Файл: Образовательная программа Эффективное государственное и муниципальное управление.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31:
1. Полное и тщательное изучение потенциальных подростков-правонарушителей;
2. Определение и устранение факторов, негативно влияющих на несовершеннолетних;
3. Исследование обстановки вокруг «трудных» подростков, создание благоприятных условий вокруг них, что снизит риск совершения правонарушения.
4. Осуществление контроля над поведением указанных лиц.
Также в целях предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, органы внутренних дел должны выполнять функцию по выявлению взрослых лиц, вовлекающих подростков в «криминальную жизнь».
Таким образом, чтобы не допустить распространения массовых правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, необходимо своевременное применение целенаправленных мер. Для этого следует улучшать формы работы органов внутренних дел. Прежде всего, перед ними стоит задача не только недопущения роста правонарушений, но и отрицательного влияния подростков-правонарушителей, что значительно снизит уровень преступности в обществе в целом. В конечном итоге, важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, которые применяются органами внутренних дел в целях устранения причин и условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних.
Далее следует рассмотреть следующую особо острую группу правонарушений – совершаемые против общественного порядка.
Предупреждение правонарушений органами внутренних дел в сфере общественного порядка можно рассмотреть на примере правонарушения, связанного с потреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции и появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, так как данный деликт является крайне распространенным в сфере общественного порядка32.
Установлено, что основными методами предупреждения административных правонарушений в сфере общественного порядка, связанных с потреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, используемыми сотрудниками органов внутренних дел, являются убеждение и административно-предупредительные меры.
Так, органы внутренних дел при осуществлении предупредительной деятельности в данной сфере применяют следующие виды убеждения, которые целесообразно объединить в 2 группы:
1. Меры воспитательного характера:
а) меры, обеспечивающие нравственное и правовое воспитание (проведение правовой пропаганды, профилактические беседы с гражданами, склонными к совершению административного правонарушения, либо уже совершивших его);
б) меры поощрения;
в) меры общественного воздействия.
2. Меры организационного характера – меры по организационно-массовой работе среди населения:
а) оказание организационной и методической помощи;
б) оказание материальной и иной помощи общественным формированиям и общественным объединениям правоохранительной направленности;
в) обобщение практики и передового опыта конкретных коллективов.
При предупреждении административных правонарушений исследуемой проблемы органы внутренних дел используют следующие административно-предупредительные меры:
1. Личный осмотр граждан, их вещей при проходе на общественные места, где проводятся публичные и массовые мероприятия;
2. Внесение руководителям, должностным лицам организаций представления об устранении причин и условий, которые в полной мере способствуют совершению административных правонарушений в сфере охраны общественного порядка, связанных с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции;
3. Внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об устранении причин и условий, способствующих совершению данного деликта.
Так, отсылаясь к вышеописанной проблеме, связанной с предупреждением правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, стоит отметить, что деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений, связанных с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции преимущественно направлена именно в отношении несовершеннолетних.
Тем не менее, в данной сфере существуют определенные недостатки. Так, например, неполноценность организационного и правового характера оказывает негативное влияние на эффективность деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений в рассматриваемой сфере, а также некачественное проведение индивидуальной профилактической и предупредительной работы с лицами, которые склонны к совершению указанного правонарушения в сфере общественного порядка.
Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»
33. Здоровье населения охраняется целым комплексом мер политического, экономического, медицинского, правового и иного характера. Тем не менее, административно-правовые меры предупреждения занимают важное место в правовом обеспечении охраны здоровья населения.
Традиционно в системе органов внутренних дел предупреждением правонарушений в сфере охраны здоровья и общественной нравственности занимаются различные службы и подразделения: уголовный розыск, участковые уполномоченные полиции, подразделения по делам несовершеннолетних, а также патрульно-постовая служба полиции.
Говоря о последней группе правонарушений, которые посягают на здоровье граждан и общественную нравственность, следует отметить, что наиболее злостными правонарушениями в данной сфере являются правонарушения, связанные с наркоманией.
