Файл: Классификация психических расстройств мкб10. Исследовательские диагностические критерии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

90.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения.
А. Должны выявляться общие критерии расстройства поведения (F91).
Б. Должны присутствовать три или более симптомов, перечисленных в критерии G1 для F91, причем минимум три из пунктов 9) — 23).
В. Хотя бы один из симптомов в пунктах 9) — 23) должен отмечаться на протяжении минимум б месяцев.
Г. Должны быть явно плохи взаимоотношения с группой сверстников, что проявляется в изоляции, отвержении или непопулярности ребенка и в отсутствии продолжительной близкой взаимной дружбы.
F91.2 Социализированное расстройство поведения.
А. Должны выявляться общие критерии расстройства поведения (F91).
Б. Должны отмечаться три или более симптомов из перечисленных в критерии G1 для F91, причем минимум три из пунктов 9) — 23).
В. Хотя бы один симптом из пунктов 9) — 23) должен отмечаться на протяжении минимум 6 месяцев.
Г. Расстройства поведения наблюдаются и вне дома или семейного окружения.
Д. Взаимоотношения со сверстниками не выходят за рамки нормальных.
F91.3 Оппозиционно-вызывающее поведение.
А. Должны выявляться общие критерии расстройства поведения (F91).
Б. Должны выявляться четыре или более симптомов из перечисленных в критерии G1 для F91, причем не более двух симптомов из пунктов 9) — 23).
В. Симптомы в критерии Б приводят к плохой адаптивности и не согласуются с уровнем развития.
Г. По меньшей мере четыре симптома должны отмечаться на протяжении минимум 6 месяцев.
F91.8 Другие расстройства поведения.
F91.9 Расстройство поведения, неуточненное.
F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций.
F92.0 Депрессивное расстройство поведения.
А. Должны выявляться общие критерии расстройства поведения (F91).
Б. Должны выявляться критерии одного из (аффективных) расстройств настроения (F30-39).
F92.8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций.
А. Должны выявляться общие критерии расстройства поведения (F91).
Б. Должны выявляться критерии одного из невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств (F40-48) или эмоциональных расстройств детского возраста (F93-).
F92.9 Смешанное расстройство поведения и эмоций, неуточненное.
F93 Эмоциональные расстройства с началом, специфическим
для детского возраста.
Примечание. Фобическое тревожное расстройство детского возраста (F93.1), социальное тревожное расстройство детского возраста (F93.2) и общее тревожное расстройство детского возраста (F93.80) обнаруживают несомненное сходство с некоторыми расстройствами в F40-F48, но согласно имеющимся данным и существующим в настоящее время взглядам тревожные расстройства в детском возрасте обнаруживают в своих проявлениях достаточные особенности,


91.
позволяющие введение дополнительных диагностических рубрик, Последующие исследования покажут, могут ли быть разработаны описания и дефиниции, удовлетворяющие случаям этих расстройств как у детей, так и у взрослых, или же представляется необходимым сохранить предлагаемое здесь различие.
F93.0 Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте.
А. По меньшей мере 3 признака из числа следующих:
1) несоответствующее реальности постоянное беспокойство в связи с возможной потерей или возможными неприятностями у основных фигур, к которым привязан ребенок (например, страх, что они покинут его и не вернутся), или постоянная озабоченность, что они могут умереть;
2) несоответствующая реальности постоянная озабоченность, что какое-нибудь нежелательное событие разлучит ребенка с основной фигурой, к которой он привязан (например, из-за того, что ребенок потеряется, будет похищен, помещен в больницу или убит);
3) ребенок с постоянной неохотой ходит в школу или отказывается туда ходить из-за страха разлуки с основной фигурой, к которой он привязан, или с тем, чтобы остаться дома (что преобладает над другими причинами, такими как страх неприятных происшествий в школе);
4) затруднения в том чтобы расстаться на ночь, что проявляется одним из следующих признаков: а) ребенок с неохотой идет спать или отказывается от этого, соглашаясь только с условием, чтобы быть рядом с основной фигурой, к которой он испытывает привязанность; б) по ночам часто встает с постели, чтобы удостовериться, что лицо, к которому он испытывает привязанность, не покинуло его или чтобы спать рядом с ним; в) постоянное нежелание или отказ спать вне дома;
5) постоянный неадекватный страх остаться днем дома в одиночестве или без основной фигуры, к которой испытывается привязанность;
6) повторяющиеся кошмары, содержание которых связано с разлукой;
7) повторяющееся возникновение физических симптомов (таких как тошнота, боль в животе, головная боль или рвота) в случаях, связанных с разлукой с основной фигурой, к которой испытывается привязанность, например, при уходе в школу или в других случаях, связанных с разлукой (отъезд на каникулы, в лагеря и пр.);
8) при разлуке с основной фигурой, к которой ребенок испытывает привязанность, перед ней или сразу после нее, или в предвидении ее возникает чрезмерный, повторяющийся дистресс (о чем свидетельствуют тревога, плач, гнев, несчастный вид, апатия или аутизация).
