Файл: Вопросы и задания для викторин и игр по истории Казахстана Этап 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    Сплетались, сроднившись, как корни дерев,

    Он знал наизусть Фараби, Яссави,

    В войне был бесстрашен, хоть веровал в мир.

    Любимец народа, с отвагой в крови,

    Был ханом Отрара …», пишет народный поэт Казахстана М. Шаханов в «Отрарской легенде».    Какому хану посвятил он свое произведение?

А) Кенесары хан,   В) Каир хан,   С) Тауке хан

5. В центре огромного евразийского континента раскинулась наша страна, имя которой – Республика Казахстан. Поэт Т. Айбергенов пишет:

«Она велика: От Алтая до Каспия,

Она широка, Как народа душа.

Она же – Европа, Она же и Азия,

И волны Урала, И всплеск Иртыша».

Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже перечисленных  народов не был жителем Древнего Казахстана?

А) Гунны,   В) Скифы,   С) Персы

6. О древности культуры Казахстана говорят находки археологов. Знаменитого «золотого человека» они обнаружили в Иссыкском кургане близ Алматы. Воин был захоронен в парадной, возможно церемониальной одежде. Высокий конической формы головной убор (кулах) возвышался на его голове. Камзол, голенища сапог и кулах украшены золотыми бляшками в виде барсов, тигров, крылатых коней, птиц, архаров. Когда и в каком племени жил «Золотой человек»?

А) I в. – массагеты,   В) III в. – персы,   С) IV в. до н.э. – саки

7. Об одной национальной традиции казахов великий Абай писал: «В бренном мире нет мне занятия милей». Это яркое виртуозное искусство, секреты которого передавались из поколения в поколение. Оно занимало важное место в жизни кочевников. Поэтому так высоко ценились в народе быстроногий скакун, гордый беркут и ловкая борзая-тазы – верные спутники в жизни джигита. Назовите любимое занятие Абая, одну из национальных традиций казахского народа.


А) Байга,   В) Кокпар,   С) Охота с беркутом (искусство беркутши)

8. Вы удивитесь, когда узнаете, что казахский народный музыкальный инструмент шан-кобыз есть у всех народов мира, что конырау прилетели в казахскую степь под дугой русской тройки, а сырнай пришел… из Австрии. Много интересных историй и легенд связано с музыкальными инструментами. Они до сих пор звучат степными голосами. Казахская песня жила и живет с неразлучной домброй. Легенды связывают ее создание с именем великого ученого, философа, известного на Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля), родившегося в Отраре в 870 году. Назовите его.

А) Ахмед Яссави,   В) Аль-Фараби,    С) Бируни

9. Созданные этим художником сотни картин, акварелей, рисунков составили своеобразную  летопись Казахстана. Ему с первых шагов творчества помогали природная одаренность, талант, знание жизни и быта своего народа. Его учителем был художник Н.Хлудов, живший в Алма-Ате. Народный художник Казахстана создал «Портрет юного Абая», «Чокан Валиханов», «Абай на джайляу», «На высокогорном катке» и многие другие полотна. В 2004 году отмечали его столетие. Назовите имя и фамилию выдающегося казахстанского художника.

А) Абильхан Кастеев, В)   Нагим-Бек Нурмухамедов,   С) Аубакир Исмаилов

10. Почетное звание, присваиваемое особо отличившимся в военном деле
личным героизмом, смелостью и доблестью военачальникам и воинам.

А) Ба­тыр,    В) Хан,   С) Бий

Этап 4. «Необычные имена».

В данном этапе участники должны ответить на вопросы, т.е. назвать их имена, предварительно подняв сигнальную карту, за правильный ответ с одного раза 100 баллов, с подсказкой 50 баллов.

1. «Отец истории» – скажите, кого так называли? (Геродот)

2. «Сабалак» — скажите, кого так называли? (Абылая)



3.«Основатель степной Конституции», «Лигург степи», так его назвал
историк Левшин. (
Хан Тауке)

4.  Скифов он называл азиатскими саками (Геродот).

5. Юрий Домбровский в своем романе «Хранитель древностей» гово­рил о нем так; «представить себе Алма-Ату без его построек невозможно» – о ком идет речь? (Андрей Павлович Зенков)

6. «Его называли одним из талантливейших учеников Абая» — о ком
идет речь? (Шакарим Кудайбердиев.)

7.  Её называли казахским соловьем» – о ком идет речь? (Куляш Байсеитова.)

8.  «Батыр казахских степей» — так говорили о ком? (Хаджи Мукан.)