Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 746

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные стрельб учеников артиллерийской школы215

Из каких орудии велась стрельба

Дальность стрельбы

Количество

Процент попаданий

Выпушенных снарядов

Попаданий

Из пушек

300

365

297

80

Из гаубиц

450

204

183

89,6

Из мортир

450

204

171

83,9

Петр I, как командир роты, внимательно следил за ходом преподавания, сам присутствовал на экзаменах, и кто экзамен не сдавал, у тех по службе повышения не было. Малограмотный мог получить повышение только за военный подвиг, но вместе с тем их могли перевести из артиллерии в другой род службы.

Кто прошел обучение получал почетное звание «бомбардира» и приобретал право на повышение в дальнейшей службе (назначались бомбардирами, пушкарями и констапелями216 в бомбардирскую роту Преображенского полка). Школою был назначен руководить известный Г.Г. Писарев-Скорняков, впоследствии начальник морской академии.Бомбардирская рота, как и вся гвардия, комплектовалась при Петре почти исключительно дворянами. Все дворянские дети были переписаны, должны были являться на смотр, и распределялись в полки и школы. Недостатка в учениках не было. Школа готовила унтер-офицеров артиллерии, которые прослужив определенный срок, производились в офицеры.

Исключительно важную роль сыграла школа и ее выпускники в формировании артиллерийского полка полевой артиллерии. На первом этапе этого формирования выпускниками школы были укомплектованы в значительной степени бомбардирские и канонирские роты. В последующем в этот полк продолжали поступать в качестве бомбардиров, пушкарей, капралов и сержантов питомцы школы, в том числе и те, кто после окончания продолжали служить в артиллерии Преображенского и Семеновского полков. Так, в 1706 году, по указу Петра из Преображенского и Семеновского полков были направлены пушкарями в артиллерийский полк 174 человека, в том числе 9 капралами
217.Выпускники школы – бомбардиры использовались даже в качестве командиров кораблей. «На корабле «Штандарт» пошел в поход господин Петр Алексеевич Михайлов, – записано в книге корабельного строения за 1703 год. – На почтовом галиоте пошел Ермолай Анисимов сын Скворцов (бомбардир). На буере Вельском – Степан Буженинов (бомбардир). На буере бир Драгарс – Михайло Иванов сын Шепотов (бомбардир). На буере Зов Драгель – Василий Дмитриев сын Корчмин (бомбарбир). На галиоте Соль – Иван Лукин сын Владимиров (бомбардир)»218.Бомбардирская школа была одной из первых школ России, где началась организованная и планомерная подготовка национальных артиллерийских кадров, причем организаторами учебного процесса и преподавания в ней, в отличие от других позднее возникших специальных школ, были русские люди, петровские «потешные» и волонтеры219220.Московская артиллерийская школа «Цифири и земледелия» при Пушкарском приказе была учреждена еще при Петре I в 1698 году»221222. Школа была открыта по предложению думного дьяка Андрея Виниуса, известного впоследствии «надзирателя артиллерии». Пушкарской школе с набранными в нее первоначально только девятью учениками из пушкарских детей, гранитчиков и недорослей было отведено на Пушечном Дворе (в Москве) специальное помещение и для преподавания приставлен особый «мастер»-преподаватель Ивашка Зерцалов223, который должен был время от времени доносить в Приказ, что ученики «учение принимают внятно»224.Учебная программа школы видна из ответа Адама Вейде воеводе Шеину225. В школе учили: «Словесному»; «Цифири», а именно: сложению, вычитанию, умножению, делению, дробям; «Землемерие» – три части.Особенностью школы было то, что она готовила не унтер-офицеров, а офицеров для артиллерии, об этом говорит указания Адаму Вейде, что обучающие «…в солдатах никогда не будут, а по наукам своим будут в начальных людях»226.Следующий документ показывает, что ученики школы выпускались в чине прапорщика: «Ему же, Адаму Вейду, выбрать из учеников недорослей двух человек, которые в науке выше протчих своих сверстников, и привести в Земский приказ и, как приведены будут, и им сказать: в прапорщики»227. Далее в указании говорилось о том, что «ученики, которые учатся из пушкарских детей цифири и землемерию, доучивать, а которые науки примут свыше сверстников своих учеников, сказать великого государя милость, что они жалованы будут и чтоб науку приняли немедленно»

228.После временного, по случаю пожара 26 и 27 июля 1699 г. почти все строения Пушечного двора сгорели, артиллерийская школа деятельность свою временно приостановила.

Деятельность этой школы весьма поучительна, поскольку она показывает, что уроки посещения Западной Европы были Петром и его правительством немедленно использованы в области военного образования, именно в тех аспектах, которые были необходимы стране в годы, непосредственно предшествовавшие Северной войне.

От артиллерийской школы «Цифири и земледелия» эстафету подготовки артиллеристов приняла организованная 10 января 1701 г. в Москве на Новом Пушечном дворе первая специально-артиллерийская школа, рассчитанная на 300 учащихся229. В указе об учреждении говорилось следующее: «Велено на новом пушечном дворе, – говорилось в именном указе Петра I, – построить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их письменной грамоте и цифири и иным инженерным наукам230; и, будучи в тех школах, учиться вышеописанным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин, кроме артиллерии, не отлучаться231 и кормить и поить их в вышеописанных школах»232. Указы об открытии школы были объявлены руководством государства: «Об отдаче всяких чинов людей детей для учения в школах всяких наук по воротам листы прибиты»233.Первоначально в школу принимали лиц и недворянского происхождения, за исключением крепостных крестьян234.В школе было два отделения. Первое отделение – «инженерная школа»– являлось старшим и готовило унтер-офицеров в сержантском звании235, которые после службы в войсках производились в офицеры. Второе отделение, или так называемая «цифирная и словесная школа» – готовило мастеров, бомбардиров и писарей для артиллерии236.«В первом изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию и артиллерию (построение и черчение масштабов, изучение материальной части артиллерии, правила заряжания и наведения орудия в цель и стрельбу); во втором – русский язык (читать и писать) и арифметику или цифирь и различным мастерствам. Из первого отделения выпускались офицеры, а из второго – мастера и писари для артиллерии. Преподавали в школе русские офицеры и один иностранец (Гран). Ученики школы писали Петру, что Гран не учил, а заставлял учеников выполнять домашнюю работу, отчего они учения мало приняли. Он, учитель, злясь на них, «покупал ремни, которые на кнуты навязывают и винных пытают, и навязав из них, бил». Грана отдали под суд и отстранили от преподавания. В период с 1701 по 1721 г. в этой школе обучались от 180 до 300 человек»
237.Вместе с пушкарскими детьми были дети дворянские, подьяческие, посадские, солдатские и иноземческие. 19 ноября 1701 г. начальник Приказа артиллерии Андрей Виниус, которому было поручено создать школу, писал Петру I, что «собрано в школе 250 робят из которых, чают, будут хорошие инженеры, артиллеристы, мастеры, а расход на них в год менее 1000 рублей»238. К 1 апреля 1704 г. число школьников выросло до 300 человек.По ведомости Приказа артиллерии в 1706 г. в школе числилось 129 учеников: в «Верхней»: школе, в возрасте от 17 до 22 лет — 16 человек, и в «Нижней» школе, от 11 до 23 лет–113 человек. 35 учеников сбежали и записались в солдаты. Я. В. Брюс требовал, чтобы последних отыскали, наказали розгами и снова отдали учить, «понеже всякий крестьянин может быть в солдатах, а не пушкарем». В августе 1710 г. в школе осталось всего 52 человека. 3 сентября последовал приказ Я. В. Брюса о дополнительном наборе, по которому записалось в школу 24 человека, и Я. В. Брюс приказал оберкомиссару Е. П. Зыбину, ведавшему Приказом артиллерии: «Добивайся чтоб из дворянских в наши школы записывались».

