Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 750
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 июля по приказанию Брюса шесть учеников, которые «изучились геометрии и фортификации», были отданы для практическою обучения в лабораторию к капитану Шпарейтеру.
24 июля 1705 г. Я. В. Брюс приказал дьяку Приказа артиллерии Никите Павлову отдать пленному шведу, мастеру подкопного дела Питеру Питерсону 10 школьников, которые «изучены доброй науке», и приказал обучаться подкопному делу. В 1706 г, учитель Питер Питерсон обучает учеников инженерному делу, и чернила и бумагу «в тое школу берут из приказу непрестанно»271.Наиболее полная учебная ведомость школы сохранилась за 1706 г.; в ней дается «роспись» учащихся, находящихся в школе и отданных в службу по приказам Я. В. Брюса. (см. табл.3,4)
Таблица 3
В «нижней» школе обучаются
Что обучают | Число учащихся | Возраст |
Учат часослов | 15 | 10-15 лет |
Учат псалтырь | 12 | 11-15 лет |
Учатся писать | 41 | 11-17 лет |
Учат арифметику | 45 | 11-23 года |
Таблица 4
В «верней» школе обучаются
Качество обучения | Число учащихся | Возраст |
Изучили геометрию и учат тригонометрию | 8 | 15-18 лет |
Изучили геометрию и тригонометрию, праксию и учатся чертить пушки и мортиры | 7 | 17-22 лет |
Изучил геометрию и тригонометрию, праксию и чертил пушки и мортиры | 1 | 17 лет |
Послан в Берлин для наук | 1 | |
К капитану Шпарейтеру в лабораторию отослано | | 6 |
К пушечному мастеру Арпольту отослано | | 2 |
В поход бомбардирами послано | | 2 |
В пушкари взяты | | 3 |
В гобсистах обучаются | | 4 |
Бежало и пропало без вести | | 50 |
Школьники, которые в науках «оказались плохи», были определены в столяры, токари, паяльщики, стрельцы, матросы, солдаты, и взяты в другие приказы — 83 ученика.
20 августа 1706 г. Я. В. Брюс приказал выслать учеников в поход. Петр Гран сообщил в Приказ артиллерии, что у него обучились геометрии, тригонометрии, «праксии», пушечным и мортирным чертежам бомбардиры Алексей Головачев и Василий Наумов «и тех де учеников в поход послать возможно для того, что они артиллерийском у делу изучились, а ныне они учатца инженерным наукам» и эти ученики были отправлены к Брюсу в полевую артиллерию. И как видно из приведенной выписки, будущие унтер-офицеры обучались артиллерийскому и инженерному делу.
В 1707 и 1708 гг. у инженера Грана учились «артиллерийским и инженерным наукам» 21 и 29 человек. Из них 2 ученика учили планометрию, 4 чертили пушки, мортиры и станки к ним, 8 человек учили тригонометрию и 7 человек — геометрию.
В помесячных учебных ведомостях за 1710 г. хорошо видно, как ученики изучают науки и переходят от псалтыря к часослову, а затем в «цыфирщики» и инженерные ученики. Причем каждый ученик «твердил» свою науку не ожидая других. Ученики «Верхней» школы «5 учились на поле по инструменту длину без выкладу познавать, изучили шведкой и русской вес единого фунта и калибер бомб, каменное ядро и порох фунт железа разложат в 1000 частей, диаметр сыскать, лот поверения всякому ядру и от 48 фунтового ядра един фунт железа сыскать из геометрии, от 24 фу ядра един же фунт железа сыскать по арифметическому правилу и по механице, пушку железную швецкую 3 фу чертили и на малый калибр перевели»272 19 человек учили тригонометрию и решали задачи, 4 человека начали «геометрию чертить».До настоящего времени сохранилось довольно много чертежей школьников. Они представляют собой хорошо вычерченные тушью, в масштабе, пушки, гаубицы, мортиры, лафеты и станки, артиллерийские принадлежности, снаряды или чертежи укреплений по разному «маниру» с детальным обозначением их устройства.
После выделения в 1712 г. из артиллерийско-инженерной школы инженерных наук, изменилась и программа школы. В ней, кроме общеобразовательных дисциплин, остались только артиллерийские науки.