Сотрудники органов внутренних дел, осуществляя предупредительную деятельность в данной группе правонарушений, выполняют следующие действия:
1. Выявление лиц, которые допускают немедицинское употребление средств наркотического характера. Сотрудники полиции применяют к таким лицам не только административно-правовые меры воздействия, но и медико-правовые, а также уголовно-правовые;
2. Выявление лиц, совершивших незаконное выращивание и посевы наркосодержащих растений;
3. Выявление лиц, совершающих незаконные операции с наркотическими веществами, а также распространяющих их среди населения;
4. Выявление лиц, приобщающих других граждан к немедицинскому употреблению наркотических веществ;
5. Выявление лиц, способствующих поступлению в оборот наркотических веществ.
Данные меры позволяют вовремя предупредить правонарушение, что в дальнейшем скажется на декриминализированной обстановке внутри общества и государства в целом.
Тем не менее, следует отметить, дабы данные меры предупреждения реализовывались в полной мере, а также появлялись новые, более усовершенствованные как в правовом, так и в практическом смыслах меры, органы внутренних дел в своей деятельности непременно должны организовывать содействие с иными субъектами предупреждения и пресечния административных правонарушений.
Одними из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел остается профилактика и предупреждение административных правонарушений.
Основными задачами являются:
1. Совершенствование деятельности по профилактике правонарушений;
2. Сокращение дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них;
3. Повышение уровня защищенности жизни и здоровья граждан, а также их собственности, законных прав и интересов;
4. Снижение масштабов незаконного распространения наркотических веществ;
5. Снижения уровня потребления алкогольной продукции, профилактика пьянства и алкоголизма;
6. Борьба с детской безнадзорностью, проституцией, токсикоманией и иными социально негативными явлениями, связанными с правонарушениями.
В целом, объектами предупредительной деятельности сотрудниками органов внутренних дел выступают физические и юридические лица, в отношении которых осуществляются контрольные и надзорные полномочия субъектами предупреждения и профилактики34.
К субъектам предупредительной деятельности относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные структуры, участвующие в предупреждении административных правонарушениях.
Следует отметить, что среди субъектов предупреждения правонарушений выделяются специализированные и неспециализированные участники предупреждения.
Предупредительная деятельность специализированных субъектов закреплена в нормативных и уставных документах, а также вытекает из их полномочий и обязанностей. К данным органам относятся:
1. Совет Безопасности Российской Федерации;
2. Правительственная комиссия по профилактике правонарушений;
3. Суды;
4. Прокуратура;
5. Следственные органы Следственного комитета Российской федерации;
6. Органы внутренних дел;
7. Федеральная служба безопасности;
8. Таможенная служба;
9. Налоговая служба и иные правоохранительные органы.
Правительственная комиссия по профилактике правонарушений является координационным органом, который образован для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при реализации мер в системе государственной профилактики административных правонарушений.
Тем не менее, центральным субъектом, осуществляющим предупреждение правонарушений, остаются органы внутренних дел. К их полномочиям относится основной объем задач и обязанностей, связанных с предупреждением правонарушений. Так, например, участковые уполномоченные полиции выявляют и устраняют причины, которые способствуют совершению административных правонарушений на закрепленных за ними участках.
Следователи и дознаватели также наделены процессуальными полномочиями по внесению представлений об устранении причин и условий, которые способствуют совершению правонарушений.
К неспециализированным субъектам относятся иные организации, юридические и физические лица, которые осуществляют предупредительную деятельность административных правонарушений в процессе реализации своих полномочий, прав, обязанностей. Также к данной группе субъектов можно отнести средства массовой информации, трудовые коллективы, общественные и религиозные организации, граждане.
Органы полиции должны стремиться к слаженным совместным действиям по предупреждению правонарушений, а также привить доверие граждан, организаций, объединений и найти от них поддержку35. В то же время государственные и муниципальные органы также должны оказывать содействие органам внутренних дел при выполнении возложенных на них обязанностей по предупреждению административных правонарушений.
Следует подробно остановиться на взаимодействии органов внутренних дел с гражданами и институтами гражданского общества в целом.
В соответствии с Федеральным законом №3-ФЗ «О полиции»: «полиция при осуществлении своей деятельности, в том числе связанной с предупреждением правонарушений, взаимодействует с общественными объединениями, организациями, гражданами»36. После вступления в силу Федерального закона №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» были созданы правовые рамки участия граждан в охране общественного порядка, и как следствие – предупреждения административных правонарушений. Но можно выделить ряд проблем, которые не дают раскрыться данному взаимодействию, что непосредственно сказывается на количестве совершенных правонарушений:
1. Полное и тщательное изучение потенциальных подростков-правонарушителей;
2. Определение и устранение факторов, негативно влияющих на несовершеннолетних;
3. Исследование обстановки вокруг «трудных» подростков, создание благоприятных условий вокруг них, что снизит риск совершения правонарушения.