Б. Отсутствие критериев генерализованного тревожного расстройства детского возраста
(F93.80).
В. Начало до 6-летнего возраста.
Г. Расстройство не возникает как часть более широкого нарушения эмоций, поведения или личности или общего расстройства развития, психотического расстройства или расстройства, связанного с употреблением психоактивного вещества.
Д. Продолжительность по меньшей мере 4 недели.
F93.1 Фобическое тревожное расстройство детского возраста.
А. Постоянный или периодически возникающий страх (фобия), который соответствует фазе возрастного развития (или соответствовал при появлении), но который анормален по тяжести и связан с существенным социальным нарушением.
Б. Отсутствие критериев генерализованного тревожного расстройства детского возраста
(93.80).
В. Расстройство не возникает как часть более широкого нарушения эмоций, поведения или личности или общего расстройства развития, психотического расстройства или расстройства, связанного с употреблением психоактивного вещества.
Г. Продолжительность как минимум 4 недели.
F93.2 Социальное тревожное расстройство детского возраста.
А. Постоянная тревога в социальных ситуациях, в которых ребенок имеет дело с незнакомыми людьми, включая сверстников, проявляется социально уклоняющимся поведением.


92.
Б. Ребенок обнаруживает робость, стеснительность или повышенную озабоченность адекватностью своего поведения, когда взаимодействует с незнакомыми людьми.
В. Имеется существенное нарушение социальных (в том числе со сверстниками) взаимоотношений, которые являются вследствие этого ограниченными; в новых социальных ситуациях или в тех, в которых ребенок участвует поневоле, он испытывает существенный дистресс или дискомфорт, что проявляется плачем, отсутствием спонтанной речи или социальной аутизацией.
Г. Социальные взаимоотношения со знакомыми лицами у ребенка удовлетворительны (с членами семьи или со сверстниками, которых он хорошо знает).
Д. Начало расстройства обычно совпадает с возрастной фазой развития, при которой эти тревожные реакции считаются адекватными. Аномальная тяжесть, хронический характер и возникающее в результате нарушение должны проявляться до 6-летнего возраста.
Е. Отсутствуют критерии генерализованного тревожного расстройства детского возраста
(F93.80).
Ж. Расстройство не развивается как часть более широких нарушений эмоций, поведения или личности или общего расстройства развития, психотического расстройства или расстройства, связанного с употреблением психоактивного вещества.
З. Продолжительность по меньшей мере 4 недели.
F93.3 Расстройство сиблингового соперничества.
А. Анормально выраженное негативное чувство по отношению к последующему младшему сиблингу.
Б. Эмоциональное нарушение, проявляющееся регрессом, капризностью, дисфорией, нарушениями сна, оппозиционным поведением или поведением, направленным на привлечение внимания одного или обоих родителей (должны присутствовать два или более из этих признаков).
В. Начало в течение 6 месяцев после рождения сиблинга, непосредственно следующего за рождением данного ребенка.
Г. Продолжительность как минимум 4 недели.
F93.8 Другие эмоциональные расстройства детского возраста.
F93.80 Генерализованное тревожное расстройство детского возраста
Примечание: В детском и подростковом возрасте диапазон жалоб, которыми проявляется генерализованная тревога, часто имеет более ограниченный характер, чем в зрелом возрасте (см.
F41.1) и нередко менее выраженными являются специфические симптомы возбудимости вегетативной нервной системы. В этих случаях может быть предпочтительным использование следующего набора альтернативных критериев:
А. Интенсивные тревога и беспокойство (тяжелые предчувствия) возникают более чем в половине дней за период минимум 6 месяцев, причем тревога и беспокойство касаются по меньшей мере нескольких событий или видов деятельности (например, успехов в школе или при выполнении какой-либо работы).
