Файл: Тезисы доклада директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации М. А. Костенко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тезисы доклада директора Департамента государственной политики и
управления в сфере общего образования Министерства просвещения
Российской Федерации М.А. Костенко
(в рамках заседания
Всероссийского экспертного педагогического совета
в сфере общего образования, 10.02.2023)
Приоритет: организация школьной воспитывающей и обучающей среды, чтобы ребенок независимо от места его проживания, от возможных трудовых миграций родителей, вместе с которыми ребенок переезжает, получал одинаковый, достаточный, качественный уровень и образования, и воспитания. В этой связи, по поручению Министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова, ведется работа по воссозданию и укреплению единого образовательного пространства.
Единое образовательное пространство – это тот необходимый минимум, который доступен каждому из почти 17,5 миллионов школьников Российской
Федерации. Независимо от места расположения школы, социально- экономического достатка семьи родителей и населенного пункта.
Мировая практика и практика периода развития системы школьного образования Советского Союза показывает, как только вся система начинает синхронизировать свои усилия, в том числе выстраивая единое образовательное пространство в контексте содержания образования, организации логики развертывания процесса обучения и воспитания, единых учебников по основным предметам, а желательно по предметам всей учебной программы, сразу же мы видим тенденцию к росту и качеству образования.
Поскольку, еще раз отмечу, завоевания нашей страны по сравнению с другими странами - это всеобщий охват школьным образованием. Принцип всеобуча у нас
– принцип конституционный.
В этом году произошли изменения в Федеральном законе об образовании. И мы имеем дело с новой сущностью с точки зрения формальной, законодательной, легитимной стороны. Это Федеральная основная образовательная программа
(ФООП).
Раньше это называлось базовым учебным планом. Т.е. это единая
образовательная программа для всех 40 000 школ, которая ни в коем случае
не
исключает
уникальности
той
педагогической
методики,
той
педагогической школы, которая складывается в той или другой
образовательной организации. Но вместе с тем, это тот самый необходимый, достаточный, качественный минимум достижения образовательных результатов, которые сегодня зафиксированы и в образовательных стандартах, и соответственно, в образовательной программе.


2
Т.е. образовательные результаты как цель работы учителя с обучающимися и, конечно, с родителями с точки зрения поддержки образовательного процесса расписаны по годам. Соответственно получаем возможность и более детального планирования того учебного процесса, который выражается в рабочей программе по учебному предмету и, конечно же, в тех единых учебниках, над которыми сейчас идет работа.
Важно отметить, что федеральная образовательная программа отражает
структуру обновленного федерального государственного образовательного
стандарта.
Что обязательно включает в себя образовательная программа – это единые подходы к формированию учебно-методической документации. Введение
федеральной основной образовательной программы освобождает школы, руководство школ, педагогические коллективы, каждого конкретного учителя от
необходимости разработки собственной учебно-методической документации.
Таким образом снижая ту самую документарную нагрузку на учителя, о которой мы с вами говорим.
Что мы видим в образовательной программе?
Это единый федеральный учебный план и различные его вариации.
Например, для профильного обучения, для тех школ, которые, изучают родной язык, родную литературу. Для тех школ, которые изучают второй иностранный язык.
Это единый календарный учебный график, который предполагает обучение в школах по четвертям. По четвертям - это наша с вами позиция, наша
с вами рекомендация. На сегодняшний день не исключаем варианты триместрового обучения. Но здесь необходимо с органом исполнительной власти регионов, т.е. с региональными министерствами нам детально изучить почему и с какой целью такой эффективности приводит такая организация процесса, отличная от организации учебного процесса по четвертям.
Кроме того, федеральная основная образовательная программа предполагает
рабочие программы по учебным предметам, единый федеральный
календарный план воспитательной работы и единую рабочую программу
воспитания.
Безусловно, по каждому учебному предмету будет рабочая программа как на базовый уровень, так и на уровень углубленного изучения.
2023 год как раз ориентирован на то, чтобы, с одной стороны, мы начали
апробацию тех шести предметов, программ шести предметов, которые войдут в практику с 1 сентября 2023 года. В планах доработать все остальные предметы на всех уровнях и начального, и основного, и среднего образования. Постепенно будет федеральная основная образовательная программа дополняться едиными программами.


