Файл: Лабораторная работа 152 проверка теоремы штайнера работу выполнили студенты группы 03010 Коротков Алексей Плешаков Даниил Проверил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа №152

ПРОВЕРКА ТЕОРЕМЫ ШТАЙНЕРА

Работу выполнили студенты группы: 03-010

Коротков Алексей

Плешаков Даниил

Проверил:

Теория:

Основное уравнение динамики вращательного движения в случае неподвижной оси вращения z удобно проектировать на эту ось:



Здесь - проекция момента импульса, - момент внешних сил относительно оси.

Проекция момента импульса связана с угловой скоростью и моментом инерции I относительно этой оси:



Момент инерции тела определяется формулой:



Где суммирование проводится по всем материальным точками тела с массами - расстояние от материальным точек до оси вращения. В случае непрерывного распределения масс эту формулу можно записать в интегральном виде:



Момент инерции величина аддитивная

Момент инерции Iтела относительно любой оси AA´ можно найти, зная момент инерции относительно BB´, проходящей через центр масс тела паралельно оси AA´ при помощи теоремы Гюйгенса-Штайнера:



Где m – масса тела, d – расстояние между осями.

При вращении тела под действием момента упругой силы пружины уравнение приводит к следующему соотношению:



Где - момент инерции колеблющегося тела, - период колебаний, D-модуль кручения пружины.


Цель работы

• Сравнение экспериментально определенной и теоретически показанной зависимости момента инерции диска от расстояния между осью симметрии диска и осью его вращения.

Решаемые задачи

  • Измерение моментов инерции диска для различных его положений методом крутильных колебаний.

Экспериментальная установка

Приборы и принадлежности:

  • Торсионная пружина на штативе.

  • Секундомер.

  • Исследуемый диск.


Ход работы.

  1. Установили диск на торсионную пружину так, что бы ось колебаний проходила через отверстие 0. Измерили период колебаний .

  2. Последовательно устанавливали диск так, чтобы ось колебаний проходила через отверстия: 2,4,6,8,10,12,14,16.

  3. Измерили радиус диска.

  4. Вычислили относительные торические моменты инерции диска по формуле:

=

Для всех осей и сравнили с экспериментальными результатами, вычисленными с использованием данных измерения по формуле:



  1. Данные измерений представили в виде таблицы:



d,см

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)





0




2,453

2,488

2,434

2,419

2,475







2




2,485

2,543

2,532

2,493

2,535







4




2,555

2,545

2,555

2,553

2,557







6




2,752

2,762

2,756

2,756

2,760







8




2,836

2,835

2,782

2,773

2,800







10




3,082

3,078

3,084

3,076

3,070







12




3,183

3,176

3,215

3,217

3,196







14




3,642

3,656

3,662

3,648

3,652







16




3,738

3,735

3,763

3,758

3,740










  1. Построили график зависимости . Выделили на нём линейный участок. По точкам этого участка, пользуясь выражением нашли ускорение свободного падения.



  1. С помощью программы Excel рассчитали значение g для каждого опыта.

N

l,см

,c



1

6,5

5,2

9,480385

2

6,5

5,05

10,05194

3

6,5

5,12

9,778961

4

10

6,38

9,688977

5

10

6,2

10,25973

6

10

6,45

9,479815

7

20

8,8

10,18554

8

20

8,89

9,98035

9

20

9

9,737877

10

30

10,91

9,940107

12

30

11

9,778116

13

30

11,14

9,533891

14

40

12,8

9,628516

15

40

12,54

10,03192

16

40

12,6

9,936609

17

50

14,2

9,779409

18

50

14,84

8,954091

19

50

14,7

9,125457

20

60

15,42

9,951803

21

60

15,11

10,36434

22

60

15,68

9,624505

23

70

16,43

10,22686

24

70

16,6

10,01846

25

70

16,5

10,14027

26

80

18,12

9,609325

27

80

18,01

9,727066

28

80

17,87

9,880073

29

90

19,12

9,709258

30

90

19,2

9,628516

31

90

18,95

9,884242

32

100

20,11

9,752033

33

100

20,1

9,761739


Среднее значение g=9,800943

Вывод: таким образом с помощью математического мы смогли определить примерное значение ускорения свободного падения.

Мы научились определять скорость свободного падения с помощью математического маятника.