4. Осуществление контроля над поведением указанных лиц.
Также в целях предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, органы внутренних дел должны выполнять функцию по выявлению взрослых лиц, вовлекающих подростков в «криминальную жизнь».
Таким образом, чтобы не допустить распространения массовых правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, необходимо своевременное применение целенаправленных мер. Для этого следует улучшать формы работы органов внутренних дел. Прежде всего, перед ними стоит задача не только недопущения роста правонарушений, но и отрицательного влияния подростков-правонарушителей, что значительно снизит уровень преступности в обществе в целом. В конечном итоге, важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, которые применяются органами внутренних дел в целях устранения причин и условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних.
Далее следует рассмотреть следующую особо острую группу правонарушений – совершаемые против общественного порядка.
Предупреждение правонарушений органами внутренних дел в сфере общественного порядка можно рассмотреть на примере правонарушения, связанного с потреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции и появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, так как данный деликт является крайне распространенным в сфере общественного порядка32.
Установлено, что основными методами предупреждения административных правонарушений в сфере общественного порядка, связанных с потреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, используемыми сотрудниками органов внутренних дел, являются убеждение и административно-предупредительные меры.
Так, органы внутренних дел при осуществлении предупредительной деятельности в данной сфере применяют следующие виды убеждения, которые целесообразно объединить в 2 группы:
1. Меры воспитательного характера:
а) меры, обеспечивающие нравственное и правовое воспитание (проведение правовой пропаганды, профилактические беседы с гражданами, склонными к совершению административного правонарушения, либо уже совершивших его);
б) меры поощрения;
в) меры общественного воздействия.
2. Меры организационного характера – меры по организационно-массовой работе среди населения:
а) оказание организационной и методической помощи;
б) оказание материальной и иной помощи общественным формированиям и общественным объединениям правоохранительной направленности;
в) обобщение практики и передового опыта конкретных коллективов.
При предупреждении административных правонарушений исследуемой проблемы органы внутренних дел используют следующие административно-предупредительные меры:
1. Личный осмотр граждан, их вещей при проходе на общественные места, где проводятся публичные и массовые мероприятия;
2. Внесение руководителям, должностным лицам организаций представления об устранении причин и условий, которые в полной мере способствуют совершению административных правонарушений в сфере охраны общественного порядка, связанных с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции;
3. Внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об устранении причин и условий, способствующих совершению данного деликта.
Так, отсылаясь к вышеописанной проблеме, связанной с предупреждением правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, стоит отметить, что деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений, связанных с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции преимущественно направлена именно в отношении несовершеннолетних.
Тем не менее, в данной сфере существуют определенные недостатки. Так, например, неполноценность организационного и правового характера оказывает негативное влияние на эффективность деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений в рассматриваемой сфере, а также некачественное проведение индивидуальной профилактической и предупредительной работы с лицами, которые склонны к совершению указанного правонарушения в сфере общественного порядка.
Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»
33. Здоровье населения охраняется целым комплексом мер политического, экономического, медицинского, правового и иного характера. Тем не менее, административно-правовые меры предупреждения занимают важное место в правовом обеспечении охраны здоровья населения.
Традиционно в системе органов внутренних дел предупреждением правонарушений в сфере охраны здоровья и общественной нравственности занимаются различные службы и подразделения: уголовный розыск, участковые уполномоченные полиции, подразделения по делам несовершеннолетних, а также патрульно-постовая служба полиции.
Говоря о последней группе правонарушений, которые посягают на здоровье граждан и общественную нравственность, следует отметить, что наиболее злостными правонарушениями в данной сфере являются правонарушения, связанные с наркоманией.
Сотрудники органов внутренних дел, осуществляя предупредительную деятельность в данной группе правонарушений, выполняют следующие действия:
1. Выявление лиц, которые допускают немедицинское употребление средств наркотического характера. Сотрудники полиции применяют к таким лицам не только административно-правовые меры воздействия, но и медико-правовые, а также уголовно-правовые;
2. Выявление лиц, совершивших незаконное выращивание и посевы наркосодержащих растений;
3. Выявление лиц, совершающих незаконные операции с наркотическими веществами, а также распространяющих их среди населения;
4. Выявление лиц, приобщающих других граждан к немедицинскому употреблению наркотических веществ;
5. Выявление лиц, способствующих поступлению в оборот наркотических веществ.