Учебниками и учебными пособиями в школе, как видно из документов, были псалтырь, часослов, «Арифметика» Л. Магницкого книга «Синусы» руководство по тригонометрии с приложением таблиц логарифмов, а также переведенная в 1707 г. Я. В. Брюсом книга «Об употреблении циркуля и линейки» или «Геометрия», изданная в 1708 г.
273.Я. В. Брюс во введении представляет эту книгу как основу инженерного дела «и сим не токмо отверзают двери ко фортификации научати благосохранной крепости строити, крепости оборонят, крепко же места добывати, различные сильные воинские махины вымышляти».
Из специальной артиллерийской и инженерной литературы известны книги: «Описание артиллерии» Тимофея Бринка (1710 г.); «Учение и практика артиллерии» Иогана Бухнера (1711 г.)274, «Новое крепостное строение» Кугорна (1709 г.) и «Истинный способ укрепления городов» Бобана (1724 г.).После окончания курса теоретических наук и практического черчения по артиллерийскому и инженерному делу небольшая часть учеников направлялась в действующую армию, где под руководством офицеров они проходили практическую подготовку – строили батареи, стреляли из пушек и мортир. Большая часть учеников после окончания школы или в процессе учебы направлялась практиковаться в стрельбе из орудий или в различные технические заведения – в лаборатории, на пороховые заводы, к пушечным, лафетным и инструментальным мастерам, и только после практического обучения они назначались на службу.
В письме из Гомеля 13 июля 1706 г. Я. В. Брюс приказал пяти или шести школьникам, которые выучились артиллерийским чертежам, обучаться в Московской лаборатории у капитана Шпарейтера, а затем у него же учиться стрелять из мортир и пушек. В июне 1707 г. Шпарейтер рапортовал в Приказ артиллерии, что он выучил шесть школьников всему, что необходимо знать артиллеристам и инженерам275. Эти же ученики в 1707 г. прошли инженерную практику и принимали участие в строительстве укреплений вокруг Кремля и Китай- города276.В 1717 г. Брунцу было приказано взять в лабораторию несколько учеников «и учить с прилежанием, чтоб они знали, как ракеты и карсы и трубки к бомбам и гранатам набиваются надлежащим составом, також де обучать их пушечною обыкновенною и скорострельною стрельбою». Ученики учились стрелять из пушек в мишени у Красного пруда.
В 1728 г. на место подпоручика Ивана Рыбникова в артиллерийскую школу был назначен поручик Ушаков, который обучал учеников артиллерийским чертежам, лабораторному телу, стрельбе из пушек и мортир.
В 1706 г. из школы были отправлены для обучения лить пушки и мортиры два ученика. В 1711 г. вместе с этими учениками у пушечного мастера Арпольта обучались еще два школьника. В 1717 г. по приказу Петра I два школьника были отправлены в Гданьск для обучения пушечному литью. В 1728 г. в Московский и Санкт-Петербургский арсеналы были направлены три ученика. Два из них пожелали быть в пушечных учениках, а третий учеником «резного медного дела».
У станочного и колесного мастера Томаса Боумона школьные ученики с 1703 по 1722 т. учились делать лафеты, станки, колеса под пушки и мортиры. В 1719 г. Приказ артиллерии направил в С.-Петербург на пороховые заводы двух школьников делать порох по голландскому способу. Они успешно обучились и стали мастерами.
В июне 1710 г. инструментальному мастеру Ягану Бредли было поручено по договору обучить двух школьников. В 1711 г. инструментальные ученики Иван Остафьев и Матвей Иванов изготовляют чертежные инструменты разные циркули, транспортиры, а затем солнечные часы, артиллерийские квадранты, астролябии с компасами, которые выдавались артиллерийским и инженерным офицерам и кондукторам277.В 1720 г. инструментальный мастер Д. Турчанинов рапортовал, что его ученик Дмитрий Малгин выучился и просил освидетельствовать его работу на звание мастера.
