Файл: Институты общественного призрения во время Ивана iv.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Институты общественного призрения во время Ивана IV
К теме общественного призрения обращаются все больше исследователей в русле современной концепции становления в России правового демократического государства, одним из неотъемлемых признаков которого является его социальная направленность. Если в настоящее время и законодатель, и общественность оперирует понятиями «социальная поддержка», «социальная помощь», то ранее эти термины были объединены общим термином «общественное призрение».
Изучение термина общественного призрения можно отнести к советскому периоду. Здесь необходимо отметить вклад М.В. Фирсова1 который специально посвятил свои работы исследованию понятийного аппарата социальной работы в генезисе. Однако, М.В. Фирсов считает, что как организованная система помощи нуждающимся со стороны государства общественное призрение появилось только в XIX веке, но это неправильно, поскольку издавна помощь оказывалась в тех или иных формах нуждающемуся населению. Здесь справедлива критика со стороны Т.Б. Кононовой2, которая указывает не неточность выводов М.В. Фирсова, поскольку под общественным призрением следует понимать установленному законом организованную помощь нуждающимся, которая осуществляется особыми лицами в соответствии со специальным законодательством из расчета экономической государственной выгоды. Однако, в свою очередь, Н.А. Соболева3 критикует данное определение, считая его излишне экономическим, экономическая составляющая никогда не была во главе идеи общественной помощи, этот институт сугубо гражданского общества и религиозных организаций, который со временем был взят под контроль и управление государством.
Таким образом, если определение М.В. Фирсова излишне привязано к временным рамкам, то определение Т.Б. Кононовой не адекватно сущности общественного призрения, поскольку ограничивает эту деятельность только государством и закладывает слишком активную экономическую составляющую.
Впервые в научных трудах термин «общественное призрение» можно встретить у Н.М. Карамзина. Он начинает активно использоваться в XIX веке, что и привело к выводам М.В. Фирсова. Исследования документации периода середины 70-х гг. XVIII в. показывает, что термин «благотворительность» уже в это
время широко применялся - в частности, в делопроизводственной документации.
А.Ю. Горчева4 идентифицирует общественное призрение с благотворительностью, но это также является слишком узким определением этого термина. В общественном призрении велик элемент благотворительности, но последняя предполагает или разовую акцию или, по крайней мере, не регламентированную в периодичности, тогда как общественное призрение предполагает длительные отношения между нуждающимся и его опекуном.
А.Р. Соколов5 указывает на терминологическую дискуссионность термина общественного призрения. Многочисленные споры вызывают вопросы определения понятий в области помощи и взаимопомощи, в частности, таких как «общественное призрение» и «благотворительность», а также появления и развития данных терминов, их общие черты и различия между ними.
Таким образом, проблема определения понятийного аппарата в области истории общественного призрения не решена окончательно, но можно сделать однозначный вывод о том, что сущностью данного понятия является организованная систематическая помощь нуждающимся лицам на постоянной основе со стороны государства и общественных институтов.
Этимологический анализ термина «призрение» показывает, что этот термин произошел от понятия «присматривать». Христианский перевод этого слова звучитт как «забота», «защита». На Руси издавна присматривали и заботились о социально незащищенных слоях населения – убогих, юродивых, увечных, престарелых и сиротах. Как правило, общество само распределяло таковых между собой посредством таких обычаев, как милостыня и подаяния, предоставление ночлега. Но в целом, обычно такие люди так или иначе приходили к церкви, поступали на службу в монастыри и оставались в них. Церковь взяла на себя заботу о тех, о ком некому было позаботиться.6
К первичным предпосылкам социального государства в России относятся появление системы общественного призрения, создание различного рода учреждений для попечения бедных и других нуждающихся, появление стремления к индивидуализации или адресности социальной помощи, к рациональному подходу к формам и методам социальной работы и к предупреждению обнищания людей, возникновение первых источников права, регулирующих деятельность государства в социальной сфере.
Как ни парадоксально, первые институты общественного призрения были оформлены на государственном уровне именно при царе Иване IV Грозном (1547-1584 гг.). Несмотря на суровость характера и решительные способы государственного управления, именно этот монарх принял ряд правовых и организационных мер по систематической помощи больным, увечным, убогим, немощным и нищим. В законодательстве Ивана IV - так называемом Судебнике 1550 г. - содержались правила, касающиеся общественного призрения7.
В статье 91 Судебника говорилось, что городским торговым людям нельзя жить при монастырях, «а при монастырях жити нищим, которые питаются от Церкви Божией милостынею». Нищенство росло, зло от него было значительным, и в 1551 г. царь Иван Грозный в своем обращении к Стоглавому собору поместил несколько вопросов относительно нищенства и призрения (глава 5, вопросы 9, 10, 12, 13 «О нищепитательстве», «О полоняниках», «О милостыни», «О чернцах и черницах, иже бесчинствуют»). Это свидетельствовало о том, что проблема уменьшения нищенства стояла весьма остро8.
