Файл: Практическая работа 2 Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества. Задание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 371

Скачиваний: 108

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа № 2
Индивидуальный образовательный маршрут

и персонализированная программа наставничества.
Задание:

Вариант 2. К программе, подготовленной Вами в результате практической деятельности в качестве наставника, разработайте дорожную карту, в которой отразите этапы реализации программы, цели и задачи, стоящие перед наставником и наставляемым, возможные риски при реализации программы и способы их предотвращения/устранения, ожидаемые результаты каждого этапа и критерии оценивания эффективности принимаемых мер. Проверьте себя по чек-листу. Соотнесите результаты своей работы с критериями оценивания.
Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества.

Дорожная карта по работе наставника с наставляемым «Педагог-педагог»

Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог»

Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

- обеспечить полноценную адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;

- использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

- привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности;

- адаптировать молодого педагога к корпоративной культуре, приобщить к лучшим традициям коллектива общеобразовательной организации, правилам поведения в ОО, сознательному и творческому отношению к выполнению своих должностных обязанностей;

- совместно планировать работу с молодым педагогом по включению его в профессиональную деятельность.

Основные нормативные правовые акты, которые могут быть разработаны образовательной организацией: 
1. Приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации» 2. Приказ о закреплении наставнических пар с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью. 3. Дополнительно рекомендуется заключение соглашения о сотрудничестве с другими образовательными организациями, с ИПК, ИРО, ЦНППМ ПР в регионе.

Пояснительная записка.  Персонализированная программа наставничества «Педагог-педагог» определяет взаимодействие наставника и наставляемого на индивидуальной основе. Срок реализации 1 год. Запланированы промежуточные и планируемые результаты, расписание встреч: ситуационное наставничество– наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Режим работы: онлайн, очный, смешанный. Важным компонентом персонализированной программы наставничества является план мероприятий. В плане мероприятий отражаются: - основные направления наставнической деятельности, требующие особого внимания наставника в педагогическом контексте конкретной образовательной организации - психолого-педагогические, - методические, - ИКТ - компетенции, - цифровизация образования, - внеурочная и воспитательная деятельность, - здоровьесбережение обучающихся. Здесь же предлагаются конкретные меры и формы мероприятий по устранению профессиональных затруднений наставляемого, указываются ориентировочные сроки достижения промежуточных и конечных (для данной программы наставничества) результатов.

При необходимости куратор реализации персонализированных программ наставничества совместно с наставником вносит изменения в программу или план мероприятий, в том числе по вопросу ее продления или сокращения сроков в случае обоюдного желания, как со стороны наставника, так и со стороны наставляемого.

Информационно-методическое обеспечение системы (целевой модели) наставничества реализуется с помощью: - официального сайта образовательной организации; - участия педагогов в сетевых предметных сообществах; - организации доступа в виртуальные библиотеки, в том числе библиотеки методической литературы; - сетевого взаимодействия образовательных организаций и других субъектов в рамках организации единого пространства наставничества, продвижения педагогических и наставнических практик и опыта.





Мероприятия

Виды, форма деятельности

Этапы деятельности, направления деятельности

Возможные риски при реализации программы

Способы предотвращения

Ожидаемые результаты

Критерии оценивания эффективности мер

1

Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог» Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Знакомство с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику с правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности; знакомить молодого (начинающего) педагога со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений.

Взаимодействие  «опытный педагог – молодой специалист», которое является классическим вариантом поддержки со стороны опытного педагога (педагога-профессионала) для приобретения молодым педагогом необходимых профессиональных навыков (организационных, предметных, коммуникационных и др.). Модель наставника, который является «другом, товарищем и братом», и модель учителя, когда на первый план выходит не столько перечень необходимых для освоения компетенций и предметных знаний, сколько воодушевляющий и вдохновляющий пример успешного наставника. Наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому педагогу веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы. Формами и методами организации работы с молодыми и начинающими педагогами являются беседы.

Формирование и развитие профессионально значимых умений и навыков;

- создание условий для удовлетворения запросов по самообразованию

- развитие коммуникативных способностей;


1) Нехватка кадров. Нет учителя с большим стажем работы, малокомплектная школа 2-3 со стажем до 3 лет. 2) Нет интернета в школе.

3) Недостаточное стимулирование и мотивация работы наставничества

4) «Эффект узнавания»- путать старые и новые положения о наставничестве

5) Фрагментарность и низкая степень взаимодействия

Использование помощи учителей РМО.

Использование курсовой подготовки.

Использование методической литературы.

