Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 751

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. По этому указу из Артиллерийско-инженерной школы выделилась в самостоятельное учреждение Инженерная школа250.Судьбоносное значение для дальнейшего развития артиллерийского образования в России имело перенесение в 1712 году столицы государства из Москвы в Петербург.

Так, в 1712 году случился огромный пожар в Москве, когда огненной стихией было уничтожено много домов жителей города, в том числе выгорела вся Пушкарская слобода, Конюшенный и Гранатный дворы Приказа Артиллерии.

После пожара, уничтожившего строения Конюшенного двора, артиллерийская школа была переведена на новое место. Как сообщил Е.П. Зыбин Я.В. Брюсу 12 июля: «С Конюшенного двора мастеровых всех людей и школы перевели на полевой пушечный двор, что у Красного пруда и оные дворы, Гранатный починивать ли, а на Конюшенном вновь что строить ли, а в Белом городе деревянного строения по присланному из Санкт- Петербурга указу, строить не велено, или на Полевом дворе строения прибавить, а без того в осеннее время без теплых хором и сараев мастеровым людям пробыть невозможно». Находившийся в это время с артиллерией под Штеттином, Я.В. Брюс дал указание о новом строительстве Конюшенного и Гранатного дворов доложить Сенату, а пока «по нужде можно еще ныне на Полевом пушечном дворе строения прибавить»251.По штату 1712 г. Московская артиллерийская школа должна была иметь 82 человека: 2 учителя и 80 учеников, но их было больше.

В таблице 2 представлен состав Московской артиллерийской школы в 1718 году.

Таблица 2

Состав Московской артиллерийской школы в 1718 году252

Отделение

Кем комплектовались

Количество человек

Процент

1 отделение

Пушкарскими детьми

14

18,7




Солдатскими детьми

9

11,9




Детьми разночинцев

14

18,7




Дворянскими детьми

38

50,7

2 отделение

Пушкарскими, солдатскими и посадскими

24

100

10 апреля 1712 г. Е. П. Зыбин доносил Я. В. Брюсу, что генерал-майор Гинтер, командир артиллерийского полка, взял из школы всех дворянских учеников и отправил в Санкт-Петербург.


Начиная с 1714 г. Я. В. Брюс для ускорения подготовки необходимых артиллерийских кадров стремился комплектовать школу подготовленными учениками математико-навигационной школы и Морской академии, которые изучили математику. Так, в марте 1714 г. из математико-навигационной школы в артиллерийскую школу было прислано двадцать учеников, которые были «в окончании математики». В 1715 г. в школу прибыло еще шесть учеников «навигацких наук», а в 1716 г., окончив изучение артиллерийского дела, они на ямских подводах с инструментами отправились в Санкт-Петербург на службу.

До января 1716 г. в школу по приказанию Я. В. Брюса были присланы 20 учеников Морской академии из «знатного шляхетства».

14 января 1717 г. Я. В. Брюс передал указание Петра I в Приказ артиллерии, чтобы «в артиллерийской школе учеников в науке было больше». Пользуясь поддержкой Петра I, Я. В. Брюс настолько энергично комплектовал школу, что 16 учеников математико-навигационной школы, отправлявшихся служить гардемаринами во флот, записал в артиллерийскую школу, а когда их отозвали, получил вместо них 12 учеников из Морской академии.

Авторитет артиллерийской школы к этому времени так возрос, что Е. П. Зыбин неоднократно доносил Я. В. Брюсу: «Ныне много разных чинов людей детей бьют челом для учения в словесную и цифирную школы». Я. В. Брюс отвечал, что в словесную и цифирную школы можно принимать подьяческих и солдатских детей, а шляхетских «низшего чина» и посадских не принимать до особого указа253. В декабре 1718 г., кроме набранных пушкарских детей, многие другие просили записать их в школу. Из Приказа артиллерии доносили Я. В. Брюсу: «Ныне непрестанно просят пушкарские дети многие из малолетних, чтобы их записывать в словесную и прочие науки», и в январе 1719 г. последовал ответ, чтобы пушкарских детей принимали. По ведомости артиллерийской школы за 1719 г. в ней числилось 111 человек, все были налицо и успешно занимались.

С 1719 г. доступ на первое отделение был открыт только лишь для дворянских детей. Так школа становится чисто сословным военным учебным заведением.