Данные меры позволяют вовремя предупредить правонарушение, что в дальнейшем скажется на декриминализированной обстановке внутри общества и государства в целом.
Тем не менее, следует отметить, дабы данные меры предупреждения реализовывались в полной мере, а также появлялись новые, более усовершенствованные как в правовом, так и в практическом смыслах меры, органы внутренних дел в своей деятельности непременно должны организовывать содействие с иными субъектами предупреждения и пресечния административных правонарушений.
2.2. Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами системы предупреждения и пресечения административных правонарушений
Одними из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел остается профилактика и предупреждение административных правонарушений.
Основными задачами являются:
1. Совершенствование деятельности по профилактике правонарушений;
2. Сокращение дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них;
3. Повышение уровня защищенности жизни и здоровья граждан, а также их собственности, законных прав и интересов;
4. Снижение масштабов незаконного распространения наркотических веществ;
5. Снижения уровня потребления алкогольной продукции, профилактика пьянства и алкоголизма;
6. Борьба с детской безнадзорностью, проституцией, токсикоманией и иными социально негативными явлениями, связанными с правонарушениями.
В целом, объектами предупредительной деятельности сотрудниками органов внутренних дел выступают физические и юридические лица, в отношении которых осуществляются контрольные и надзорные полномочия субъектами предупреждения и профилактики34.
К субъектам предупредительной деятельности относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные структуры, участвующие в предупреждении административных правонарушениях.
Следует отметить, что среди субъектов предупреждения правонарушений выделяются специализированные и неспециализированные участники предупреждения.
Предупредительная деятельность специализированных субъектов закреплена в нормативных и уставных документах, а также вытекает из их полномочий и обязанностей. К данным органам относятся:
1. Совет Безопасности Российской Федерации;
2. Правительственная комиссия по профилактике правонарушений;
3. Суды;
4. Прокуратура;
5. Следственные органы Следственного комитета Российской федерации;
6. Органы внутренних дел;
7. Федеральная служба безопасности;
8. Таможенная служба;
9. Налоговая служба и иные правоохранительные органы.
Правительственная комиссия по профилактике правонарушений является координационным органом, который образован для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при реализации мер в системе государственной профилактики административных правонарушений.
Тем не менее, центральным субъектом, осуществляющим предупреждение правонарушений, остаются органы внутренних дел. К их полномочиям относится основной объем задач и обязанностей, связанных с предупреждением правонарушений. Так, например, участковые уполномоченные полиции выявляют и устраняют причины, которые способствуют совершению административных правонарушений на закрепленных за ними участках.
Следователи и дознаватели также наделены процессуальными полномочиями по внесению представлений об устранении причин и условий, которые способствуют совершению правонарушений.
К неспециализированным субъектам относятся иные организации, юридические и физические лица, которые осуществляют предупредительную деятельность административных правонарушений в процессе реализации своих полномочий, прав, обязанностей. Также к данной группе субъектов можно отнести средства массовой информации, трудовые коллективы, общественные и религиозные организации, граждане.
Органы полиции должны стремиться к слаженным совместным действиям по предупреждению правонарушений, а также привить доверие граждан, организаций, объединений и найти от них поддержку35. В то же время государственные и муниципальные органы также должны оказывать содействие органам внутренних дел при выполнении возложенных на них обязанностей по предупреждению административных правонарушений.
Следует подробно остановиться на взаимодействии органов внутренних дел с гражданами и институтами гражданского общества в целом.
В соответствии с Федеральным законом №3-ФЗ «О полиции»: «полиция при осуществлении своей деятельности, в том числе связанной с предупреждением правонарушений, взаимодействует с общественными объединениями, организациями, гражданами»36. После вступления в силу Федерального закона №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» были созданы правовые рамки участия граждан в охране общественного порядка, и как следствие – предупреждения административных правонарушений. Но можно выделить ряд проблем, которые не дают раскрыться данному взаимодействию, что непосредственно сказывается на количестве совершенных правонарушений: