Файл: Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов безработица.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следующим индикатором, который характеризует качественные аспекты безработицы, является уровень долгосрочный уровень безработицы. Даже в развитых экономиках по данным МОТ часть безработных не работали год и более года (табл. 7)
7). Серьезной проблемой длительной безработицы является не только существенное снижение получаемых доходов высвобожденных работников, но и деформация квалификационных характеристик рабочей силы. Опыт свидетельствует, что если на рынке будет наблюдаться длительная безработица, то это может привести к потере работником квалификацию, и при этом профессиональные и трудовые навыки перестанут отвечать ожиданиям работодателей. Часто подчеркивается, что в первую очередь оказалась наиболее уязвимой категорией в условиях глобального экономического кризиса— молодежь.
Поэтому, среди атрибутов безработицы следует рассматривать уровень молодежной безработицы. Во всем мире на сегодняшний день 74,5 млн молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, это безработные. Это почти на 1 млн больше показателя, отмеченного годом раньше.
Таблица 7
Уровень безработицы среди высокоразвитых стран мира, %.[составлено автором]
Высокоразвитые страны | Уровень безработицы | Долгосрочный уровень безработицы | Уровень безработицы среди молодежи |
Норвегия | 3,5 | 0,7 | 9,2 |
Австралия | 5,2 | 1,1 | 12,2 |
Дания | 7,0 | 1,8 | 12,6 |
Швейцария | 4,4 | 1,3 | 8,5 |
Нидерланды | 6,7 | 2,4 | 11,0 |
Канада | 7,2 | 0,9 | 13,5 |
Новая Зеландия | 6,9 | 0,7 | 15,8 |
Даже в высокоразвитых странах уровень среди молодежи в достигла в 2018 г. более 13 %, (Канада, Новая Зеландия), что почти в три раза выше уровня безработицы среди безработных взрослых. Показатель соотношения безработицы среди молодежи к безработице среди взрослых достиг своего исторического максимума. Молодежная безработица и ее уровень особенно высок в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также в ряде стран Латинской Америки.
В развитых странах, а в частности в США и ЕС в 2018 году 35 % молодежи, не могли работу найти более шести месяцев и больше. Особенно данная тенденция характерна для развивающихся стран (табл.8). Все это может весьма негативно сказаться на карьере молодежи, так как многие молодые люди на рынке труда находятся в условиях длительной безработицы в самом начале трудового пути и в ближайшее время, как показывает практика не предвидится положительных сдвигов. Если будет наблюдаться такая ситуация и дальше, когда молодежь будет месяцами искать работу, если будет увеличиваться ее отрыв от общества, то тогда государству очень дорого обойдется нежелание бороться с этой проблемой.
Таблица 8
Уровень безработицы среди отдельных развивающих стран мира, %).[составлено автором]
Развивающие страны | Уровень Безработицы | Долгосрочный уровень безработицы | Уровень безработицы среди молодежи |
Румыния | 7,3 | 3,0 | 23,6 |
Уругвай | 6,4 | 7,1 | 19,2 |
Барбадос | 11,6 | 2,3 | 29,6 |
Болгария | 12,9 | 7,4 | 28,4 |
Малайзия | 3,0 | - | 10,4 |
Во всех других регионах мира— в Азии, Латинской Америке и странах Карибского бассейна и в Африке уровень занятости в кризисные годы практически не менялся, но производительность была выше зарплаты только в странах Азии. На Ближнем Востоке показатели занятости колебались, но падение ВВП и уровня производительности труда в любом случае были более значительными. Такая ситуация объясняется как невысоким уровнем оплаты труда, так и более гибкими трудовыми отношениями, позволяющими бизнесу экономить на найме работников.
3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕРЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ В РОССИИ
3.1 Проблемы безработицы в России и пути их решения
Важнейшим элементом государственной политики в сфере занятости является организация сбора достоверных данных о масштабах безработицы в стране. По данным Росстата на 2018 год в Российской Федерации зарегистрировано около четырех миллионов безработных, а по неофициальным данным – в два раза больше [20].
Эффективность работы служб занятости, зависит от количества зарегистрированных безработных. Регистрируемая безработица также нужна для того, чтобы определить объем финансовых средств, необходимых для пособий по безработице. Для государства важно знать не только количество безработных, но и количество работников, которые пришли и работают через государственные службы занятости, так как наблюдается тенденция трудоустройства по знакомству. Решение задачи подсчёта общего количество безработных в России требует проведения соответствующего мониторинга, регулярных социологических опросов и осуществление глубокого анализа проблемы [15, c.32].