Кроме теоретических занятий в классах учащиеся проходили практические занятия в артиллерийской лаборатории (обучались снаряжению боеприпасов и подготовке зарядов, изготовлению и пуску ракет) и на полигоне расположенном в Красном Пруде (стреляли из пушек, гаубиц и мортир)239.Наглядное представление о состоянии школы за первые четыре года ее существования с 1701 по 1705 годы, о количестве учащихся и денежной сумме, израсходованной на их содержание, дает отчет, представленный канцелярией Артиллерийского приказа Я.В. Брюсу. В этом отчете сообщаются следующие данные о количестве учащихся и движении их числа: «Набрано в те школы учеников всяких чинов людей детей их августа 1-го числа сентября по 28-е число – 180 чел. А с сентября 28-го числа 1701 года июля по 1-е число 1702 году – 200 чел. А с июля 1-го числа 1702 году января по 1-е число 1703 году – 250 чел. А января с 1-го числа 1703 году апреля по 1-е число 1704 году – 300 человек»240. Из отчета видно, что штатного числа воспитанников артиллерийской школы не было.В первый год ее деятельности существовали только две первые ступени – «словесная» и «нижняя» цифирная школы.

19 июня 1702 года из подготовленных учеников «пушкарской цифирной школы» было «отдано в инженерную школу 24 человека»241. С этого времени и начинает функционировать «верхняя», или как ее называли в документах «инженерная школа».Но не всем из этих переведенных учеников пришлось учиться в инженерной школе. Реорганизация артиллерии, формирование артиллерийского полка, резкое увеличение производства артиллерийского вооружения вызвали острую потребность в подготовленных специалистах и просто в грамотных людях. Летом 1702 года в Москву, в Приказ Артиллерии прибыл из Пскова командир артиллерийского полка полковник Я. Гошка, по заявке которого 13 воспитанников, из числа окончивших «цифирную» школу и даже «словесную» школу, были направлены в Псков для зачисления в полк «в бомбардиры, пушкари, писаря и барабанщики»
242.По распоряжению А.А. Виниуса, ряд обучавшихся были направлены учениками различных мастеров Приказа Артиллерии243. Шесть учеников было командировано в Берлин «для учения в тамошних местах инженерному и иным немецким наукам»244. В том же году пять школьников были отправлены в Аптекарский приказ для учебы в медицинской школе.Потребность в грамотных и подготовленных в области артиллерии нижних артиллерийских служителей была и впоследствии очень большой. Командир артиллерийского полка генерал Гинтер неоднократно обращался к Брюсу с просьбой направить к нему в полк школьников, «которые ныне в науке, быть им в полевой артиллерии, не можно ли из них выбрать»245. В марте 1715 года командир артиллерийского полка снова обратился к генерал-фельдцейхмейстеру напомнил, о том, что он «писал...вперед сего дважды о школьниках, которых в науке артиллерии» снова просил «чтоб из оных которые уже науки знают взято мне в полевую артиллерию»246.

Не менее значительная масса воспитанников нижних школ направлялась в ученики к различным мастерам Приказа Артиллерии, пополняя в последующем ряды квалифицированных рабочих и мастеров. В многочисленных ведомостях на выдачу жалованья мастеровым людям Приказа Артиллерии всегда упоминаются ученики различных мастеров, ранее направленные в ученье из числа учащихся артиллерийских школ. Так, в «Списке артиллерийских высших и нижних чинов служителей и мастеровых людей, которые обретаются на Москве» за 1708 год имеются фамилии пушечных, плавильных, пороховых, селитряных, паникадильных, токарных, слесарных и других учеников247.В марте 1711 г. по указу Петра I в Артиллерийско-инженерную школу было прислано шесть учеников Математико-навигационной школы из дворян, которых приказано учить артиллерийским наукам248. В связи с тем, что в Артиллерийско-инженерной школе все меньше уделялось внимания подготовке инженеров, 16 января 1712 г. был дан указ «школу инженерную умножить, а именно сыскать мастера из русских, который бы учил цифири, или на башню для сего учения посылать, учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит, а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 150 или 100 человек, которых чтоб две трети или по нужде были из дворянских детей»249