Файл: Культура и язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МКОУ Тогучинского р-на «Владимировская СШ»

Реферат

на тему «Культура и язык»

Исаева Ксения

2023 г

Содержание

Введение

  1. Происхождение понятия «культура»

    1. Проблема определения понятия культуры «культуры»

    2. Основные функции культуры

  2. Семиотика культуры. Типология знаковых систем культуры

    1. Естественные знаки

    2. Функциональные знаки

    3. Иконические знаки

    4. Конвенциональные знаки

  3. Вербальные знаковые системы — естественные языки

    1. Природное и социальное в языке

  4. Функции языка в культуре

    1. Язык и мышление. Когнитивные функции языка

    2. Язык и общение. Язык и речь

    3. Коммуникативные функции языка

    4. Культура речи

  5. Языки искусства

Заключение

Введение

В наши дни о культуре говорят и пишут много. В газетах и журналах, по радио и телевидению, в уличной толпе и общественном транспорте, в ре­чах общественных и государственных деятелей то и дело раздаются сетова­ния на упадок культуры, призывы к ее возрождению и подъему, требова­ния создать условия для развития культуры.

Но что такое культура?

В повседневной речиэто слово свя­зано с представлениями о Дворцах и Парках культуры, о культуре обслу­живания и культуре быта, о полити­ческой и физической культуре, о музе­ях, театрах, библиотеках. Несомнен­но, в этих представлениях отражаются определенные элементы культуры. Од­нако из простого перечисления различ­ных вариантов использования слова «культура», сколь бы длинен ни был бы их список, нелегко понять, что име­ется в виду под этим словом, каков его общий смысл.

Более того, разнообразие словоу­потребления здесь таково, что возни­кает даже сомнение: можно ли вооб­ще свести его к какому-либо единому смыслу?

Но культура — не просто слово обыденного языка, а одно из фунда­ментальных научных понятий социаль­но-гуманитарного познания, которое иг­рает в нем такую же важную роль, как понятие массы — в физике или наслед­ственности — в биологии. Это поня­тие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выра­жается во множестве самых разнооб­разных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и со­ставляет их общую основу.


Какова же сущность культуры как одного из важнейших факторов чело­веческого бытия? Многообразие куль­турных явлений, событий, процессов, их сложное взаимодействие и перепле­тение со всеми другими сторонами жиз­ни людей чрезвычайно затрудняют от­вет на этот вопрос. Существуют различ­ные подходы к пониманию той стороны социальной реальности, которая стоит за понятием культуры.
1.Происхождение понятия «культура»

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации.

Итак, первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формально уверенность в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры в любом обществе. Хотя само слово "культура" вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами

1.1.Проблема определения понятия культуры «культуры»

Каган М.С. собрал ряд определений культуры, пред­ложенных наиболее видными европейскими и американскими уче­ными:

— комплекс, включающий знания, верования, искусства, зако­ны, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества (Э. Тейлор);

— "единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа" (Ф. Ницше);

— "каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свобо­де..." (Ф. Энгельс);

— социальное наследование — ключевое понятие культурной антропологии. Его обычно называют культурой (Б. Малиновский);


— единство всех форм традиционного поведения (М. Мид);

— общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы (К. Клакхон);

— социальное направление, которое мы придаем культивирова­нию наших биологических потенций (X. Ортега-и-Гассет);

— формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты (К. Юнг);

— краткое общеупотребительное определение: "культура — со­творенная человеком часть окружающей среды" (М. Херсковиц);

— организация разнообразных явлений — материальных объек­тов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления (Л. Уайт);

— в широком смысле слова — система знаков (Ч. Моррис);

— процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука — различные фазы этого процесса (Э. Кассирер);

— специфический способ мышления, чувствования и поведения (Т. Эллиот);

— общий контекст наук и искусств, соотносимый категориально с языком; это структура, которая возвышает человека над самим собою и придает его жизни ценность (Р. Тшуми);

— слово "культура" характеризует всю совокупность достиже­ний и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподоб­ных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом (3. Фрейд);

— культура есть цепь "превращений Эроса", поскольку, согласно учению 3. Фрейда, "существенной основой цивилизации является сублимация полового инстинкта" (Ж. Рохейм);

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами.

Итак, “культура” обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения”. (Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994. - с.20.)


Таким образом, культуру можно представить в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.

1.2.Основные функции культуры

Главная функция феномена культуры – человекотворческая или гуманистическая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она воплощена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и др. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.

Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры соединять социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения.

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон и видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая, функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет, важнейшее средство, овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).


Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

2. Семиотика культуры

Типология знаковых систем культуры

Говорить о семиотике культуры — значит говорить о культуре как о знаковой системе, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл. Понимать какую-либо культуру — значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. Под словом «текст» в культурологии понимается не только письменное сообщение, но любой объект — произведение искусства, вещь, обычай и т. д., — рассматриваемый как носитель информации.

Каждому человеку более или менее понятна семиотика его родной культуры. Что же касается чужой культуры, то, даже приложив огромные усилия, трудно достичь такого же уровня, на каком находится понимание родной культуры. Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры.

Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 6 основных типов знаков и знаковых систем:

♦ естественные;

♦ функциональные;

♦ иконические;

♦ конвенциональные;

♦ вербальные (естественные языки);

♦ знаковые системы записи.
С. Кармин «Культурология» кратко охарактеризовал эти типы, рассмотрел правила и приемы, с помощью которых в них «кодируется» и «раскодируется» информация.

2.1. Естественные знаки

Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы. Конечно, не все из них выступают как знаки. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию о последнем.

Естественные знаки — это знаки признаки. Простейший пример: дым как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать,