Файл: Оценка эффективности функционирования логистических систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
Интеграция. АО ЭФЛС - это комплексное решение поиска уровня эффективности функционирования различных бизнес-процессов предприятия. При оценке эффективности функционирования цепи поставок (начиная от поставщиков и заканчивая потребителем)
данный алгоритм выступает в качестве толчка к созданию интегрированной цепи поставок.
Универсальность. При разработке алгоритма использовался модульный способ построения. Это позволяет применять АО ЭФЛС в различных областях путем добавления и удаления разработанных модулей, учитывающих специфику той или иной области функционирования системы.
Этапы АО ЭФЛС в схематичном виде представлены на рис.3.
Рис.3. Схематичное представление этапов АО ЭФЛС
Этап III – Анализ логистических подсистем АО ЭФЛС является ключевым, поскольку именно на данном этапе определяется уровень эффективности функционирования всех подсистем ЛС ОИ. Так как рассматриваемый алгоритм является универсальным
ЭТАП I
Постановка цели
Формирование задач
Сбор исходных данных
Модуль №1
ЭТАП II
Постановка цели
Формирование задач
Сбор исходных данных
Модуль №2
ПОДЭТАП III-n
Постановка цели
Формирование задач
Сбор исходных данных
Проблемный ромб
Наличие
системы
снабжения
Переход к подэтапу 3 - n+1
Анализ и Модуль №3-n
ЭТАП IV
Постановка цели
Формирование задач
Сбор исходных данных
Сводный модуль

15
инструментарием для любой ЛС, то при разработке данного этапа алгоритма учитывался анализ всех возможных подсистем ЛС ОИ. Данный этап включает в себя 9 подэтапов логистического анализа. При разработке каждого подэтапа АО ЭФЛС автор придерживается строгой последовательности операций: четкая формулировка основной цели данного подэтапа, формирование круга задач, необходимых для достижения цели, подбор необходимых исходных данных, расчет показателей, их оценка и формирование отчетного модуля. Завершающей операцией является построение проблемного ромба.
Финальной операцией АО ЭФЛС является составление Сводного модуля.
3. Специфика
методического
инструментария
проведения
оценки
эффективности функционирования логистических систем.
Структура проведения оценки эффективности функционирования рассматриваемых подсистем подразумевает: определение списка показателей эффективности функционирования рассматриваемой подсистемы и их утверждение, расчет показателей оценки, проверку единиц измерения показателей, выделение показателей с плавающим и с фиксированным результатом, выделение показателей стремящихся к 1 и к 0, определение нормы для показателей, определение удельного веса показателей, нормирование всех показателей и расчет интегрального показателя эффективности функционирования рассматриваемой подсистемы.
В терминологическом словаре ELA есть понятие «Logistics key performance
indicators» (KPI) — ключевые показатели результативности логистической деятельности,
под которыми понимается необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применимых показателей результативности (производительности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарным потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в корректирующих действиях.
Для определения списка показателей оценки ЭФЛС необходимо пользоваться,
специально разработанными консалтинговыми компаниями, библиотеками KPI. Каждая библиотека содержит более 800 показателей из различных функциональных областей и может использоваться руководителями предприятия, менеджерами среднего звена и оперативным управленческим персоналом для получения информации о состоянии дел в области их ответственности с учетом ограничений на доступ к информации.
Классификация показателей оценки ЭФЛС представлена на рис.4.


16
Рис.4. Классификация показателей оценки ЭФЛС
Показатели оценки с фиксированным результатом.
К этой группе относятся те показатели, результаты которых известны исходя из логики ведения бизнеса. При анализе таких показателей у специалистов, проводящих оценку эффективности функционирования ЛС, имеются четкие результаты, говорящие об эффективности и неэффективности функционирования системы.
Пример.
Показатель - % брака в поставках. Известно, что любая система должна стремится исключить (свести к минимуму) брак в поставках. Поэтому изначально при оценке эффективности функционирования системы ее определение базируется на результате 0%.
Все показатели с фиксированным результатом либо стремятся к 1 либо стремятся к 0,
т.е. часть показателей стремится к максимуму (100%), часть стремится к минимуму (0%).
Показатели с плавающим результатом.
К этой группе относятся те показатели, результаты которых определяются высшим органом управления (субъектом системы). Поскольку система функционирует в среде с внешними и внутренними воздействиями, то высшим органом управления результаты некоторых показателей могуг быть запланированы в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.
Пример.
Показатель – количество долгосрочных партнерских отношений. В системе рыночных отношений в конкурентной среде на первый план выходит построение долгосрочных партнерских отношений с участниками логистической цепи поставок (поставщики,
потребители, логистические операторы, транспортно-экспедиционные компании и т.д.).
Высшим органом управления в среднесрочном периоде планируется заключение
Показатели оценки ЭФЛС
Показатели с фиксированным результатом
Показатели с плавающим результатом
Показатели стремящиеся к 1
Показатели стремящиеся к 0
Показатели стремящиеся к 1
Показатели стремящиеся к 0

17
долгосрочных партнерских отношений с n-ым количеством партнеров. При дальнейшей оценке сравнивается запланированный и фактический результаты.
Все показатели с плавающим результатом также либо стремятся к 1 либо стремятся к
0, т.е. часть показателей стремится к максимуму (100%), часть стремится к минимуму (0%).
Высшим органом управления в период планирования может быть принято решение о включении некоторых показателей с фиксированным результатом в группу показателей с плавающим результатом.
Диапазон показателей оценки ЭФЛС лежит в пределах от 0 до 1.
После определения вида показателя оценки ЭФЛС (результат и направленность)
необходимо четко прописать нормы для каждого показателя. Норма показателя – это эталонное значение показателя. Причем необходимо прописать нормы как для показателей с фиксированным результатом, так и для показателей с плавающим результатом.
Для определения интегрального показателя эффективности функционирования входящих логистических подсистем необходимо решить проблему разнонаправленности рассматриваемых показателей оценки. Для решения данной проблемы необходимо воспользоваться процессом их нормировки.
На первом шаге необходимо определить интервалы допустимых значений показателей и их наилучшие значения. В зависимости от содержания показателя наилучшие значения могут быть максимальными, минимальными или другими оптимальными.
Затем необходимо провести процесс нормировки значений показателей с помощью линейной функции принадлежности значений показателя стандартному интервалу [0; 1]. При нормировке показателей сделаны следующие допущения:
1) если рост значения показателя рассматривается как положительная тенденция и фактическое значение показателя больше максимально допустимого, то нормированное значение показателя принимается равным 1 (если меньше минимально допустимого, то 0);
2) если рост значения показателя рассматривается как отрицательная тенденция и фактическое значение показателя больше максимально допустимого, то нормированное значение показателя принимается равным 0 (если меньше минимально допустимого, то 1).
При этих допущениях нормированное значение показателя определяется по формуле
4.
После выполнения нормировки для каждого показателя определяется его значимость
(удельный вес). Сумма весов должна быть равна 1.
(4)
1 2
2 1
x
x
x
x
y
-
-
-
=


18
где x — фактическое значение показателя;
x
1
— минимально допустимое значение показателя;
x
2
— максимально допустимое значение показателя;
y — нормированное значение показателя.
После выполнения нормировки для каждого показателя определяется его значимость
(удельный вес). Сумма весов должна быть равна 1.
После проведения процесса нормирования показателей необходимо рассчитать интегральный показатель эффективности функционирования рассматриваемой подсистемы.
Интегральный показатель оценки рассчитывался по формуле 5.
(5)
где:
ki — i-й нормированный показатель оценки;
pi — его весовой коэффициент;
n – количество показателей участвующих в оценке.
Значения интегрального показателя находятся в пределах [0; 1]. При анализе интегрального показателя необходимо учитывать, что при эталонном функционировании
подсистемы его значение равно 0, а при худшем функционировании подсистемы его значение
равно 1.
Геометрический смысл интегрального показателя оценки эффективности — это расстояние от точки с координатами из нормированных значений показателей сравниваемой подсистемы до точки с единичными координатами, соответствующими эталонной подсистемы. Таким образом, интегральный показатель определяет степень близости показателей сравниваемой подсистемы к показателям эталонной подсистемы.
1   2   3

4. Определение резервов повышения эффективности функционирования
логистических систем.
Под резервом функционирования ЛС подразумевается запас прочности деятельности
ЛС.
Резерв эффективности ЛС – это разность между эталонным и фактическим уровнем эффективности ЛС.
Геометрический смысл резерва эффективности функционирования ЛС заключается в том, что резерв представляет область плоскости между осями координат и функцией эффективности.
(
)
å
=
-
*
=
n
i
i
i
k
p
R
1 2
1
ґ

