, криминальными сообществами.

Одно из первых упоминаний о государственном терроризме встречается в истории Древнего Рима.

В 83 г. до н. э. диктатор Луций Корнелий Сулла для расправы над своими политическими соперниками и пополнения казны применил проскрипции - списки лиц, объявленных вне закона на территории Римской империи. Гражданин, убивший указанного в проскрипции человека, получал половину имущества убитого.


В I в. н. э. на территории, ныне занимаемой Израилем, действовала организация сикариев, боровшаяся террористическими методами против римлян и представителей еврейской знати, сотрудничавших с Римом, за автономию своих провинций.

Историки терроризма обязательно упоминают так называемый пороховой заговор (1605 г.) Гая Фокса, капитана английской армии, против парламента и короля Якова I. В ходе него предполагалось взорвать здание парламента, в котором должен был присутствовать король, и реставрировать католицизм в Англии.

Великая французская революция в XVIII веке и наполеоновские войны разделяют предысторию и, собственно, историю терроризма. Ставший классическим массовый террор эпохи французской революции продемонстрировал модель управления страхом и запустил механизм вызревания тактики терроризма.

В 1820-х гг. в Италии возникли организации, стремящиеся к созданию национального государства.

На Сицилии зародилась мафия для борьбы с монархией Бурбонов. Одновременно на юге страны возникло братство карбонариев, раскинувшее свою сеть по всей Италии. Изначально его целью была защита крестьян от произвола землевладельцев. Впоследствии организация карбонариев приобрела политический характер и ставила задачи борьбы с австрийским владычеством террористическими методами.

В это же время терроризм получил распространение во Франции, Австрии, Германии. Можно вспомнить, что на короля Франции Луи-Филиппа было совершено семь покушений. В одном из них (1835 г.) был и убиты 18 и ранено 22 человека.

В 1880 - 1890-х гг. Европа и США пережили расцвет анархо-терроризма. В это время происходили громкие террористические акты - взрывы бомб в театрах и ресторанах, убийства крупных и средних чиновников и т.д. Анархо-терроризм пошел на спад лишь с наступлением 1910- 1920 гг. Таким образом, терроризм в XIX в. превратился в значимый фактор политической жизни.

Минувший XX в. характеризуется повсеместным ростом и качественным преобразованием терроризма. Сложились его международные связи. Терроризм охватил Латинскую Америку и Азию, кроме того, превратился в фактор межгосударственного противостояния. Террористические движения стали получать поддержку от стран, выступающих в качестве противников государств - объектов террористических атак. Терроризм начал дробиться на глобально и локально ориентированный.

Первая мировая война началась в июле 1914 г. с выстрела террориста Гаврилы Принципа, убившего эрцгерцога Фердинанда в Сараево. В ходе ее Германия поддерживала ирландских сепаратистов, которые вели борьбу с британской армией в Ирландии методами террора (взрывы на военных объектах и в ресторанах, где обедали английские офицеры, и т.д.); Россия поддерживала боевые организации армянской партии «Дашнакцутюн» («Единство»), действовавшие на территории Турции. Власти Османской империи организовывали контрабандную доставку динамита для российских террористов.



Период между двумя мировыми войнами XX в. характеризуется изменением географии распространения и видов терроризма.

После Второй мировой войны исчезли одни государственные режимы, спонсировавшие терроризм, однако в 1960-х гг. сложился исламский круг государств - спонсоров терроризма.

В 1948 г. основатель ЦРУ А. Даллес сформулировал стратегию относительно главного соперника США - СССР, цель которой заключалась в уничтожении СССР путем развязывания психологического терроризма, направленного на разложение СССР изнутри.

В последние годы США не раз прибегали к политике двойных стандартов при демонстрации своего отношения к проблеме терроризма. Достаточно вспомнить, что ряд известных террористов, воевавших в том числе на территории Чеченской Республики, получали возможность открыто пропагандировать свои взгляды через ведущие телеканалы США.

С 1960-х гг. и до начала XXI в. динамично разрастался ареол терроризма на Ближнем Востоке, который исторически берет корни из так называемой Палестинской проблемы.