Использование различных форм деятельности:

«педагог вуза/колледжа – молодой педагог образовательной организации»

Составление нормативных и правовых актов для закрепления стимулирующих, подключение профсоюзные организации, которые призваны отстаивать права педагогов.

Ограничить понимание старого понятия наставничества.

Выстраивание вертикали наставничества.

укрепление уверенности в собственных силах и развитие личностного и педагогического потенциала работников всех категорий;

рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательной организации;


Тестирование на начало составления плана работы. Выявление психологического состояния педагога, какие проблемы его беспокоят. Какая помощь необходима: ведение документации, методическая, взаимоотношения в коллективе, оформление рабочего кабинета,…

2

Разрабатывать совместно с наставляемым педагогом персонализированные программы наставничества с учетом уровня его научной, психолого-педагогической, методической компетентности, уровня мотивации. Помочь работать в программе «Конструктор программ»

Провести опрос или анкетирование, беседу по выявлению списка вопросов, которые вызывают затруднение или необходимость получить консультацию от наставника

Повышение психолого-педагогического уровня деятельности;

повышение научно-методического уровня деятельности.








улучшение психологического климата в образовательной организации;

повышение методической компетентности;

научить грамотно, оформлять школьную документацию


На основании входного анкетирование составление плана работы, согласование наставника и наставляемого педагога.

3

Изучать деловые и нравственные качества молодого педагога, его отношение к проведению занятий, к педагогическому коллективу, обучающимся и их родителям, увлечения, наклонности.

Наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому педагогу веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы.

Повышение научно-методического уровня деятельности








качественный рост успеваемости и улучшение поведения в классах и группах наставляемого; улучшение психологического климата в образовательной организации;

Проведение мероприятий, взаимопосещение и анализ, подведение рефлексии в конце мероприятий.

4

Консультировать по поводу самостоятельного проведения молодым или менее опытным педагогом учебных занятий и внеклассных мероприятий

Формами и методами организации работы с молодыми и начинающими педагогами являются беседы, собеседования, тренинги, встречи с опытными учителями, открытые уроки, внеклассные мероприятия, тематические педсоветы, семинары, методические консультации.

Углубление научно-профессиональных знаний








рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательной организации;


Беседа по проведенному мероприятию: Цель, задачи, какие этапы удались лучше и почему, какие – требуют доработки. Смогла ли увлечь всех обучающихся, мотивировать или нет. Какие трудности, какие положительные стороны может отметить. На что обратить внимание нужно в следующий раз.

5

Оказывать молодому (начинающему) педагогу индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

Использовать просмотренные вебинары по методике преподавания уроков.

Использование видео уроков

Посещение и взаимопосещение уроков, анкетирование, тестирование, участие в различных очных и дистанционных мероприятиях.

Дать ссылки для участия в вебинарах, семинарах, конференциях.

Проводить анализ посещенных уроков.

Освоение методикой, практичекими навыками и приемами проведения занятий. Отработка навыков мотивировать обучающихся.







Повышение уровня мастерства наставляемого педагога. Повышение мотивации молодого специалиста. Стремление добиваться лучших результатов

Анкетирование: какие вебинары использовала при подготовке к уроку? Какие видео использовала?

Помогли ли мотивировать обучающихся использованные материалы во время урока?

6

Личным примером развивать положительные качества наставляемого, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора

Привлекать в качестве ассистента при проведении конкурсов, соревнований, открытых мероприятий.

Освоение методики научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности








рост числапедагогов, сумевших преодолеть профессиональное выгорание, устранивших профессиональные и личностные затруднения, а также нашедших новые возможности профессионального развития, повышение научно-методической исоциальной активности педагогических работников (написание статей,проведение исследований и т. д., широкое участие учителей в проектной и исследовательской деятельности, в конкурсах профессионального мастерства);


Составление анализа мероприятия, который посетила у наставника.

Разбор анализа и мероприятия.

7

Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого (начинающего) педагога, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия

При проведении ШМО давать возможность выступить с докладом, находить рациональное зерно в выступлении, обобщить. Подчеркнуть положительные стороны в работе начинающего педагога.

Анализ работы совместного труда наставника и наставляемого педагога







Отработка навыком представления своих наработок, своего мнения по рассматриваемым вопросам, тем педагогического совета или ШМО

Анализ посещенных мероприятий, анкет и результатов, достигнутых педагогом за период работы на ШМО. Отметить положительные стороны ее работы в урочной и внеурочной деятельности.