Ситуацию осложняет и скрытая безработица, характеризующаяся недоиспользованием потенциала рабочей силы. Выпускники вузов по ряду специальностей могут успеть получить определенный опыт в своей сфере деятельности, который, однако, оказывается, не востребован некоторое время спустя. Особенность российского рынка труда состоит в том, что во время кризиса сокращается не столько количество сотрудников в организации, сколько их зарплата, и они, получая пониженный оклад, теряют существенную часть мотивации к эффективному труду, что негативно влияет на производительность труда и на результативность работы предприятия в целом. Также сотрудники в такой ситуации вынуждены проводить курс более жесткой экономии личного бюджета, отказываясь от потребления ранее привычных услуг и товаров, например, в сфере общественного питания. По этой причине столовые, кафе и другие подобные заведения несут определенные потери и убытки. С точки зрения вероятности потери работы в России существуют определённые профессиональные зоны риска. Согласно официальной статистике, можно выделить несколько профессий, которые подвержены явлениям усиления безработицы в машинной индустрии, преимущественно в автомобиле- и вагоностроении. Людям, потерявшим работу, проблематично трудоустроиться, причем указанная проблема имеет свою специфику на различных территориях. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость проведения целенаправленной государственной политики по поддержке безработных граждан: совершать переобучение безработных на новые, востребованные профессии, устраивать на специальные общественные работы, либо осуществлять социальные выплаты.
Данный вид финансовой помощи может принимать различные формы:
1. Стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
2. Материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице.
3. Материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
4. Пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно [10, c. 373].
Помощь безработным может быть осуществлена в форме субсидирования работодателей, создающих новые рабочие места, либо субсидирования учреждений проф. образования, которые осуществляют переподготовку безработных, чтобы облегчить им поиск новой сферы занятости. На российском рынке труда по данным 2018 года четыре миллиона регистрируемых безработных, в тоже время присутствуют и два миллиона вакантных рабочих мест в разных субъектах страны. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в России слабо развита внутренняя миграция, и это – одна из самых больших проблем в рассматриваемой сфере.
Одной из её особенностей, является то, что перемещение работника не имеет географических границ. Такая же система активно используется в Германии и в других странах. Отечественный работник традиционно обладает иным менталитетом, предпочитая трудоустраиваться в течение всей жизни по месту рождения. Для корректировки данного явления недостаточно рыночных механизмов, должны применяться и управленческие решения. При всей сложности внутренней миграции нужно развивать и выводить рынок труда в России на новую стадию. Общественные работы – это еще один способ в той или иной степени сокращения количества безработных. Но они имеют определённые ограничения, в первую очередь – по причине низкого престижа. Эффективная защита от личной безработицы – образование, поскольку с ростом его уровня шанс найти работу возрастает. Логичной выглядит и другая тенденция, прослеживаемая по статистическим данным: население с более высоким уровнем образования располагает и более высокими доходами.
Также существует профессиональная подготовка, которая не входит в систему образования, но позволяет официально работать по квалификации.
Считаем важным отметить, что рассмотренный выше комплекс мероприятий и предложения не способен полностью ликвидировать или существенно сократить уровень безработицы в целом. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, характеризующемся активизацией потребительского спроса, что будет требовать найма дополнительных сотрудников, которые ранее были вынуждены довольствоваться пособием по безработице. Очевидно, именно такой сценарий является наиболее благоприятным для успешного преодоления существенной безработицы, и приведения числа незанятых к уровню, соответствующему фрикционной и структурной составляющим безработицы как экономического явления.
3.2 Основные направления минимизации уровня безработицы в России
Для того чтобы сдерживать уровень безработицы на низком уровне, государству необходимо осуществлять грамотную политику, способствующую повышению занятости населения.
В Российской Федерации для снижения уровня безработицы предлагаются следующие мероприятия:
-
ограничение поступления миграционной неквалифицированной рабочей силы на государственный рынок труда, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению уровня заработной платы и привлечению трудовых ресурсов страны в те области производства, в которых чаще всего заняты мигранты; -
развитие кадровых отделов на предприятиях. Деятельность кадрового отдела должны быть направлена на подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, что даст возможность исключить сокращения персонала; -
стимулирование правительством предоставления работодателями рабочих мест для определенных групп населения (инвалидов, молодежи); -
активное формирование и развитие служб занятости и бирж труда.
На основе анализа уровня безработицы можно выделить ряд рекомендаций, которые должны быть сконцентрированы на решение актуальных на данный момент проблем. Общими для всех категорий граждан могут быть предложены следующие направления действий:
-
замедление процесса автоматизации и сокращения человеческого фактора, либо проведение переподготовки за счёт самих организаций (для сокращения технологической безработицы); -
повысить уровень МРОТ; -
проведение ежеквартальной ярмарки вакансий; -
повышение уровня содействия центрами занятости в трудоустройстве молодёжи, людям с ограниченными возможностями, лицам выше среднего возраста, путём ужесточения внешнего контроля их работы со стороны муниципалитетов (краёв, областей и т.д.) путём предоставления отчётов, а также проведение мониторингов, социологических опросов и публикация их в СМИ; -
восстановления отечественных производственных заводов и фабрик, необходимых на современном этапе, путём проведения тендеров и как следствие создания новых рабочих мест; -
продолжение и усовершенствование политики государства на поддержание малого (среднего) бизнеса, который развивается с менее возможной результативностью, в итоге чего происходит рост скрытой безработицы или полный уход с рынка предприятий, что приводит росту безработицы, сокращению поступлений во внебюджетные фонды и возникновению ряду других проблем на всех уровнях. -
обеспечение достойного уровня жизни граждан из сел, поселков, путём разработки государственной программы прикрепления их к одной и более организации, предоставление субвенции, что может решить и ещё одну проблему трудовой миграции; -
повышение спроса инвестирования в трудящихся путём переподготовки, повышения квалификаций, бизнес-образования и т.д.;