Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 744

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Петрово племя».

Царь всюду умел отыскивать себе и второстепенных помощников. Так, в Константинополе был для него «сходно куплен» арап Ганнибал, Ибрагим Петрович, крестник Царя, прадед Пушкина, впоследствии учредивший на Выборгской стороне Петербурга первый артиллерийский полигон. Из Амстердама был вывезен Де-Геннин Виллим Иванович, петровский литейщик, впоследствии начальник артиллерийской школы, основатель Екатеринбурга. Не пересчитываем множества других, менее популярных, «птенцов гнезда Петрова»190.«В эти школы принимались мальчики от 7 до 15 лет, и если они обнаруживали способности и преодолевали начальный курс, то специализировались по следующим направлениям: 10 человек обучались артиллерии и фортификации, 20 – пению и музыке, 10 – мастерствам и 10 –письмоводству. Школы с самого своего зарождения претендовали на универсальность даваемых в них знаний и навыков. Данный принцип сохранялся и в дальнейшем, благодаря чему из военных воспитанников вышло немало деятелей, проявивших себя в различных областях. С 15-летнего возраста отроки поступали в армейские и гарнизонные полки, а наиболее способные оставлялись в школах еще на три года для их особого усовершенствования. Школы эти находились под попечительством губернских начальников: вице-губернаторов, губернаторов и генерал-губернаторов»191.Трудно сегодня со всей очевидностью указать на все факторы, связанные с формированием личности Петра I и его взглядов на военное дело. Тем не менее, фактом является то, что в его судьбе большое значение сыграли «потешные войска». Известна история создания этих войск. В начале 1683 года товарищи детства Петра были размещены в подмосковном селе Преображенное, где вместе с юным царем занимались военными играми, называемыми «потешными»192.«В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюх С. Бухвостов. Он считается первым солдатом193.В 1687-1688 гг. из потешных были сформированы два полка — Преображенский и Семеновский. Отметим, что уже в эти годы начинает складываться система взглядов Петра I на вопросы военного образования. «Потешные» потребовались Петру не как забава. «Идея потешных» –подготовка народа к тому напряжению, которое потребуется от него, когда судьба государства будет поставлена на карту.


Следует признать справедливыми обобщения в этой области, сделанные, историком А. М. Назаровым194.««Идея потешных, — считает он, — подготовка народа к тому, что потребуется ему на войне. Цель — подготовка воинов, для которых «солдатчина» была бы не ненавистной неволей, а гранильной мастерской, в которой они приобретали бы однообразные грани того кристалла, что сиял в руках победоносцев изумительным блеском». Что же касается пути к тому, то программа реализации названной цели включала:

1) развитие физической силы и ловкости детей 9-12 лет путем игр на воздухе и гимнастических упражнений; военному строю не придавалось особого значения; Петр I со своими товарищами не вел строевых занятий по часам, и занимался ими, когда была охота, и бросал их, как только становилось не интересно;

2) развитие в детях смелости и предприимчивости путем ввода в игры некоторой доли опасности и риска. Для этого использовались лазанье по обрывам, оврагам, переходы по зыбким мостам, бревнам, игры в разбойников. Заниматься разведкой ночью, плавать по рекам и по морю195. Во время этой игры «потешные» незаметно для себя постигнут сторожевую службу, разведку, опытом дойдут до сознания что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество»196;3) обучение владеть оружием, не только ружейным приемам, но и умению стрелять и колоть. Царь Петр с 12 лет уже стрелял из пушки;

4) ознакомление «потешных» с военной техникой и приучение пользоваться ею;

5) выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;

6) познание отечества и уяснение его исторических задач путем ознакомления «потешных» с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами нашей истории, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;

7) развитие любви к государю и отечеству;

8) привитие «потешным» любви к армии и доведение им задач и того значения, которые они приобретут усердной работой.

В появлении передовых форм и методов подготовки артиллерийских кадров выдающуюся роль сыграл Пётр Великий. Он стал фактически первым русским дипломированным артиллеристом с европейским образованием. До самой смерти Пётр I считал себя бомбардиром, оставаясь капитаном бомбардирской роты Преображенского полка. Во время военных парадов Пётр I шёл во главе этого подразделения, подчёркивая свою привязанность и особую любовь к артиллерии. Артиллерийское образование императора наложило определённый отпечаток на его военные реформы. Русский царь явился не только энтузиастом

использования артиллерии в ходе военных действий, но и одним из крупнейших в отечественной истории реформатором этого рода оружия197.Необходимо сказать, что при обучении за рубежом Петр I изучал артиллерийскую науку с его тридцатью любимыми бомбардирами, находившимися в «Свите великого посольства». Всегда скромный и не любивший торжественных приемов и царских встреч, которые мешали тщательному изучению любимого дела, Петр Алексеевич, в своей поездке в Амстердам, прикрывался скромным званием «десятника Петра Михайлова». Учение Петра Алексеевича шло настолько успешно, что он по окончанию обучения получил письменное удостоверение от своего учителя, подполковника артиллерии курфюрста Бранденбургского Штерифельда следующего содержания: «Везде за исправного, осторожного, благо искусственного и бесстрашного огнестрельного мастера, и художника признаваем и почитаем, быть может». Из этого краткого удостоверения видно насколько Петр Великий серьезно и внимательно относился к изучению артиллерии, которая была необходима как для последующих военных операций, так и для обороны обширной империи от нашествия иноплеменных полчищ198. С ним за рубежом обучался его друг и соратник с детства Александр Арчилович Имеретинский, которого он назначил первым генерал-фельдцейхмейстером русской артиллерии объявив указ: «всякие дела, которые были в Пушкарском приказе, ведать генералу артиллерии царевичу Александру, его личному другу и сотоварищу по потешным войскам»199.До конца XVII в. в России не было артиллерийских школ и соответственно системы артиллерийского образования в государстве.

