Файл: Краткое содержание деятельности Лев Семёнович Выготский (17 ноября 1896 11 июня 1934 гг.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"История специальной психологии в персоналиях"
Персоналия, годы жизни | Краткое содержание деятельности |
Лев Семёнович Выготский (17 ноября 1896 – 11 июня 1934 гг.) | Завершил процесс формирования специальной психологии в качестве самостоятельной науки. Построил методологическую базу, в качестве которой выступила созданная им теория культурно-исторического развития. Заложил основы дефектологической службы. Клиникопсихологические исследования и их результаты, полученные Л.С. Выготским, легли в основу его культурно-исторической теории психического развития ребенка. |
Александр Петрович Нечаев (24 октября 1870 – 6 сентября 1948 гг.) | Его исследования связаны с проблемами памяти и индивидуальных различий. Был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 — 1909) и экспериментальной педагогике . |
Павел Петрович Блонский (14 мая 1884 — 15 февраля 1941 гг.) | В качестве предмета психологии он считал поведение; основным методологическим принципом - генетический, или исторический подход к изучению психики. П. П. Блонский был известным педологом и выступал за комплексный подход в изучении ребенка. Он сформулировал генетическую теорию памяти, согласно которой различные виды памяти описываются как этапы развития человека, его речи и мышления. |
Сергей Леонидович Рубинштейн (6 июня 1889 – 11 января 1960 гг.) | Создал со своими учениками теорию мышления как деятельности и как процесса. Издал книгу “Основы общей психологии”. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности центральный в теории деятельностного подхода в психологии. |
Израиль Исаакович Данюшевский (18 декабря 1890 – 19 июля 1950 гг.) | Внес вклад в организацию обучения детей с отклонениями в развитии; Организовал комплексные исследования контингента школ для умственно отсталых; Боролся с формализмом в воспитании детей в детских домах. |
Леонид Владимирович Занков (23 апреля 1901 – 27 ноября 1977 гг.) | Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Один из первых предложил идею развивающего обучения. Автор оригинальной системы развивающего обучения. |
Мария Семёновна Певзнер (14 апреля 1901 — 3 августа 1989 гг.) | Наибольший вклад внесла в клиническое изучение детей с олигофренией. Основал учебно-воспитательный процесс на применении методов, содействующих максимальной активности детей. Пробуждению у них стремления исправить недостатки поведения; создал санаторий-школу для дефективных детей. |
Иван Михайлович Соловьёв (20 мая 1902 — 3 августа 1986 гг.) | Внес также вклад в сравнительное изучение психики нормальных и аномальных детей, охарактеризовал многие закономерности нормального психического развития. Работы И.М. Соловьева нашли широкий отклик среди научной психологической и дефектологической общественности в нашей стране и за рубежом. |
Татьяна Александровна Власова (18 декабря 1905 – 16 июня 1986 гг.) | Была руководителем новых научных направлений (изучение влияния состояния слуха на развитие ребенка); ей принадлежат проблемные работы в области сурдопедагогики; участвовала в изучении особенностей развития и обучения детей с ЗПР. Ей принадлежит заслуга организации исследований по научному обоснованию системы дошкольного воспитания и обучения аномальных детей, имеющего особо важное значение для ранней коррекции и компенсации дефектов. |
Мария Ивановна Земцова 27 июля 1903 — 1989 гг.) | Опубликовала свыше 100 работ по проблемам образования, воспитания, трудовой подготовки детей с нарушениями зрения, компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и слабовидении. |
Жозефина Ильинична Шиф (8 января 1904 – 16 ноября 1978 гг.) | Автор свыше 80 работ по специальной психологии, некоторые из них переведены на иностранные языки. Была одним из создателей особой области психологии - специальной психологии. |
Роза Евгеньевна Левина (25 февраля 1908 – 1989) | Построение концепции ОНР; ею были разработаны методы распознавания возможных проблем в готовности ребенка к обучению, методики преодоления речевых нарушений; развивала идеи Л. С. Выготского. |
Владимир Иванович Лубовский (15 декабря 1923 — 9 ноября 2017 гг.) | Изучил психологическую структуру нарушений психической деятельности у детей с ЗПР; Сформулировал общие закономерности отклоняющегося развития; Разработал методику психической диагностики аномального развития детей. |
Рахиль Марковна Боскис (29 марта 1902 — 15 февраля 1976 гг.) | Вклад в специальную психологию и коррекционную педагогику не ограничивается областью обучения детей с нарушением слуха. Ею разработан целый ряд общих проблем дефектологии. Большой опыт практической работы в специальной школе. |
Клара Самойловна Лебединская (19 декабря 1925 — 9 апреля 1993 гг.) | Открытие и разработка нового направления детской психиатрии; Возглавляла сектор клинико-генетического изучения аномальных детей; Изучала клинико-психологическую структуру патологий в развитии эмоциональной сферы детей и подростков; описывала варианты патологий подростковых кризисов; Разработала новые принципы классификации и медикаментозной терапии; Создала группу специалистов, осуществляющих помощь детям с аутизмом. |