В 1720 г. из Московской артиллерийской школы было отправлено во вновь организуемую Санкт-Петербургскую артиллерийскую школу 30 учеников. Капитан Гольцман, учитель инженерной школы, доносил в Приказ артиллерии, что ученики прибыли и ему приказано учить их инженерной науке254. Ученики, которые, изучили геометрию, тригонометрию и артиллерийские чертежи, обучались фортификации, остальные доучивали артиллерийское дело. В дальнейшем Московская артиллерийская школа комплектовалась недорослями, которые являлись на смотр в Военную коллегию и Герольдмейстерскую контору

255. Однако в 1722 г. по указу прием в Артиллерийскую школу детей служилых людей разных чинов, кроме артиллерийских и дворянских, был временно прекращен256.В этом же году Петр I определил штаты Московской и Санкт-Петербургской артиллерийских школ. В Москве приказано было обучать в словесной и письменной науке — 40 человек, в арифметике –30 человек, в геометрии и тригонометрии – 30 человек, а окончившие математику «для обучения артиллерийским чертежам и фейерверкам и лабораторной и прочей науки из Московской школы оных учеников со временем или когда потребно будет посылать в Санкт-Петербург в артиллерийскую школу», где содержать 50 учеников257. Таким образом, Московская артиллерийская школа становилась подготовительной школой, специальное артиллерийское образование должна была давать Санкт-Петербургская артиллерийская школа. Но такая система подготовки долгое время не просуществовала. 5 июня 1724 г. последовал новый указ, который отменил поездки московских учеников в Санкт-Петербург. В Москве вновь было приказано учить артиллерийским чертежам и лабораторному делу258. Московская артиллерийская школа успешно и в 1730 г. В это время и ней числилось 80 учеников259.21 января 1723 г. состоялся указ Главной артиллерии, по которому школьникам без разрешения было запрещено жениться до окончания школы. Тем, кто нарушил бы указ, грозило наказание — быть три года в каторжных работах260261.С начала работы артиллерийско-инженерной школы в ней было четыре учителя262. «Словесной и письменной науке» обучали Яков Иванов, Парфен Васильев. Арифметике обучали Иван Никитин вместе с учеником Никитой Харитоновым, затем Спиридон Пичурин и воспитанник этой же школы пушкарский сын Михаил Борисов. Преподавателями геометрии, тригонометрии, артиллерии и фортификаций была – сначала Яган Адлер, а затем Петр Гран. В вопросах назначения окладов денежного жалования преподавателям школы Я.В. Брюс всегда проявлял принципиальность и размеры оклада устанавливал в зависимости от уровня подготовки самого преподавателя и его отношения к учебному процессу263.С 1709 г. учителем «Верхней» или Инженерной школы был сержант Иван Рыбников и в помощь ему был представлен плененный под Десной шведский оберфейерверкер Шелонковский. Иван Рыбников с энергией преподавал артиллерийские и инженерные науки. Кроме того, он по поручению Я. В. Брюса проводит стрельбы из мортир и составлял артиллерийскую таблицу. Я. В. Брюс просил «табель сколь далеко он метал из мортиров пудовые бомбы» прислать в поход немедленно. Кроме того, Иван Рыбников разработал чертеж 8-фунтовой пушки, по которому в Москве отливались орудия, сконструировал цельнометаллический понтон на 40 человек. В 1724 г. И. Рыбникову было приказано обучать учеников, как и прежде, артиллерийским чертежам, лабораторному делу и стрельбе из орудий. Кроме учителей и учеников, в штат школы входили повара, которые «пекли хлеб» и «варили щи и кашу». Таким кашеваром сначала был Степан Епифанов, а затем Степан Иванов.


Ученики находились на полном государственном обеспечении. Они снабжались учебниками, учебными пособиями, одеждой, обеспечивались питанием, жильем и жалованием. В приходно-расходных ведомостях Приказа артиллерии мы находим записи, из которых видно, что ученики получали жалованье в зависимости от того, какие науки они изучали. В «Нижней» школе ученики получали небольшое жалованье, которое шло, в основном, на питание и одежду264. В «Верхней» школе, где изучали математику и специальные предметы, жалованье было значительно выше. Ученики, которые хорошо занимались, поощрялись повышенным денежным жалованьем. Выдача жалованья, особенно первое время, часто задерживалась. Ученики из бедных слоев вынуждены были прирабатывать на пропитание – окраской пушечных и мортирных лафетов и станков, надписыванием пороховых бочек и т. д. Дворянские дети и дети состоятельных служилых людей получали продовольствие и деньги от родных и нужды не испытывали.

В 1714 г. произошла задержка выдачи жалованья. Из Приказа артиллерии сообщили Я. В. Брюсу, что вынуждены были дать жалованье без его разрешения, так как «оные (школьники) не токмо платьишком обносились, но и весьма голодны, а ежели б им того жалованья не выдать, то все разбредутца».