3
Поэтому нам очень важно сейчас ваше мнение, уважаемые коллеги, всех учителей, педагогических работников. И я чуть ниже скажу об организации методической помощи.
Работает горячая линия портала «Единое содержание общего образования» в режиме 24/7. И все предложения по апробации, все предложения по
дополнению содержания, безусловно, очень важны.
В День российской науки Министр просвещения провел встречу с учителями физики. И молодые учителя физики, информатики уже сформировали свои предложения по дополнению содержания программ учебного предмета физики, информатики. Сегодня родительская и педагогическая общественность активно изучает программы истории, обществознания, литературы. Вносятся предложения по дополнению, усилению содержания программ этих предметов.
Важно отметить, что единые учебные планы имеют свои вариации исходя из профильности обучения среднего образования. Есть возможность включения двух и трех углубленных предметов для профильного обучения для углубленного обучения в основной программе.
Повторюсь, что никаких ограничений с точки зрения поддержки
уникальности методической школы, методической практики каждой
образовательной организации федеральная основная образовательная
программа не перечеркивает, но поддерживает и в полной мере легитимизирует.
Кроме того, есть возможность стать федеральной инновационной площадкой образовательной организации. Главное – показать, обосновать, аргументировать тот уникальный результат, который вы достигаете своим методическим подходом!
Еще обращу внимание, что срок действия, вступление в силу федеральных
основных образовательных программ с 1 сентября 2023 года, т.е. с нового 2023-
2024 учебного года.
Наша общая задача – организовать работу в своих школах и методических объединениях. Совместно с методическими коллективами школ, с ИРО, с ИПК прочитать ФООП. На следующей неделе мы направим по поручению Министра
просвещения разработанные методические рекомендации по внедрению
ФООПов в школах. К рекомендациям мы также предлагаем чек-листы.
Отмечу,
что
здесь
дополнительного
вала
дополнительной
документационной нагрузки нет и не будет, уважаемые коллеги.
В Законе об образовании есть норма о том, что любую рабочую программу учитель может брать и использовать в полной мере, не разрабатывая свою какую- то документацию и не утверждая ее локальными актами образовательной организации.
Поэтому у нас будет время и возможность познакомиться с ФООПом, погрузиться, познакомиться с каждой из рабочих программ и взять их на


4 вооружение, не разрабатывая дополнительных документов, дополнительной учебно-методической документации.
При этом мы понимаем, что 2023-2024 учебный год будет переходным периодом. Проверок на соответствие не будет. Но аккредитационные
показатели, и, соответственно, потом показатели аккредитационного
мониторинга, соответствие и использование ФООП войдет как обязательный
показатель. Т.е. каждая школа обязана реализовывать учебный план в
соответствии с теми учебными планами, которые представлены в ФООП.
В 2023-2024 учебном году начинаем внедрять ФООП. Все необходимые корректировки оперативно будем учитывать.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание, что продумана система
методической поддержки. Как я уже сказал, будут направлены методические рекомендации в образовательные организации и в ИРО, которые обновят свои программы с точки зрения внедрения ФООП и рабочих программ по каждому учебному предмету. Запланирована серия окружных Всероссийских совещаний по вопросам введения ФООП школьного и дошкольного уровней общего образования.
Следующий этап - реализация и проведение просветительских мероприятий:
с 1 марта 2023 года еженедельно по пятницам – методические пятницы на
сайте ИСРО РАО. На этих мероприятиях мы сможем разбирать самые сложные вопросы, в том числе те, которые поступают на горячую линию.
Другая важная мера поддержки – доработанный онлайн-конструктор для
формирования тех программ, которые еще пока не вошли в федеральную основную образовательную программу и будут входить поэтапно в 2023 году.
К концу 2023 года мы предложим онлайн-конструктор по составлению
школьного расписания исходя из методических рекомендаций, которые также по были направлены в 2022 году во все школы всех регионов.
Вся информация о методической поддержке будет доступна на сайте «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/
. Все методические документы, методические рекомендации, разбор сложных организационных, методических случаев по каждому учебному предмету будут доступны на этом ресурсе. Кроме того, «Методические пятницы» будут доступны в записи.