19 0
0,2 0,4 0,6 0,8 1
п\с1
п\с2
п\с3
п\с4
п\с5
п\с6
п\с7
п\с8
п\с9
Подсистемы
Ri
По словам Б.А. Аникина, резервы повышения эффективности логистической системы предприятия возникают не только под влиянием ускорения НТП, но и в результате прямых и косвенных потерь производства. Прямые потери возникают из-за бесхозяйственности в хранении и использовании материальных ресурсов и готовой продукции, их хищения и других негативных сторон неэффективной организации процессов снабжения, производства и сбыта. Что касается косвенных потерь, то, по мнению автора, они возникают на стыках логистических подсистем и их подразделений из-за несогласованности технологических процессов и управленческих решений.
В связи с этим оценка уровня ЭФЛС позволяет не только определять уровень конкурентоспособности системы, но и выявлять скрытые резервы повышения уровня ЭФЛС,
что является необходимым и достаточным условием развития системы в целом.
Определение резервов эффективности функционирования логистических систем осуществляется с помощью построения специальной кривой эффективности (далее кривая
ЭФЛС).
Кривая ЭФЛС – это отклонение фактического уровня ЭФЛС от эталонного
(максимального) уровня. Кривая ЭФЛС показывает степень близости реальной ЛС к идеальной ЛС.
Кривая ЭФЛС задается линейной функцией:
ELS = F(i;Ri) (6)
где:
i – порядковый номер оцениваемой подсистемы (ось абсциссы);
Ri – значение интегрального показателя i-й оцениваемой подсистемы (ось ординат)
Ограничения по оси абсциссы:
i ≥ 1 (7)
Ограничения по оси ординат:
0 ≤ Ri ≤ 1 (8)
График функции ELS представлен на рис.5.
Рис.5 График кривой ЭФЛС


20
n
X
R
MRE
n
i
i
i
å
=
´
=
1
Функция ELS позволяет определить область резерва ЭФЛС представлена на рис.6.
Под резервом ЭФЛС понимается размер потенциала эффективности ЛС.
Область резерва ЭФЛС описывается неравенством:
0 ≤ ELS < F(i;Ri)
Рис.6 Область резерва ЭФЛС
5. Механизм определения узких мест логистической системы.
После построения кривой ЭФЛС необходимо определить “провальные точки”
логистической системы.
Провальная точка – это элемент системы, обладающий наиболее низким уровнем эффективности.
Провальная точка представляет собой узкое место ЛС.
Для определения провальных точек ЛС необходимо рассчитать среднюю величину интеграционных показателей эффективности функционирования рассматриваемых подсистем.
Средняя величина интегральных показателей эффективности функционирования рассматриваемых подсистем рассчитывается согласно правилам определения среднего арифметического взвешенного.
(9)
где:
MRE – средняя величина интегральных показателей ЭФЛС
Ri – величина интегрального показателя эффективности функционирования логистической подсистемы;
0 0,2 0,4 0,6 0,8 1
п\с1
п\с2
п\с3
п\с4
п\с5
п\с6
п\с7
п\с8
п\с9
Подсистемы
Ri
Область резерва ЭФЛС

21
Хi – удельный вес рассматриваемой логистической подсистемы;
n – количество рассматриваемых подсистем.
Подсистема является провальной точкой в случае, если величина интегрального показателя эффективности данной подсистемы больше средней взвешенной величины MRE.
Провальные точки представлены на рис.7.
Рис.7. Провальные точки ЛС
6. Методические рекомендации по распределению проблем функционирования
входящих подсистем по уровням значимости.
Проблемный ромб – это универсальный инструментарий АО ЭФЛС, позволяющий из всего многообразия проблем системы выделить наиболее значимые.
Проблемный ромб – это схематическое представление, выявленных в результате анализа, узких мест системы.
Основная идея проблемного ромба заключается в распределении выявленных узких мест системы по трем уровням: высшему, среднему и низшему, с последующим определением первоочередности направления использования средств (финансы, рабочая сила, внимание руководства, время и т.д.) их устранения.
Проблемный ромб представлен на рис.8.
После построения проблемного ромба появляется возможность целенаправленного распределения рабочей силы и рационального использования все имеющихся ресурсов для устранения узких мест системы. Необходимо заметить, что при переходе от высшего уровня к низшему сложность устранения проблемных мест уменьшается, время на устранение и затраты сокращаются, уменьшается при этом и эффект от устранения проблемы.
0 0,2 0,4 0,6 0,8 1
п\с1
п\с2
п\с3
п\с4
п\с5
п\с6
п\с7
п\с8
п\с9
Подсистемы
Ri
Провальные точки ЛС