Файл: Цветопередача и сущность картины О.К.Моне "Дама в саду Сент-Адресс".pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
1.4 ИМПРЕССИОНИЗМ О.К.МОНЕ
Новое течение в искусстве не родилось на пустом месте. К тому были предпосылки, которые нарабатывались годами. Клод Моне стал одним из основоположников нового направления в живописи - импрессионизма. Главная цель художников-импрессионистов - почувствовать красоту момента и выразить это на полотне. Они писали крупными мазками, использовали чистые цвета, отказываясь от привычного смешивания. В картинах не использовался черный цвет. Краски, которыми работали импрессионисты, имели высокую кроющую способность. Свежие мазки зачастую наносились на еще влажную поверхность холста. Клод Моне пренебрегал линиями и заменял их отдельными короткими мазками. Он любил наблюдать за тем, как менялась природа в зависимости от погодных условий, и старался передать это на полотнах. Глядя на его картины, можно даже прочувствовать едва уловимое движение ветра. С началом Франко-прусской войны Моне уехал в Англию, где познакомился с человеком, который продавал картины. Это знакомство привело к долгосрочному сотрудничеству. В этот период ему удалось написать одни из самых удачных своих произведений:
{3; с.22}
- "Впечатление. Восход солнца";
- "Поле маков у Аржантея".
Клод Моне любил рисовать целые серии произведений. Это были полотна, объединенные общей темой. Написание нескольких картин позволяло художнику лучше раскрыть красоту каких-либо мест, либо характер человека. Одни из самых знаменитых серий: {3; с.22}
- "Стога" (1881-1891 годы, 22 картины);
- "Тополя" (1892 год, 20 картин);
- "Руанский собор" (1895 год,30 картин);
- "Нимфеи. Пейзажи воды" (1900 год, 25 панно).
Чуть позже художником была написана вторая серия "Нимфеи". Пейзажи воды получались у него удивительно хорошо. Картины быстро продавались на самых престижных аукционах. {3; с.22}
Автором самого термина "импрессионизм" художника стали называть после выставки парижской группы начинающих живописцев под названием «Салон отверженных». Имя течение искусства получило благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Полотно было раскритиковано экспертами, а журналист Луи Леруа написал фельетон, в котором в грубой форме описал выставку. В его работе впервые и прозвучит название «импрессионисты», то есть «впечатленцы». Причиной неудачи было то, что в то время соратников и самого Клода обвиняли в мятежных настроениях. В работах 30 мастеров живописи, которые приняли участие в выставке, правительство увидело аморальность. Спустя время импрессионизм Клода Моне получит широкое признание во всех уголках мира. {3; с.22}
1.5 ДЕБЮТНЫЕ КАРТИНЫ МОНЕ В СТИЛЕ ИМПРЕССИОНИЗМ
К моменту открытия первой выставки импрессионистов Моне было 34 года и он уже написал лучшие работы в совершенно новой технике и в новом мироощущении. К тому времени Клод Моне уже совершил переворот в мировом искусстве – осталось совершить переворот в головах зрителей.
Моне был удивительно спокоен к критике и не подвергался влияниям. Он даже сознательно избегал жизни в Париже, чтобы не утратить в окружении других художников собственного виденья. Ни постоянная нехватка денег, ни скитания не могли заставить его жить и писать иначе. И уже ко второй выставке отверженных художников в 1876 году Моне кроме покровительства арт-дилера Поля Дюран-Рюэля, появляется большой заказ от богача Эрнеста Ошеде. Полгода Моне увлечен работой над декоративными панно в его загородном доме, а заодно и Алисой Ошеде Женой Эрнста {2;с.22}
Дебютные картины Моне :
1. "Терраса в Сент-Адресс", 1867 г. ( Музей Метрополитен, Нью-Йорк.)
