Файл: Немецкие народные традиции как средство поликультурного воспитания школьника во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всероссийский конкурс

Среди общеобразовательных организаций на лучшую организацию работы по этнокультурному образованию

Культурно-историческая номинация:«Обычаи и традиции гостеприимства моего народа»

Тема: «Немецкие народные традиции как средство поликультурного воспитания школьника во внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Неудачинская средняя

общеобразовательная школа

Татарского района

д. Неудачино, 2021 год

Пояснительная записка

В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека как носителя культуры своего народа.

Немецкий образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В практике внеурочных занятий можно использовать различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа. Используется беседы, народные праздники, посиделки с обычаями и обрядами. Организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслом, встречи с местными умельцами, экскурсии в музей, изучение народных песен, танцев, частушек, пословиц, поговорок.

На внеурочных занятиях есть огромные возможности для развития творческих способностей, и педагоги стараются создать все условия для формирования ценностного отношения к народным традициям.

Реализовать задачу развития ценностного отношения к народным традициям можно при помощи следующих форм внеурочного занятия:

- индивидуальная работа учащихся;

- групповые занятия в кружках, клубах, студиях, обществах и других творческих объединениях по интересам;

Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: выставки, участие в конкурсах, праздниках, мероприятиях, поощрениями через стенную газету, награждением грамотами, книгами, сувенирами и т. д.

Основное, на что следует обратить внимание учеников, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура, его традиции.


На занятиях необходима теоретическая часть. Теоретическая часть может осуществляться с помощью таких методов обучения как рассказ, беседа, объяснение, работа со справочными материалами. Ученики могут подбирать материал самостоятельно, готовить сообщения, презентации.

Все это младший школьник может про это не только услышать, но и увидеть в школьном музее и в дом – музее А.Я. Штеффена. Используя краеведческий материал на внеурочных занятиях, можно проводить интегрирование с другими учебными дисциплинами. При этом экскурсии с фрагментарным введением краеведческого материала должно соответствовать теме урока. Школьники с большим интересом посещают его

Основную часть на внеурочных занятиях занимает практическая работа учащихся

Таким образом, поликультурное образование - это образование, которое опирается на две и более культурные традиции в их динамическом сопряжении и обеспечивает формирование образов культуры и самого себя как результата творческого межкультурного взаимообогащения. При этом каждый учащийся побуждается и осуществляет культурное самоопределение в мире этносов, государственно-территориальных образований, человечества.

Россия была и остается многонациональной страной. И заметное место занимает немецкая народная культура с её широкими возможностями поликультурного образования.

Актуальность

Об уникальности российских немцев можно говорить много. Но, как и везде, мы часто задумываемся о таких вопросах , например: как сохранить и передать следующим поколениям уникальную культуру немцев? Прежде всего, нужно интересоваться культурой своего народа , следовать его традициям , общаться с предшествующими поколениями. Большое значение имеет, конечно же, язык. Главным очагом поддержания и передачи культуры является, несомненно, семья. Именно здесь ребенок получает информацию об обычаях , слушая сказки, изучая язык, отмечая праздники. Он впитывает это в раннем детстве , воспринимая как само собой разумеющееся. Мы живем в многонациональной стране, что дает нам возможность соприкасаться с различными культурами. Очень важно поддерживать и передавать подрастающим поколениям культуру своего народа в семье .

В практике внеурочных занятий можно использовать различные методы и приемы:

1.Знакомства с культурой нашего народа.



2.Используются беседы, народные праздники, посиделки с обычаями и обрядами.

3.Организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам

4.Встречи с местными умельцами

5.Экскурсии в краеведческий мини - музей, изучение народных песен, танцев, частушек, пословиц, поговорок.

Все выше сказанное и определило тему проекта: «Немецкие народные традиции как средство поликультурного воспитания школьника во внеурочной деятельности»
Объект: поликультурное воспитание школьника

Предмет: немецкие народные традиции во внеурочной работе

Цель: определить роль немецких народных традиций в поликультурном воспитании школьников во внеурочной работе

Задачи:

  1. Изучить психолого – педагогическую литературу по теме проекта

  2. Описать условия поликультурного воспитания школьников

  3. Раскрыть возможности немецких народных традиций в поликультурном воспитании школьников во внеурочной работе

  4. Описать опыт работы дома-музея А.Я.Штеффена по поликультурному воспитанию школьников.

Методы исследования: теоретический анализ психолого – педагогической литературы, моделирование, формализация.

Роль и место работы заключается в описании опыта работы дома-музея А.Я.Штеффена по поликультурному воспитанию младших школьников во внеурочной работе по технологии.

Целевая аудитория: конкурсная работа рассчитана на школьников от 8 до 12 лет

Основная часть

С точки зрения учителей, поликультурное воспитание предполагает не только диалог культур. Его суть состоит в том, чтобы в процессе вхождения человека в иную культуру, погружения в своеобразие, развивалась его собственная личная культура.

Цель поликультурного воспитания - становление образа личности без негативных культурных стереотипов, а кроме того формирование ее общей культуры. Достижение цели поликультурного воспитания - это поэтапный ход.

История российских немцев в нашем районе началась в начале прошлого века. Первопроходцы выкупали земельные наделы у офицера царской армии господина Неудачина и селились хуторами. По мере роста числа переселенцев возникло село Неудачино.


