Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 746
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данные стрельб учеников артиллерийской школы215
Из каких орудии велась стрельба | Дальность стрельбы | Количество | Процент попаданий | |
Выпушенных снарядов | Попаданий | |||
Из пушек | 300 | 365 | 297 | 80 |
Из гаубиц | 450 | 204 | 183 | 89,6 |
Из мортир | 450 | 204 | 171 | 83,9 |
Петр I, как командир роты, внимательно следил за ходом преподавания, сам присутствовал на экзаменах, и кто экзамен не сдавал, у тех по службе повышения не было. Малограмотный мог получить повышение только за военный подвиг, но вместе с тем их могли перевести из артиллерии в другой род службы.
Кто прошел обучение получал почетное звание «бомбардира» и приобретал право на повышение в дальнейшей службе (назначались бомбардирами, пушкарями и констапелями216 в бомбардирскую роту Преображенского полка). Школою был назначен руководить известный Г.Г. Писарев-Скорняков, впоследствии начальник морской академии.Бомбардирская рота, как и вся гвардия, комплектовалась при Петре почти исключительно дворянами. Все дворянские дети были переписаны, должны были являться на смотр, и распределялись в полки и школы. Недостатка в учениках не было. Школа готовила унтер-офицеров артиллерии, которые прослужив определенный срок, производились в офицеры.
Исключительно важную роль сыграла школа и ее выпускники в формировании артиллерийского полка полевой артиллерии. На первом этапе этого формирования выпускниками школы были укомплектованы в значительной степени бомбардирские и канонирские роты. В последующем в этот полк продолжали поступать в качестве бомбардиров, пушкарей, капралов и сержантов питомцы школы, в том числе и те, кто после окончания продолжали служить в артиллерии Преображенского и Семеновского полков. Так, в 1706 году, по указу Петра из Преображенского и Семеновского полков были направлены пушкарями в артиллерийский полк 174 человека, в том числе 9 капралами
217.Выпускники школы – бомбардиры использовались даже в качестве командиров кораблей. «На корабле «Штандарт» пошел в поход господин Петр Алексеевич Михайлов, – записано в книге корабельного строения за 1703 год. – На почтовом галиоте пошел Ермолай Анисимов сын Скворцов (бомбардир). На буере Вельском – Степан Буженинов (бомбардир). На буере бир Драгарс – Михайло Иванов сын Шепотов (бомбардир). На буере Зов Драгель – Василий Дмитриев сын Корчмин (бомбарбир). На галиоте Соль – Иван Лукин сын Владимиров (бомбардир)»218.Бомбардирская школа была одной из первых школ России, где началась организованная и планомерная подготовка национальных артиллерийских кадров, причем организаторами учебного процесса и преподавания в ней, в отличие от других позднее возникших специальных школ, были русские люди, петровские «потешные» и волонтеры219220.Московская артиллерийская школа «Цифири и земледелия» при Пушкарском приказе была учреждена еще при Петре I в 1698 году»221222. Школа была открыта по предложению думного дьяка Андрея Виниуса, известного впоследствии «надзирателя артиллерии». Пушкарской школе с набранными в нее первоначально только девятью учениками из пушкарских детей, гранитчиков и недорослей было отведено на Пушечном Дворе (в Москве) специальное помещение и для преподавания приставлен особый «мастер»-преподаватель Ивашка Зерцалов223, который должен был время от времени доносить в Приказ, что ученики «учение принимают внятно»224.Учебная программа школы видна из ответа Адама Вейде воеводе Шеину225. В школе учили: «Словесному»; «Цифири», а именно: сложению, вычитанию, умножению, делению, дробям; «Землемерие» – три части.Особенностью школы было то, что она готовила не унтер-офицеров, а офицеров для артиллерии, об этом говорит указания Адаму Вейде, что обучающие «…в солдатах никогда не будут, а по наукам своим будут в начальных людях»226.Следующий документ показывает, что ученики школы выпускались в чине прапорщика: «Ему же, Адаму Вейду, выбрать из учеников недорослей двух человек, которые в науке выше протчих своих сверстников, и привести в Земский приказ и, как приведены будут, и им сказать: в прапорщики»227. Далее в указании говорилось о том, что «ученики, которые учатся из пушкарских детей цифири и землемерию, доучивать, а которые науки примут свыше сверстников своих учеников, сказать великого государя милость, что они жалованы будут и чтоб науку приняли немедленно»
228.После временного, по случаю пожара 26 и 27 июля 1699 г. почти все строения Пушечного двора сгорели, артиллерийская школа деятельность свою временно приостановила.