Один из ранних шедевров Моне, эта картина представляет собой не только художественную, но и биографическую ценность. Она написана в тот период, когда страдающий от нужды художник был вынужден оставить Париж (и свою беременную возлюбленную Камиллу) и вернуться в отцовский дом в Сент-Адресс, пригороде Гавра. Две фигуры, сидящие в креслах -это отец Моне и, вероятно, тетка. Перед ними стоит кузина художника с неизвестным. В этот период Моне еще стремился к строгому построению картины: она четко прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ художника более позднего периода. {2; с.22}
2. «Здание Парламент в Лондоне», 1904 (Музей д'Орсэ, Париж.)
Клод Моне нарисовал серию картин Вестминстерского дворца, здания британского Парламента, во время пребывания в Лондоне с 1900 по 1905 гг. Картины имею одинаковый размер и точку зрения- окно Моне в больнице Св. Томаса, выходящее на Темзу. Они, однако, окрашены в разное время дня и при различных природных обстоятельствах. В этот период он оставил свою раннюю рабочую практику- доводить картины до конца на месте перед объектом. Он продолжил совершенствовать изображения во Франции и послал в Лондон за фотографиями, чтобы помочь себе в этом. Это вызвало некоторую неблагоприятную реакцию, но ответ Моне состоял в том, что его средство создания работы было его собственным бизнесом, и зритель должен судить лишь окончательный вариант. {2; с.22}
3. «Поле маков у Аржантёя», 1873 г. ( Музей д'Орсэ, Париж.)
Картина была написана, когда Моне жил в небольшом городке близ Парижа – Аржантёе. Прекрасный сад и небольшой дом – все, о чем художник только мог мечтать. На картине – жена и сын Моне. Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур (моделями для которой также послужили Камилла и Жан), на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой. Зрителю кажется, что фигуры женщины и мальчика органично вырастают прямо из поля. Этот эффект достигнут за счет того, что верхние части тела женщины и мальчика и их одежда прорисованы очень четко, но дальше постепенно размываются и внизу совершенно сливаются с травой. {2; с.22}
4. "Завтрак на траве". 1866 г. ( ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.)
В 1865 году Клод Моне работал недалеко от Парижа над большой картиной «Завтрак на траве». Законченное полотно не удовлетворило художника, и он уехал в Париж, оставив картину в качестве залога хозяину дома в Шайи. По возвращении Моне нашел холст сильно пострадавшим от сырости и, спасая картину, разрезал ее на три части. Левая и центральная части картины уцелели и находятся одна в Лувре, другая — в частном собрании в Париже; правая часть холста считается утраченной. Очевидно, Моне не отказался от мысли написать картину на эту тему, и, будучи в 1866 году снова в Шайи, он пишет уменьшенный вариант большой композиции. В настоящее время это полотно является уникальным произведением, сохранившим общий замысел ранней большой работы Клода Моне. {2; с.22}
5. «Кувшинки», 1916 г. (Национальный музей Западного искусства, Токио.)
Ослепительная, если говорить о манере, и вызывающая, если говорить о ее размерах и композиции, эта картина является одной из наиболее поразительных в серии из 60 холстов, изображающих пруд с кувшинками, которые Моне написал в период между 1914 и 1917 годами. Впечатляющее двухметровое квадратное полотно написано более смело и свободно, чем ранние варианты, относящиеся к 1903-1908 годам. Этот вид пруда с кувшинками обнаруживает революционный отход Моне от идеи картины как "описания" природы и выглядит шагом художника к абстрактной живописи. Отвергая общепринятые правила композиции, Моне отказывается от такого понятия, как горизонт, и полностью сосредоточивает внимание на изолированном участке покрытой кувшинками водной глади. Плавающие на воде кувшинки резко обрезаются краями холста, создавая впечатление, что картина на самом деле является лишь частью чего-то большего. {2; с.22}
1.6 ХУДОЖНИК И ЕГО КУВШИНКИ