В 1970-х гг. западный мир переживал пик террористического наступления. В это время окончательно сформировалась система международного терроризма, суть которой заключалась в том, что и террористические организации, и государства - спонсоры терроризма взаимодействовали во имя общей цели - дестабилизации
Запада.

В конце 1970-х гг. в исламском мире начался поворот от светских ориентиров к исламским ценностям.

Иранская революция 1978 г. ознаменовала эпоху наступления религиозного фундаменталистского радикализма, отличающегося предельным накалом страстей и глобальными устремлениями, переходом к священной войне с неверными без границ - джихаду.

В 1988 г. была создана «Аль-Каида» - интернациональная организация исламских фундаменталистов, осуществляющая боевые операции по всему миру. Созданию и развитию ее во многом способствовали США, стремившиеся вытеснить СССР из Афганистана. По неофициальным данным, ЦРУ выделяло ежегодно на подготовку и военную помощь моджахедов около 500 млн. долл. Среди наиболее крупных получателей американского оружия был и небезызвестный террорист Усама бен Ладен. Основная цель «Аль-Каиды» - ниспровержение светских режимов и установление исламского порядка, основанного на шариате.

Примета последнего десятилетия XX в. - войны в Афганистане, Югославии, Чечне. На этих площадках вызревали террористические организации, происходила профессионализация их членов, складывалось интернациональное сообщество террористов.


Террористическая атака на США 11 сентября 2001 г. стала еще одной вехой в истории современного терроризма. После тех трагический событий создание международной антитеррористической коалиции, объявление терроризма ведущей опасностью для мировой цивилизации, изжитие его из мировой практики было возведено в ранг первоочередных проблем, стоящих перед мировым сообществом.

Россия, испытавшая на себе страшные удары террористов, стала одним из активных участников антитеррористической коалиции. Однако поражение режима талибов в Афганистане, попытки вытеснения из страны «Аль-Каиды» и уничтожение ее лидера Усамы бен Ладена вовсе не остановило террористическую активность в мире, поэтому борьба с терроризмом продолжается.

Учебный вопрос № 2:
Правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом. Задачи по противодействию угрозам террористических актов.

В настоящее время терроризм все больше угрожает безопасности личности, общества и государства. Террористические акты, совершенные в последние годы в разных городах и населенных пунктах России, показали, что террористы стремятся к созданию в российском обществе обстановки страха и нестабильности. В недавнем прошлом борьба с терроризмом являлась прерогативой спецслужб. Однако теперь обстановка существенно изменилась.

Мы имеем дело с международным терроризмом. Поскольку проявления терроризма приобрели международные масштабы, влекут за собой огромные политические, экономические, людские и моральные потери, только силами спецслужб бороться с этой угрозой безопасности уже невозможно. Поэтому в России, как и в других странах, Вооруженные Силы должны быть готовы профессионально участвовать в борьбе с терроризмом.

В нашем государстве основой правовой базы по противодействию терроризму является Конституция Российской Федерации, запрещающая создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13), а также не допускающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (статья 29).


До недавнего времени участие Российской армии в борьбе с терроризмом не было предусмотрено Федеральным законом «Об обороне». Однако в 2005 году контртеррористические полномочия Вооруженных Сил были законодательно расширены: Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон от 04 апреля 2005 г. № 31 -ФЗ «О внесении изменения в ст. 10 ФЗ «Об обороне».

Изменения заложили правовые основы для применения Вооруженных Сил Российской Федерации в целях противодействия террористической деятельности. Было определено, что Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии не только с международными договорами, но и с Федеральными Конституционными и Федеральными законами.

Данная правовая норма в совокупности с нормами контртеррористического законодательства предоставила Вооруженным силам Российской Федерации правовые основы для противодействия террористической деятельности военными средствами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Как указывается в статья 6 данного закона, в борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения
террористического акта либо захваченных террористами;

2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке,
предусмотренном Федеральным законом;

4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

На возможность выполнения Вооруженными Силами Российской Федерации контртеррористической функции прямо указывает и военная доктрина Российской Федерации, в которой говорится о том, что участие армии в контртеррористических операциях должно осуществляться в соответствии с Федеральным законодательством.