8

Периодически сообщать куратору или руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого (начинающего) педагога, результативности его профессиональной деятельности

Помогать проводить мероприятия, просматривать разработки, представлять на поощрение стимулирующими при проведении открытых мероприятий.

Изучение траектории работы наставляемого педагога. Своевременной помощи в освоении методики преподавания и повышении результата его профессиональной деятельности.







Отслеживание достигнутых результатов работы по наставничеству

Анализ в качестве отчета или в устной форме.

9

Подводить итоги профессиональной адаптации молодого (начинающего) педагога с предложениями по дальнейшей работе

Представлять деятельность наставляемого педагога на педагогических советах.

Мотивация наставляемого педагога. Показ достижений и развитие методической, воспитательной его работы







Повышение траектории обучения

Анализ посещенных мероприятий, анкет и результатов, достигнутых педагогом за период работы на педагогическом совете. Отметить положительные стороны ее работы в урочной и внеурочной деятельности.

10

Привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией персонализированной программы наставничества.

Включить план предметной недели.

Представлять презентации о работе педагога в интернет сайтах, на сайте школы

Повышение мотивации методического мастерства.







повышение уровня включенности молодых и начинающих педагогов в педагогическую деятельность и социально-культурную жизнь образовательной организации;


Анализ посещенных мероприятий

11

Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с внедрением системы наставничества в образовательной организации, в том числе с деятельностью наставляемого

Проходить курсы повышения квалификации, выполнять работы по наставничеству.

Освоение корпоративных норм поведения, развитие коммуникативных способностей








Выявлять возникающие вопросы и решать по мере их поступления

Анализ пройденных курсов, разбор вопросов, которые возникли при прохождении курсовой подготовки или проведенных мероприятий.

12

В составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого педагога и иных оценочных или конкурсных мероприятиях

Посещать уроки, мероприятия, делать анализ посещенных уроков, показать траекторию деятельности и повышения квалификации наставляемого.

Диагностика успешности работы молодого специалиста.








Повышение педагогического мастерства наставляемого педагога

Творческий отчет наставляемого педагога

13

Принимать участие в оценке качества реализованной персонализированной программы наставничества, в оценке соответствия условий ее организации требованиям и принципам системы (целевой модели) наставничества

На заседании ШМО проанализировать выполнение персонализированной программы

Дать возможность наставляемому учителю выразить свое отношение к наставнической деятельности, и получила ли она ответы на вопросы, которые были в начале учебного года и в начале трудовой деятельности.

Развитие коммуникативных способностей;

диагностика успешности работы молодого специалиста.








Дать характеристику на наставляемого педагога и результаты совместной работы.

Подписать договор о продлении работы молодого специалиста с данной общеобразовательной организацией.

Провести анализ достижений учителя за учебный год: траектория обученности обучающихся, траектория достижений педагога. Использовать при этом 4 характеристики:

– реакция наставляемого, или его эмоциональная удовлетворенность от пребывания в роли наставляемого; – изменения в знаниях и их оценки; – изменение поведения и способа действий в проблемных ситуациях; – общая оценка результатов для образовательной организации: 1) оценка эмоциональной удовлетворенности от обучения в рамках наставничества, или реакция. В роли наставляемого педагог проходит обучение, активно взаимодействует с наставником, осваивает новые функции и способы поведения. В связи с этим удовлетворенность педагога, испытывающего потребность в преодолении профессионального затруднения, является исходным и важным фактором как для оценки результатов обучения наставляемого, так и для оценки деятельности наставника.


Примерная форма чек-листа оценивания выполненного задания варианта 2:


№ п/п

Параметр оценки составления дорожной карты

Отметка о выполнении

1.

В дорожной карте учтены все структурные элементы

выполнено

2.

В каждом разделе, предусматривающем работу наставника и наставляемого, прописаны цели и задачи

выполнено

3.

Указаны возможные риски при реализации

выполнено

4.

Указаны мероприятия по предотвращению/устранению возможных рисков

выполнено

5.

Запланированы мероприятия по отчету руководству о ходе программы наставничества и ее результатах

выполнено

6.

Сформулированы планируемые (ожидаемые) результаты и эффекты от реализации программы (поэтапно)





Критерии оценивания

Качество выполненного задания:

Учтены все параметры чек-листа

6 баллов

Отсутствует позиция чек-листа 5

5 баллов

Отсутствует позиция чек-листа 6

4 балла

Отсутствуют позиции чек-листа 3, 4, 5

3 балла



Критерии оценивания: задание считается выполненным, слушатель набрал 4 балла в соответствии с представленными критериями оценивания.