В качестве примера приведем 12-й вопрос: «Милостыня и корм годовой: хлеб и соль, и деньги, и одежа по богадельным избам по всем городам дают из нашие казны. А христолюбцы милостыню дают же, а вкупаются у приказщиков мужики з женами мало больных, а нищие и престаревшиеся во убожестве глад и мраз, и зной, и наготу, и всякую скорбь терпят и не имеют, где главы подклонити – по миру скитаются. Везде их гнушаются. От глада и от мраза в недозоре умирают и без управы, без покаяния, и без причастия, никим небрегомы. На ком тот грех взыщется и о тех, что промыслити православным царем и князем, и святителем, достоит о них промыслити»9.
Здесь царь Иван Грозный духовенство, распоряжавшееся богадельнями и допускавшее злоупотребления: за взятки в богадельни брали здоровых людей, а больные и старые часто оставались без приюта.
В 9-м вопросе 5-й главы «О нищепитательстве» Иван определил содержание и призрение скитающимся по миру монахам и причетникам. Такая форма призрения, как благотворительность в виде раздачи милостыни без разбору, отрицалась. Были предприняты меры по борьбе с так называемым профессиональным нищенством. Различные попрошайничества монахов и монахинь под различными предлогами приобрело большое распространение в то время. Иван Грозный понимал все негативные последствия нищенства для
престижа своего государства среди иностранцев10.
В 10-м вопросе Иван признает необходимым серьезно заняться выкупом пленных, страдающих под гнетом варваров и басурман. В 19-м вопросе Иван предлагал изыскать средства к наилучшему призрению бедных, больных и престарелых11.
Решения Стоглавого собора не были в полной мере реализованы. Внешние войны, внутренние конфликты – опричнина – не дали реализоваться благим намерениям, прежде всего, по причине отсутствия государственных денег. В результате число нищих и убогих стало расти повсеместно, лишь немногие счастливчики могли надеяться на обретение крова и еды при монастырях и в частных богадельнях12.
Идея государственного призрения, сформулированная Стоглавым собором в ответ на «вопросы», поставленные Иваном Грозным, так и не была реализована его преемниками, хотя проблема нищенства в разной степени заботила и других русских правителей. После смерти монарха в 1584 г. началась ожесточенная борьба за власть, в которой вопросы благотворительности отошли на второй план13.
Список литературы
-
Балюшина Ю.Л. Социальное государство в России: история и современность // Вестник Костромского государственного университета. – 2010. – № 1. -
Басов Н.Ф. Развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России: дореволюционный период // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – № 2. -
Горчева А.Ю. Нищенство и благотворительность в России. М., 1999. -
Игольникова В.А. Предпосылки формирования социального государства в России 1917-1920 // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2010. – № 4. -
Кононова Т.Б. Особенности развития благотворительности в России. – М., 2002. -
Соболева Н.А. Общественное призрение и благотворительность: из истории понятий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 2.. -
Соколов А.Р. Отечественная история. – М., 2003. -
Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. – М., 1997. -
Фомин С. В. Правда о первом русском Царе: кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). - М.: Русский издательский центр, 2012.
Неплохо.
Однако.
Сократить до 4-х страниц, сделать сноски
Поставить в начале статьи себя с регалиями и меня.
Потом сноски!!!!!!!
Потом еще раз высылаешь мне.
1 Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. – М., 1997. – 209 c
2 Кононова Т.Б. Особенности развития благотворительности в России. – М., 2002. – 278 с.
3 Соболева Н.А. Общественное призрение и благотворительность: из истории понятий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 2. – С. 420-425.
4 Горчева А.Ю. Нищенство и благотворительность в России. М., 1999.
5 Соколов А.Р. Отечественная история. – М., 2003. – 369 с.
6 Соколов А.Р. Отечественная история. – 2003. – 369 с.
7 Балюшина Ю.Л. Социальное государство в России: история и современность // Вестник Костромского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 65-69.
8 Фомин С. В. Правда о первом русском Царе: кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). - М.: Русский издательский центр, 2012.
9 Фомин С. В. Правда о первом русском Царе: кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). - М.: Русский издательский центр, 2012.
10 Фомин С. В. Правда о первом русском Царе: кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). - М.: Русский издательский центр, 2012.
11 Там же.
12 Басов Н.Ф. Развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России: дореволюционный период // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – № 2. – С. 213-220.
13 Фомин С. В. Правда о первом русском Царе: кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). - М.: Русский издательский центр, 2012.