В записных книгах сохранились сведения об одежде, учебниках и учебных пособиях школьников. Так, им покупали: кафтаны, шубы, штаны сермяжные, шапки, рубахи, чулки, лапти; из школьных принадлежностей — книги, бумагу, чернила, перья, доски аспидные для письма и черчения, циркули, транспортиры.

До 1713 г: встречаются сведения, что школьники получали питание при школе, а в дальнейшем, очевидно, оно было отменено.

На содержание школы в 1701 г. было определено 1000 рублей265. В 17101712 и 1729 гг. эта сумма колеблется в пределах 1035–1050 рублей266. В первые годы работы школы (1701—1704 гг.) на ее содержание практически отпускалось денег в два раза меньше267.Школа находилась в ведении начальника Приказа артиллерии Андрея Виннуса, а затем — генерал-фельдцейхмейстера Я. В. Брюса и управлялась ими через дьяков, подьячих и комиссаров Приказа артиллерии и Канцелярии главной артиллерии. В 1717 г. Я. В. Брюс назначил начальником школы капи­тана Брунца268. О чем сообщил для ведома Е. Зыбину. «... Всех артиллерийских школьников, – писал Брюс, –нынешней к вам отсылки и прежних такожде и пушкарских детей и прочих артиллерийский служителей которые в артиллерийских школах обретаются определил я ведать и в ученье надзирать капитану Брунцу и вам о сем быть известну и тех школьников без ведома ево вам не брать и никуда не посылать»
269.Артиллерийско-инженерная школа первоначально помещалась на Пушечном дворе в деревянных светлицах. Но в 1707–1708 гг. во время строительства укреплений вокруг Кремля и Китай-города, по приказанию В. Д. Корчмина они были разобраны, а ученики помещены на время в другое здание. В 1710 г., когда Конюшенный двор был принят в ведение артиллерии, под школу были отведены три небольших здания. В мае 1712 г. по указу Я. В. Брюса всех мастеровых и школьников перевели на Полевой пушечный двор к Красному пруду. В марте 1716 г. Я. В. Брюс прислал из Санкт-Петербурга 15 учеников, и поэтому было построено каменное помещение с пристройками.

Ученики из дворянских детей жили, на частных квартирах, а из менее состоятельных сословий – в Пушкарской слободе.

Учебная программа школы и методика преподавания, особенно первое время, не были постоянными. Они менялись в зависимости от структуры школы и состава ее преподавателей.

В указе 1701 г. изложена учебная программа школы, где сказано, что учеников обучать «словесной и письменной грамоте и цифири и иной инженерной наукам», т. е. обучать чтению; письму, математике, артиллерийскому и инженерному делу, В соответствии с этим артиллерийско-инженерная, а затем Артиллерийская школа делилась внутри на «Нижнюю» школу, где обучали читать и писать, и «Верхнюю», или инженерную школу, где преподавали математику, артиллерийские и инженерные науки. Тех, которые умели читать и писать, определяли, в «Верхнюю» школу, а не умеющих читать–в «Нижнюю» школу. После подготовки в «Нижней» школе ученики переводились в «Верхнюю» школу, где получали специальное высшее образование, Определенного срока обучения не было, но среднее время пребывания ученика в школе определялось в 10–15 лет270. Острая потребность в грамотных артиллерийских и инженерных кадрах, особенно в период войны, заставила готовить учеников значительно быстрее. Брюс набирал в школу учеников, умеющих читать, писать и знающих математику, чтобы быстрей подготовить необходимые командные кадры.С 1701 г. ученики «Нижней» и «Верхней» школ обучались чтению, письму, арифметике, геометрии, тригонометрии, а затем артиллерийским и инженерным наукам, 19 июля 1702 г. в «Верхнюю» школу к Ягану Адлеру было переведено 24 ученика и они у него «приняли науку геометрию и тригонометрию, теории и практики сколько в артиллерии надобно, геометрические пушечные и мортирные чертежи и станки ось и втулку и колесо также и мортирный станок чертили». Кроме того, ученикам «Верхней» школы, очевидно, приходилось изучать немецкий язык. Это видно также из того, что им были выданы 22 немецкие азбуки. Несмотря на трудности, школьники успешно обучались и одиннадцать из них, которые учились «геометрии и фортификации», за «радетельное учение» были на­граждены сверх кормовых окладов повышенным денежным жалованьем. В отчете Приказа артиллерии за август 1704 г. записано, что жалованье выдано «школьным ученикам, которые учатца инженерной и артиллерийской наукам».