Хананий Самсонович Замский (1913-1998) | Выдающийся советский учёный-дефектолог, кандидат педагогических наук, доцент. отечественный олигофренопедагог. Замский положил начало традиции проводить ежегодно межвузовские научные студенческие конференции по проблемам дефектологии. Много сделал для популяризации достижений отечественной дефектологии за рубежом. Являлся автором многочисленных работ по широкому спектру проблем отечественной дефектологии, переведенных на другие языки. Труды: История олигофренопедагогики. М., 1980; Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995. |
Бронислава Давыдовна Корсунская (1909-1986) | Выдающийся отечественный дефектолог, работала над проблемами обучения и воспитания неслышащих детей. Главным достижением научной деятельности было создание системы формирования словесной речи у глухих дошкольников. Основные положения этой системы изложены во многих трудах и, прежде всего, в ее книгах «Обучение речи глухих дошкольников» (1960). «Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969). |
Кирилл Георгиевич Коровин (1917- 2001) | Выдающийся сурдопедагог, автор фундаментальных работ по обучению языку детей с нарушениями слуха. Трудился над созданием системы специального обучения слабослышащих и позднооглохших школьников. Труды: «Построение предложений в письменной речи тугоухих учащихся», Соавторство: «Формирование грамматического строя у тугоухих учащихся» «Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования их речи», Программы и учебники по русскому языку в начальных классах школ для слабослышащих детей; Методические руководства для учителей I–VII классов школ для слабослышащих. |
Александра Абрамовна Катаева-Венгер ( - ) | Советский психолог и детский дефектолог. В 1977 г. А. Абрамовна защитила докторскую диссертацию на степень доктора психологических наук на тему «Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых)». Под ее руководством подготовлено более десяти кандидатских диссертаций. Труды: «Речевое развитие детей с дефектами слуха» (в соавтор.). М., 1985; «Дошкольная олигофренопедагогика» - учебник для педвузов, М., «Владос», 1998; "Трудный возраст: подростки сегодня”, 2002 г |
Елена Михайловна Мастюкова (1928 - 2004) | Ученый-дефектолог. Ее исследовательская и консультативная работа по изучению детей с детскими церебральными параличами всегда отличается высочайшим уровнем профессионализма. Широкую известность среди ученых и родителей аномальных детей приобрела деятельность в период ее работы в лаборатории НИИ дефектологии. Автор многих блестящих монографий, учебных пособий, глав учебников, пособий для родителей. Труды: Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей (в соавт.). М., 1972 г.; Лечебная педагогика. (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). 1997г.: Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: Пособие для психологов и педагогов. Владос. М., 2006г. |
Галина Лазаревна Зайцева (1934- 2005) | Советский и российский педагог-дефектолог. Она исследовала лингвистические, психолингвистические и психолого-педагогические аспекты русского жестового языка, занималась историей и теорией сурдопедагогики. В 1988 г. ею была успешно защищена докторская диссертация "Жестовая речь в системе обучения и воспитания взрослых глухих". Она отстаивала право глухих говорить и обучаться на жестовом языке, быть исследователями в области сурдопедагогики и сурдопсихологии. Зайцева создает первую в России Билингвистическую гимназию для глухих и слабослышащих детей на базе московской школе глухих № 65. Труды: На её счету 80 научных работ по проблемам жестового языка, обучения глухих, культуре и истории глухих. Она автор знаменитой книги «Дактилология и жестовая речь»; «Словесно-жестовое двуязычие глухих»; «Система жестового общения глухих». |
Татьяна Всеволодовна Розанова (1928- 2007) | Ведущий советский психолог и дефектолог. Изучала психологию глухих детей под руководством И. М. Соловьева. Розановой принадлежат многие исследования в области восприятия, образной и словесной памяти, наглядного и словесно-логического мышления глухих детей. Особое внимание уделяла психолого-педагогическим вопросам усвоения математики глухими детьми. Особое внимание уделяется глухим детям, имеющим сложный дефект (кроме глухоты – умственную отсталость, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, первичную задержку психического развития). Труды: Ею опубликовано более 120 работ. Соавторство: «Психология глухих детей», «Методы изучения аномальных детей», «Изучение личности аномального ребенка», «Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом» и др. |
Владимир Иванович Лубовский (1923 - 2017) | Изучил психологическую структуру нарушений психической деятельности у детей с ЗПР; Сформулировал общие закономерности отклоняющегося развития; Разработал методику психической диагностики аномального развития детей. |
Татьяна Григорьевна Визель Родилась в 1938 году | Доктор психологических наук, профессор. В 1961 году окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. После окончания института в течение 5 лет работала логопедом с детьми, затем - в НИИ неврологии прошла специализацию по нейропсихологии и восстановительному обучению больных с афазией и стала работать с больными как практический логопед. Работает в Центре патологии речи и нейрореабилитации, возглавляемом профессором В. М. Шкловским. Труды: Как вернуть речь. М., 1998; Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов. Аст.Астрель. М., 2005; Восстановление речи у больных с афазией (в соавтор.). М., 1997; Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. М., 2012.; Коррекция заикания у детей АСТ, Астрель, ВКТ, 2009. |