«Кувшинки». Так называется цикл из приблизительно 250 картин Клода Моне (1840–1926), над которым он работал последние тридцать лет жизни. Писать кувшинки Моне начал в 1899 году. В это время он уединяется в Живерни, где осуществляет свою давнюю мечту – разбивает великолепный сад. Пруд с кувшинками и перекинутым над водой мостиком в японском стиле становится не только любимым местом художника, но и источником вдохновения и смелых творческих экспериментов. Стремясь запечатлеть многообразие состояний природы при разном освещении, Моне ограничивается малым количеством мотивов, создавая множество их вариаций. Можно сказать, что исследование воды и кувшинок, их изменчивости в зависимости от времени суток и года, стало его одержимостью. Работая над картинами, Моне намеренно отказывается от передачи достоверного впечатления. Обратите внимание, что на пейзажах с кувшинками отсутствует линия горизонта. Таким образом художник как бы стирает грань между отражением и реальностью, создает образ одновременно объективный и абстрактный, выходя далеко за пределы импрессионизм. {1; с.22}
⠀Важнейшим средством выразительности для Моне становится цвет. Композиция полотна «Кувшинки» (1914-1917 холст, масло, 200 х 200) полностью построена на цвете. Вода на ней выписана темно-синими, зелёными и фиолетовыми красками, а цветы - густым и насыщенным желтым. Моне накладывает краску слой за слоем, создавая большую глубину изображения. Вдобавок к глубине, короткие небрежные мазки «оживляют» водную гладь, придают ей текучесть, движение, объем. Кроме картин, Моне создал целую серию фресок с изображением кувшинок. Восемь фресок экспонируются в овальном зале Музея Оранжери в Париже.{1; с.22}
ГЛАВА 2.
2.1 ЦВЕТОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О. К. Моне "Дама в саду Сент-Адресс"
«Жанна-Маргарита Лекадр в саду. Дама в саду Сент-Адресс» — картина великого художника-импрессиониста Клода Моне. Данная картина известна многим под сокращённым названием «Дама в саду». Считается одной из самых известных работ в творчестве художника. Написана в 1867 году. Холст, масло, 82 х 101 см. Находится в Государственном музее Эрмитаж, Санкт-Петербург. {8; с.22}
Данная картина относится к начальному периоду становления импрессионизма, в частности, художника Клода Моне как импрессиониста. Это ещё не тот импрессионизм, который проявил себя позднее в полной мере, однако здесь уже можно увидеть рождение некоторых основ и принципов нового течения в живописи. Так, например, несмотря на реалистичность и детализированность, не свойственные для техники импрессионизма, всё же главную роль здесь играет солнечный свет и его влияние на окружающие объекты. Большая часть изображения выполнена при помощи коротких мазков, которые сливаются в одно целое и представляют гармоничное сочетание цвета. Внимание зрителя сосредотачивается на белой фигуре женщины — Жанны Маргариты Лекадр, которая, прогуливаясь по саду, залюбовалась красивой природой в лучах яркого солнца. {8; с.22}
Женщина в левой части картины одета во всё белое и потому резко контрастирует с зелёной природой и красными цветами на клумбе. На ней яркое белое платье, которое становится просто ослепительным при дневном свете, и маленький белый зонтик. Женщина здесь, несмотря на то, что выглядит очень ярко и бросается в глаза, представляет фигуру, которая лишь оживляет пейзаж, придаёт виду красивого сада некой одушевлённости. Чтобы окончательно не отвлечь внимание зрителя от вида зелени, красивых теней, художник располагает её спиной к зрителю. Она смотрит вглубь сада, тем самым заставляя и зрителя смотреть в направлении её взгляда. {8; с.22}
Дама в белом располагается в крайней левой части картины, тем самым начиная диагональ произведения. С неё начинается ритм композиции. Зритель, изучая работу слева-направо, переходит по проложенной художником «траектории» — сперва на дерево на цветочной клумбе, которое находится в центре композиции, затем на невысокое светлое деревце дальше и останавливаясь на низких кустиках в крайней правой части. Деревья на дальнем плане затемнены, тем самым подчёркивая основные композиционные фигуры и детали, и являясь лишь красивым фоном произведения. {8; с.22}
Картина «Дама в саду Сент-Адресс» была написана в предместье Гавра, в имении Ле Като в Сент-Адрессе, которое принадлежало родственникам Клода Моне и куда он регулярно приезжал. Дамой, которая позировала для картины, стала Жанна-Маргарита Лекадр — жена кузена Моне. {8; с.22}