Так, в 1691 году создается бомбардирская рота, положившая начало существованию регулярных артиллерийских частей. В ходе Северной войны (1700—1721) Пушкарский приказ реорганизуется в Приказ артиллерии, на который возлагалась задача по производству орудий и боеприпасов»200.Петр I заботился и о развитии массовости в артиллерии. В первое путешествие свое по Европе он с собой взял любимых своих «бомбардиров» и многих из них оставил за границей для изучения разных отраслей военного дела; из этих бомбардиров образовались отличные преподаватели»
201.В действительности школы в России, дававшие артиллерийское образование появились на рубеже XVII - XVIII вв.

Перечислим их:

  1. Московская артиллерийская школа при гвардейской бомбардирской роте202;Московская артиллерийская школа «Цифири и земледелия» 1698 г. при Пушкарском приказе203; Московская артиллерийская школа 1701 г. на Пушечном дворе;

  2. Московская школа математических и навигационных наук204;Петербургская артиллерийская школа 1721 г.205; Московская и Петербургская артиллерийская школы по штату 1722 г.;

  3. Цифирные школы;

  4. Морская академия;

  5. Гарнизонные школы206.Московская артиллерийская школа при гвардейской бомбардирской роте207 стала первой в России, где началась теоретическая и практическая подготовка артиллеристов.В конце 1698 года в селе Преображенском на базе бомбардирской роты, куда вернулись для продолжения службы обучавшиеся в Берлине бомбардиры, была основана специальная школа для их дальнейшего обучения инженерному делу и артиллерии. Начальником её царь Пётр I назначил того, чьими познаниями был особенно удовлетворён, — Г.Г. Скорнякова-Писарева. С 1699года началась педагогическая деятельность этого замечательного представителя российского Просвещения, которую он успешно совмещал с боевой службой, являясь в период с 1704 по 1713год ещё и командиром бомбардирской роты208.Петр I организовал специальную школу при «бомбардирской роте» Преображенского полка для обучения бомбардиров инженерному делу и артиллерии209. В ней 250 молодых людей отобранных из солдат Преображенского и Семёновского полка, под руководством старых, побывавших за границей, «бомбардиров» — офицеров и сержантов готовились стать вполне грамотными и умелыми артиллеристами210.В 1698 г. бомбардирская рота имела следующий состав: 3 офицера – капитан, поручик, подпоручик; 6 сержантов, 2 каптенармуса (лица, отвечающие за учет и хранения оружия и имущества), 2 барабанщика, 4 капрала, 1 писарь, 143 рядовых, 2 мастеровых, 5 денщиков, 1профос. Капитаном был Петр Михайлов, тот есть сам царь, поручиком – Александр Меншиков, подпоручиком – Андрей Лефорт. Спустя два года капитаном оставался царь, вторым капитаном стал швед Гумморт, поручиком по-прежнему числился Меншиков, а в подпоручики произвели Василия Корчмина.211 Кстати, в качестве почетной, должность командира бомбардирской роты сохранилась за Петром I до конца его жизни212.Предметами преподавания были: арифметика, геометрия, тригонометрия, черчение, фортификация и артиллерия. Предмет артиллерии включал: построение и черчение масштабов, расчет и построение артиллерийской шкалы, объяснение при помощи черчения всех орудий русской артиллерии и соответствующих им лафетов, правила заряжания, и наводки из орудий. Артиллерия преподавалась по рукописным тетрадям составленными офицерами-преподавателями, в которых было описание материальной части артиллерии, лабораторная часть, фабрикация пороха и стрельба, а также как определить заряд и угол возвышения по таблицам и как произвести перед стрельбой пробу пороха213.Кроме теоретического преподавания заведена была в широких размерах практическая стрельба из орудий всех родов: полевых, осадных и крепостных.


Каждый ученик должен был пройти курс практических стрельб на полигоне. На каждого было положено по три выстрела из гаубицы, мортиры и пушки. Дальность стрельбы для прицельного выстрела была около 300 метров, а для навесной стрельбы около 450 метров. Для крепостных орудий мишень имела 22 метра длины, а для полевой и осадной артиллерии мишень имела 6 метров длины и 2 метра и 14 сантиметров высоты. Для точности обозначения попаданий и удобного отыскания их на чертежах, мишени и чертежи расчерчивались на 35 пронумерованных прямоугольников.

Стрельба производилась по мишеням. Мишени были разделены на пронумерованные прямоугольники. Место удара каждого снаряда наносилось на чертеж мишени и занумеровывалось. Под тем же номером в особый список вносили имя наводчика214.Насколько точно была стрельба учениками школы можно судить из данных таблицы 1.

Таблица 1