Деятельность этой школы весьма поучительна, поскольку она показывает, что уроки посещения Западной Европы были Петром и его правительством немедленно использованы в области военного образования, именно в тех аспектах, которые были необходимы стране в годы, непосредственно предшествовавшие Северной войне.
От артиллерийской школы «Цифири и земледелия» эстафету подготовки артиллеристов приняла организованная 10 января 1701 г. в Москве на Новом Пушечном дворе первая специально-артиллерийская школа, рассчитанная на 300 учащихся229. В указе об учреждении говорилось следующее: «Велено на новом пушечном дворе, – говорилось в именном указе Петра I, – построить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их письменной грамоте и цифири и иным инженерным наукам230; и, будучи в тех школах, учиться вышеописанным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин, кроме артиллерии, не отлучаться231 и кормить и поить их в вышеописанных школах»232. Указы об открытии школы были объявлены руководством государства: «Об отдаче всяких чинов людей детей для учения в школах всяких наук по воротам листы прибиты»233.Первоначально в школу принимали лиц и недворянского происхождения, за исключением крепостных крестьян234.В школе было два отделения. Первое отделение – «инженерная школа»– являлось старшим и готовило унтер-офицеров в сержантском звании235, которые после службы в войсках производились в офицеры. Второе отделение, или так называемая «цифирная и словесная школа» – готовило мастеров, бомбардиров и писарей для артиллерии236.«В первом изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию и артиллерию (построение и черчение масштабов, изучение материальной части артиллерии, правила заряжания и наведения орудия в цель и стрельбу); во втором – русский язык (читать и писать) и арифметику или цифирь и различным мастерствам. Из первого отделения выпускались офицеры, а из второго – мастера и писари для артиллерии. Преподавали в школе русские офицеры и один иностранец (Гран). Ученики школы писали Петру, что Гран не учил, а заставлял учеников выполнять домашнюю работу, отчего они учения мало приняли. Он, учитель, злясь на них, «покупал ремни, которые на кнуты навязывают и винных пытают, и навязав из них, бил». Грана отдали под суд и отстранили от преподавания. В период с 1701 по 1721 г. в этой школе обучались от 180 до 300 человек»
237.Вместе с пушкарскими детьми были дети дворянские, подьяческие, посадские, солдатские и иноземческие. 19 ноября 1701 г. начальник Приказа артиллерии Андрей Виниус, которому было поручено создать школу, писал Петру I, что «собрано в школе 250 робят из которых, чают, будут хорошие инженеры, артиллеристы, мастеры, а расход на них в год менее 1000 рублей»238. К 1 апреля 1704 г. число школьников выросло до 300 человек.По ведомости Приказа артиллерии в 1706 г. в школе числилось 129 учеников: в «Верхней»: школе, в возрасте от 17 до 22 лет — 16 человек, и в «Нижней» школе, от 11 до 23 лет–113 человек. 35 учеников сбежали и записались в солдаты. Я. В. Брюс требовал, чтобы последних отыскали, наказали розгами и снова отдали учить, «понеже всякий крестьянин может быть в солдатах, а не пушкарем». В августе 1710 г. в школе осталось всего 52 человека. 3 сентября последовал приказ Я. В. Брюса о дополнительном наборе, по которому записалось в школу 24 человека, и Я. В. Брюс приказал оберкомиссару Е. П. Зыбину, ведавшему Приказом артиллерии: «Добивайся чтоб из дворянских в наши школы записывались».
