Файл: Подвижная игра по финансовой грамотности Заработай и купи Цель показать детям принципы финансовых трат сначала зарабатываем, потом тратим.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подвижная игра по финансовой грамотности
«Заработай и купи»
Цель: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».
Суть игры
Дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу разбрасываются мелкие игрушки. Напротив каждой колонны в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с корзиной встает один ребёнок, у него в руках монеты, купюры, то есть любые на ваш выбор, деньги.
Ход игры
Участники, выстроившись в колонну, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру или монету) стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как вся команда, то есть колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает, сколько они заработали денег и, смотря на товары, определяются с покупкой. Или отправляются в магазин, чтобы потратить заработанное.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым, в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
ИГРА «Идем в продуктовый магазин»
Подготовительная работа
Педагог:
- Ребята отгадайте, в какой магазин мы пойдем тратить заработанные деньги.
Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом? (продукты). Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый)
Кто работает в магазине? (Продавец и кассир).
• А теперь скажите, что делает продавец? (Продавец раскладывает продукты, подсчитывает стоимость, складывает их в пакет).
• Кто принимает деньги за товар? (Кассир).
• Что выдает кассир покупателю? (Он выдает чек).
- Ребята, какие волшебные слова вы будете говорить продавцу?
(Здравствуйте, покажите, пожалуйста, дайте, пожалуйста, до свидания).
- А что должен говорить продавец или кассир покупателю? (спасибо за покупку, приходите к нам ещё, возьмите чек, сколько стоит товар).
Развитие игрового сюжета.
Покупатели приходят в магазин, рассматривают товар, выстраиваются в очередь.
1-й покупатель: - Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб?
Продавец: - Одна булка хлеба стоит семь рублей.
Покупатель: - Дайте мне, пожалуйста, две булки хлеба. (Продавец кладет хлеб в пакет, подсчитывает стоимость).
Продавец: - С вас четырнадцать рублей, оплатите, пожалуйста, в кассу. (Покупатель достает «деньги», оплачивает покупку).
Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, за две булки хлеба.
Кассир: - Возьмите, пожалуйста, чек и сдачу.
Покупатель: - Спасибо. (Затем покупатель возвращается к продавцу).
Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, чек.
Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»!
Покупатель складывает товар в сумку и уходит. Далее игровая ситуация обыгрывается с другими детьми.
В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует
сказка.
В своей работе мы используем народные и авторские сказки:
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».
2. Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.
Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».
3. Чтение и обсуждение сказок о бартере.
Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».
Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».
4. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».
5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народных: «Лиса и козел».
Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»
6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
«Экономика в сказках»
В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?
«Три поросенка»
В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту?
«Кот в сапогах»
В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть?
«Колобок»
Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании?
«Теремок»
При знакомстве с деньгами используем исследовательский метод.
Педагог: Отгадайте загадку
Это – средство обращения,
Это – средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Дети: Деньги.
Педагог
: Верно. Сегодня мы с вами проведём исследование денег: монет и бумажных купюр.
Возьмите монету и бумажную купюру из 1 отделения.
Рассмотрите их.
- Чем они отличаются?
(Какие по форме – Круглые и прямоугольные)
(Цвет разный – монеты жёлтого и серого, стального цвета, а купюры – красные, зелёные, голубые)
(Из чего сделаны – Из металла и бумаги)
(Какие звуки издают – Звенят и шуршат)
- Что у них одинаковое? Для чего они нужны? (Одинаковое предназначение – на них можно что-то купить)
Педагог: Теперь возьмите купюру и монету из 2 отделения и сравните с теми, что у вас уже есть.
Какой вывод можете сделать?
Дети: Монеты сделаны из пластмассы. Купюры меньшего размера, чем первая.
Педагог: Правильно. Скажите, а можно ли этими деньгами рассчитываться в магазине?
Дети: Нет.
Педагог: Правильно. За использование фальшивых, не настоящих денег могут даже посадить в тюрьму.
А теперь сравните настоящие купюры и монеты свои и своего соседа. Что вы можете сказать?
Дети: У меня чище, а у соседа грязнее. Либо у меня купюры новее, а у соседа старее.
Педагог: Какими становятся руки после того как вы трогали деньги?
Дети: Грязными.
Педагог: Что нужно делать, после того как вы брали в руки деньги?
Дети: Обязательно помыть руки.
Педагог: Верно.
Педагог: Скажите, а для чего нужны деньги?
Дети:
Педагог: А все ли можно купить за деньги?
Дети: Нет. Нельзя купить дружбу, любовь, солнце, заботу.
Блиц-опрос
Для закрепления знаний по различным темам Финансовой грамотности проводим блиц опрос. (Это быстрые ответы на вопросы) Готовы?
1. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги).
2. На товаре быть должна,
Обязательно... (цена).
3. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт... (кассир).
4. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам... (продавцы).
5. Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом.
В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия. В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях.
Игра «Посчитай и купи"
В этой игре дети должны подсчитать количество денег в своих кошельках и соединить с той покупкой, на которую у них хватит средств.
Игра «Поезд монет»
Где дети должны распределить монеты в поезде от большего достоинства к меньшему.
Игра «Необходимое и желаемое»
Где обучающиеся должны распределить потребности на «необходимые» и «желаемые».
(Чипсы, молоко, хлеб, мячик, гречка, кукла, йогурт, одежда, масло подсолнечное, шоколад.
Оплата газа, света, воды, кабельное телевидение, катание на машине, оплата телефона, скачивание игр, оплата проезда на маршрутном такси)
Обведите карандашом то, что необходимо в первую очередь оплатить или купить.
Педагог: Но желаемые траты могут прятаться даже среди необходимых.
1 Еда. Необходимые продукты – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Расходы на пирожки, конфеты, печенье – траты желаемые.
2 Коммунальные услуги. Электричество, газ, вода – необходимые вещи. А вот кабельное телевидение – это желаемые траты.
3 Связь. Домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи нужны для связи. Оплата звонков по делу – это необходимая трата. А вот оплата, допустим скачанных игр – желаемая трата.
4 Транспорт. Чтобы добраться до школы, работы, кружков мы пользуемся общественным транспортом (автобусом, трамваем, маршрутным такси) или ездим на машине. Если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, это уже будет желаемой тратой.
5 Одежда, обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, покупка новой обуви необходима. Но если к имеющимся двум парам хочется прикупить третью – это уже будет желаемая трата.
Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.