Духовная культура немецкого народа разнообразна и богата традициями. Один из главных праздников года-это рождество. Рождеству предшествует длительный период подготовки – Адвент, который включает четыре воскресения. Вестникам приближающегося рождества является рождественский или адвентский венок. Он сплетается из еловых или сосновых веток и украшается лентами и свечами. На него ставят четыре свечи, в каждое воскресение адвента зажигают по одной свече. В канун рождества в домах устанавливаются и украшаются елки. Сочельник немцы отмечают 24 декабря. Они собираются в молитвенном доме, где проходит праздничное Богослужение. После празднования в молитвенном доме все расходятся по домам. У немцев рождество очень семейный праздник. Традиционно семья собирается у родителей (бабушки и дедушки), где сначала проводится семейный ужин. Есть очень много традиционных блюд, которые готовят специально к рождеству. В основном это выпечка. На рождество широко распространен обычай обмениваться подарками . 25 декабря во всех молитвенных домах проходят рождественские Богослужения.

В отличие от рождества, новый год не такой семейный праздник. Обычно вся община собирается в молитвенном доме. Также проводится Богослужение, в котором участвуют молодежь и дети.

Большое значение немцы придают празднику пасхи. Который также проходит сначала в молитвенном доме, затем каждый дома в семье. Обязательно красят яйца, которые потом дети ищут в стоге сена. Также пекутся пасхи (куличи).

Главным осенним праздником является праздник окончания уборки урожая. Наиболее распространенное название этого праздника у немцев в России – праздник благодарения за урожай (Erntedankfest). Его отмечают после уборки, обычно в конце октября. Главным событием в праздник урожая торжественное молитвенное собрание. Молитвенный дом украшают цветами, овощами и фруктами, выращенных в огородах. После молитвенного собрания устраиваются праздничный обед. Кухня российских немцев, несмотря на все изменения, связанные с современным образам жизни, сохранилась очень хорошо. Ее основу как в прежние времена, так и сегодня составляют мучные, мясные и молочные блюда. Кроме дрожжевого теста делают и пресное. Существуют различные варианты булочных изделий. Прежде всего это Riwwelkuchen – насыпной пирог, без которого не обходится ни один праздник. Zuckerkuchen – сладкие пироги, Twiback – двойные булочки. Немцы готовят разнообразные супы, как на мясном бульоне, так и овощные, на молоке. Самым популярным является Nudelsupp, чаще всего приготовляемый к празднику. В осенний период из сушенных фруктов готовят сладкий суп. Большая роль в системе традиционного питания отводится мясу и продуктам его переработки. Одним из популярных мясных блюд немцев является колбаса – Wurst. Известно несколько разных видов колбас: ливерная колбаса – Leberwurst, мясная колбаса. В немецкой кухне также распространены овощные блюда из картофеля и капусты. Квашенная капуста и свинина, например Dampfnudel или Shtudel. В немецких деревнях хорошо развита переработка молока. Из него делают сметану, масло, творог, сыр. Национальным напитком считается кофе. В качестве напитков часто употребляют кисель или компот. Менониты и баптисты алкоголь не употребляют.


В традиционной культуре основой общества всегда была семья, а основой семьи дети. В семье человек впервые знакомится с традициями своего народа, обычаями и обрядами, которые передаются из поколения в поколение. Детство - особый период в жизни человека, когда закладываются основные представления о мире. В культуре каждого народа с миром детства связан целый комплекс представлений. В первые месяцы жизни младенца укладывают спать в колыбель в виде не большой кроватки – качалки – die Wiege. Сохранился и фольклор – небольшие колыбельные песенники . Особый раздел культуры детства – детские игрушки. Взрослыми обычно изготовлялись для детей качалки, куклы и т.д.

Интерьер традиционного немецкого жилища значительно отличался от других национальностей. Жилые помещения обставлялись с максимальным комфортом, украшенные резьбой и росписи гардеробы, раздвижные диваны, столы. Практически в каждой семье был сундук для хранения одежды.

Во многих семьях распространенным видом настенных украшений являются шпрухи – красочно оформленные изречения религиозного содержания. Обязательно на каждой картине имеется надпись на готическом языке- высказывание из Библии. Шпрух представляет собой цитату из Библии или краткое назидания, художественно оформленное и помещенное в рамку. Надписи выбирались не случайно, а имели большой смысл. Для жителей дома художники желали счастья, благополучия глубокой христианской веры, добра. Традиционный интерьер жилых помещений наполнен предметами женского рукоделия. Стены украшали ковры ручной работы. Вышивали ковры шерстенными нитками по нанесенному на ткань рисунку. Особым искусством считалось умение женщины красиво застилать кровати. Постельное белье украшалось вышивкой и кружевом.

Народный костюм у немцев России складывался по влияние многих обстоятельств. Их одежда не была похожа на одежду окружающего населения. Мужской костюм представлял собой комплект из рубахи и штанов. Женских костюм был более сложным и красочным. Рубашки со сборками у шеи. Юбок должно быть не сколько- две – три нижнее юбки из простых ткани и верхнее из шерсти. Обязательным элементом женского костюма был передник, повседневный – по проще, а праздничный более нарядный. Немецкие традиции передавали и головные уборы разнообразные чепцы. Каждая немецкая женщина умела шить домашнюю и детскую одежду. Вечерами во многих семьях занимаются домашними ремёслами. Мать и бабушка учат девочек рукоделию – прясть, вязать, шить и вышивать. Произведения декоративно – прикладного искусства российских немцев, сохранившиеся до наших дней, позволяют говорить о богатстве этого искусства. До настоящего времени распространено узорное вязание на спицах. Вязанные платки, чулки, рукавицы из шерсти домашнего прядения носит практические везде. Все произведения декоративно – прикладного искусства не только являются выражением творческой индивидуальности, но и отражает исторические корни и этнокультурные взаимосвязи российских немцев. В доме – музее А.Я. Штеффена сохранилась