Кроме теоретических занятий в классах учащиеся проходили практические занятия в артиллерийской лаборатории (обучались снаряжению боеприпасов и подготовке зарядов, изготовлению и пуску ракет) и на полигоне расположенном в Красном Пруде (стреляли из пушек, гаубиц и мортир)239.Наглядное представление о состоянии школы за первые четыре года ее существования с 1701 по 1705 годы, о количестве учащихся и денежной сумме, израсходованной на их содержание, дает отчет, представленный канцелярией Артиллерийского приказа Я.В. Брюсу. В этом отчете сообщаются следующие данные о количестве учащихся и движении их числа: «Набрано в те школы учеников всяких чинов людей детей их августа 1-го числа сентября по 28-е число – 180 чел. А с сентября 28-го числа 1701 года июля по 1-е число 1702 году – 200 чел. А с июля 1-го числа 1702 году января по 1-е число 1703 году – 250 чел. А января с 1-го числа 1703 году апреля по 1-е число 1704 году – 300 человек»240. Из отчета видно, что штатного числа воспитанников артиллерийской школы не было.В первый год ее деятельности существовали только две первые ступени – «словесная» и «нижняя» цифирная школы.
19 июня 1702 года из подготовленных учеников «пушкарской цифирной школы» было «отдано в инженерную школу 24 человека»241. С этого времени и начинает функционировать «верхняя», или как ее называли в документах «инженерная школа».Но не всем из этих переведенных учеников пришлось учиться в инженерной школе. Реорганизация артиллерии, формирование артиллерийского полка, резкое увеличение производства артиллерийского вооружения вызвали острую потребность в подготовленных специалистах и просто в грамотных людях. Летом 1702 года в Москву, в Приказ Артиллерии прибыл из Пскова командир артиллерийского полка полковник Я. Гошка, по заявке которого 13 воспитанников, из числа окончивших «цифирную» школу и даже «словесную» школу, были направлены в Псков для зачисления в полк «в бомбардиры, пушкари, писаря и барабанщики»
242.По распоряжению А.А. Виниуса, ряд обучавшихся были направлены учениками различных мастеров Приказа Артиллерии243. Шесть учеников было командировано в Берлин «для учения в тамошних местах инженерному и иным немецким наукам»244. В том же году пять школьников были отправлены в Аптекарский приказ для учебы в медицинской школе.Потребность в грамотных и подготовленных в области артиллерии нижних артиллерийских служителей была и впоследствии очень большой. Командир артиллерийского полка генерал Гинтер неоднократно обращался к Брюсу с просьбой направить к нему в полк школьников, «которые ныне в науке, быть им в полевой артиллерии, не можно ли из них выбрать»245. В марте 1715 года командир артиллерийского полка снова обратился к генерал-фельдцейхмейстеру напомнил, о том, что он «писал...вперед сего дважды о школьниках, которых в науке артиллерии» снова просил «чтоб из оных которые уже науки знают взято мне в полевую артиллерию»246.
Не менее значительная масса воспитанников нижних школ направлялась в ученики к различным мастерам Приказа Артиллерии, пополняя в последующем ряды квалифицированных рабочих и мастеров. В многочисленных ведомостях на выдачу жалованья мастеровым людям Приказа Артиллерии всегда упоминаются ученики различных мастеров, ранее направленные в ученье из числа учащихся артиллерийских школ. Так, в «Списке артиллерийских высших и нижних чинов служителей и мастеровых людей, которые обретаются на Москве» за 1708 год имеются фамилии пушечных, плавильных, пороховых, селитряных, паникадильных, токарных, слесарных и других учеников247.В марте 1711 г. по указу Петра I в Артиллерийско-инженерную школу было прислано шесть учеников Математико-навигационной школы из дворян, которых приказано учить артиллерийским наукам248. В связи с тем, что в Артиллерийско-инженерной школе все меньше уделялось внимания подготовке инженеров, 16 января 1712 г. был дан указ «школу инженерную умножить, а именно сыскать мастера из русских, который бы учил цифири, или на башню для сего учения посылать, учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит, а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 150 или 100 человек, которых чтоб две трети или по нужде были из дворянских детей»249