Б. Больному трудно контролировать свое беспокойство.
В. Тревога и беспокойство сочетаются по меньшей мере с тремя из следующих симптомов
(причем два симптома отмечаются минимум в половине дней за период их выявления):
1) чувства взвинченности, нетерпеливости (например, чувство психического напряжения в сочетании с неспособностью расслабиться);
2) чувство усталости, вымотанности или быстрой утомляемости из-за беспокойства или тревоги;
3) трудности в сосредоточении внимания или чувство пустоты в голове;
4) раздражительность;
5) мышечное напряжение;
6) нарушение сна (трудности в засыпании или поддержании сна или беспокойный, не приносящий отдыха сон) из-за беспокойства или тревоги.
Г. Многочисленные тревоги и беспокойство возникают по меньшей мере в двух ситуациях, видах деятельности или обстоятельствах. Генерализованная тревога не проявляется дискретными пароксизмальными эпизодами (как при паническом расстройстве) и основные заботы не ограничиваются единственной главной темой (как при тревожном расстройстве в связи с разлукой в детском возрасте). (Когда более сфокусированная тревога выявляется на фоне


93.
генерализованной тревоги, предпочтение следует отдавать генерализованному тревожному расстройству).
Д. Начало в детском или подростковом возрасте (до 18 лет).
Е. Тревога, беспокойство или физические симптомы обусловливают клинически значимый дистресс или нарушение в социальной, трудовой или других важных областях деятельности.
Ж. Расстройство не обусловлено прямыми эффектами вещества (например, психоактивных веществ или медикации) или общим медицинским состоянием (например, гипертиреоидизмом) и не возникает исключительно на фоне расстройства настроения, психотического расстройства или общего расстройства развития.
F93.9 Эмоциональное расстройство детского возраста, неуточненное.
F94 Расстройство социального функционирования с началом,
специфическим для детского и подросткового возраста.
F94.0 Элективный мутизм.
Примечание: также называется селективным мутизмом.
А. Речевые экспрессия и понимание, оцениваемые по индивидуально назначаемому стандартизированному тесту, находятся в пределах двойного стандартного отклонения от нормы, соответствующей возрасту ребенка.
Б. Выявление постоянной неспособности разговаривать в специфических социальных ситуациях, в которых от ребенка ожидается, что он должен говорить (например, в школе), несмотря на то, что в других ситуациях ребенок способен говорить.
В. Продолжительность селективного мутизма, превышающая 4 недели.
Г. Отсутствует общее расстройство развития (F84- ).
Д. Расстройство не обусловлено отсутствием достаточных знаний разговорного языка, требуемых в той социальной ситуации, в которой отмечается неспособность говорить.
F94.1 Реактивное расстройство привязанности детского возраста.
А. Начало в возрасте до 5 лет.
Б. Резко противоречивые или амбивалентные социальные реакции в разных социальных ситуациях (но при этом могут наблюдаться различия во взаимоотношениях с разными людьми).
В. Эмоциональное нарушение, проявляющееся отсутствием эмоционального реагирования, реакциями аутизации, агрессивными реакциями на дистресс других людей или свой собственный и
(или) пугающим повышением уровня бодрствования.
Г. Выявление некоторых способностей к социальной взаимности и социальным реакциям, что проявляется в отношениях со взрослыми, которые не обнаруживают отклонений от нормы.
Д. Не отвечает критериям общего расстройства развития (F84-).
F94.2 Дезингибированное расстройство привязанности в детском
возрасте.
А. Диффузные привязанности как постоянная черта в первые 5 лет жизни (но не обязательно сохраняющиеся до среднего детского возраста). Для диагностики требуется относительная невозможность обнаружить селективные социальные привязанности, о чем свидетельствуют:
1) нормальная тенденция искать утешение у других при дистрессе; и 2) анормальное
(относительное) отсутствие селективности в выборе тех, у кого ищется утешение.
Б. Слабо модулированные социальные взаимодействия с незнакомыми людьми.
В. Требуется по меньшей мере один из следующих признаков:
1) в целом привязчивое поведение в младенческом возрасте;
2) в раннем или среднем детском возрасте поведение, направленное на привлечение внимания, и недифференцированно дружеское поведение.
Г. Должно быть отчетливым общее отсутствие ситуационной специфичности вышеприведенных признаков. Для диагноза требуется, чтобы критерии А и Б выявлялись в диапазоне социальных контактов ребенка.