Ученики, окончившие теоретическое и практическое обучение, или взятые из школы до окончания учебы, зачислялись в государственную службу – в полевую артиллерию (артиллерийский полк), в «большую» (осадную) или полковую артиллерию, на заводы, в арсеналы и лаборатории. Дворянским детям, особенно состоятельным, старались дать полный курс теоретического и практического обучения, а по окончании подготовки зачисляли, если были вакансии, в унтер-офицеры, а если вакансий не было, то определяли на время бомбардирами. Детей пушкарских и служилых часто в процессе учебы отправляли в практическую подготовку или в службу, не давая им возможности получить полного образования. Из них готовили мастеров, поэтому только небольшой части пушкарских детей и служилых удавалось достичь чина строевого артиллерийского офицера.
При вступлении на службу каждый школьник экзаменовался старшими офицерами. Проверяли знание математики, артиллерийского и инженерного дела, умение чертить в масштабе артиллерийские чертежи. Таким же экзаменам подвергались и офицеры, которые подавали рапорта о повышении в чине. Определенного срока службы в чипах до 1722 г. не было.
Учеников, которые учились у мастеров, свидетельствовали в Приказе артиллерии и только после утверждения Я. В. Брюсом им присваивали звание мастера.
С 1705 г. начали службу сержантами двадцать четыре ученика математико-навигационной школы, а в 1711 г. они были определены в штык-юнкеры. В 1713 г. из школы на службу в артиллерию были отданы 19 учеников.
Насколько была велика потребность в артиллерийских офицерах, можно судить по письмам Я. В. Брюсу от командира артиллерийского полка Гинтера, который несколько раз подряд просил учеников для полка. Наконец, 8 августа 1715 г. Я. В. Брюс прислал четырех школьников Гинтеру, который, освидетельствовав их, нашел, что они «достойны быть сержантами». В декабре 1720 г. четырнадцать учеников артиллерийской школы подали рапорта о зачислении их в унтер-офицеры. Школьников освидетельствовали в науках, определили в унтер-офицеры – капралами и сержантами и расписали по ротам артиллерийского полка. В
списке штата полевой артиллерии, составленном генерал-майором Винтером 24 декабря 1720 г., отмечено, что 43 обер- и унтер-офицера достойны повышения в чинах, причем все они воспитанники школы. 30 учеников Московской артиллерийской школы, направленных в С.-Петербургскую школу в 1720 г., после ее окончания были зачислены в полк ефрейторами, капралами и сержантами. В 1724 г. воспитанника школы штык-юнкера Ивана Свечина, ввиду отсутствия на Тульском оружейном заводе офицера, послали с повышением в подпоручики для руководства производством. К 1725 г. все больше артиллерийских учеников становятся на «вакансии» в ожидании места офицера. Это говорит о том, что в конце первой четверти XVIII в. острая потребность в артиллерийских офицерах была устранена. Отечественные артиллерийские и инженерные командные кадры все больше вытесняют иностранных офицеров из армии. Воспитанники школы проходили службу в С.-Петербургском гарнизоне, в Ревеле, Кексгольме и во многих других крепостях и городах.
Артиллерийско-инженерная школа, основанная в 1701 г., представляла собой учебное заведение типа военного училища, которое давало для мастеров среднее, а для офицеров высшее техническое образование. Артиллерийско-инженерная школа была первым универсальным техническим заведением, сыгравшим исключительно важную роль в развитии технического образования в России, и, в частности, в подготовке национальных командных кадров артиллеристов, инженеров и мастеров артиллерийского производства. Значительное количество специалистов, подготовленных в этой школе, способствовало успешному исходу Северной войны278.О Московской школе оставил интересные воспоминания один из ее воспитанников майор Данилов М. В., автор любопытных «записок», рисующих Россию XVIII века, автор первого появившегося в печать оригинального курса артиллерии и некоторых других сочинений279.Благодаря успешной деятельности строевых офицеров и технических артиллерийских кадров русская артиллерия в первой четверти XVIII в. в техническом и организационном отношении стала одной из лучших в Европе.
Артиллерийско-инженерная школа положила начало организации в России ряда подобных школ. На ее основе были созданы Московская инженерная и Санкт-Петербургская артиллерийская школы. Артиллерийско-инженерная школа является родоначальницей современных артиллерийских командных, технических и инженерных академий и училищ.