Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 754
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Петербургская артиллерийская школа
Перенесение в Петербург основной базы артиллерийского и порохового производства и самого руководства артиллерийским ведомством, наличие здесь квалифицированных кадров и артиллерийских специалистов создало благоприятные условия для организации в новой столице второго центра артиллерийского образования. Базой для организации в городе нового центра подготовки артиллерийских кадров становится артиллерийская лаборатория или «лабораторный дом», которую длительное время возглавлял образованный и опытный специалист в области артиллерии и инженерного дела подполковник М. Витвер. Первые сведения о начале обучения учеников артиллерийскому делу при Санкт-Петербургском артиллерийском гарнизоне относятся к 1704-1709 годам, то есть к периоду, когда потребность в русских артиллерийских специалистах была особенно острой. К числу таких первых учеников следует отнести В. Кашкарова, С. Кошелева, М. Половинкина, братьев П. и А. Кобяковых, В. Васильева, Б. Воейкова, Г. Ушакова и других295.Однако, у нас нет достаточных оснований утверждать, что уже в этот период, наряду с Московской артиллерийской школой в Петербурге существовала самостоятельная артиллерийская школа. Перечисленные выше ученики Санкт-Петербургского артиллерийского гарнизона, как и другие, не вошедшие в этот список, прикреплялись для индивидуального обучения к отдельным артиллерийским специалистам-офицерам, под руководством которых они изучали одно артиллерийское дело. Так, в справке канцелярии Приказа Артиллерии, на челобитную о выдаче жалованья, сообщается, что Петр и Алексей Кобяковы «присланы из математической школы где изучены были до навигации в Санкт-Петербург в артиллерию для артиллерийской науки и у майора Гаксфорта научились пушечные и мортирные и к ним станки и иные чертежи чертить, також и бомбардирскому делу и в 1708 году по приказу генерал-майора и обер-коменданта Романа Вилимовича Брюса поверстаны в сержанты»296.Исследованные нами документы позволяют сделать вывод, что начало основанию Санкт-Петербургской артиллерийской школы следует отнести к 1717 году. Одним из первых и любопытных в этом отношении документов является донесение начальника Санкт-Петербургской артиллерийской лаборатории подполковника М. Витвера в Военную коллегию, в котором он 23 июля 1719 года писал, что «в прошлом 1717 году августа 10 числа прислано из Подряжной канцелярии в артиллерию в ученики шляхетских детей 18 человек, а
окладным денежным жалованием они не определены, а дано им в зачет на прокормление по 3 рубля человеку...» и просил указом определить им соответствующие ученические оклады297.Ссылаясь на указ Петра I, Военная коллегия 26 июля приговорила: решение об определении ученических окладов соответствующим указом оформить генерал-фельдцейхмейстеру Я.В. Брюсу. 28 октября 1719 года Санкт-Петербургская артиллерийская канцелярия донесла Военной коллегии, что «вышеписанным присланным из Подрядной канцелярии ученикам жалование учинено по науке их почему в академии и в артиллерийской школе обретающимся во арифметической науке, а имянно по рублю на месяц с того же числа как они присланы»298. Одновременно канцелярия запросила Военную коллегию: откуда брать деньги на выплату жалованья ученикам, поскольку артиллерийская канцелярия не получает денег на артиллерийских служителей Санкт-Петербургского гарнизона. Только 27 января 1720 года Военная коллегия приговорила: деньги на выплату жалованья ученикам требовать от Штатс-контор коллегии299.Итак, в августе 1717 года в Санкт-Петербургскую артиллерийскую лабораторию прибыла для обучения одновременно целая группа абитуриентов. Хотя с опозданием, но именно с момента их прибытия на учебу, им были установлены ученические оклады жалованья. Как это явствует из определения Санкт-Петербургской артиллерийской канцелярии, все они находились на ступени изучения арифметики. Перед подполковником М. Витвером, как начальником лаборатории, была поставлена задача организации учебного процесса, как в области теоретических предметов, так и практики артиллерийского дела.
И такой процесс был организован, новая школа начала функционировать. В документах имеются сведения о том, что в том же 1717 году, дополнительно к присланным 18 школьникам, в школу были зачислены присланные из Морской академии М. Чемесов, И. Остафьев, И. Зыбин, причем последнему с 1 января 1719 года был «объявлен оклад по 1 1/2 рубля, а в год 18 рублей…для того, что он геометрическую науку воспринял»300. Некоторое время в Петербургской школе продолжали учебу, прибывшие в декабре 1717 года в Петербург из Московской артиллерийской школы
, школьники Ф. Шелехов и М. Ермолаев, которые затем были направлены в Гданьск для обучения литейному делу.301 В декабре 1718 года, по челобитной ученика П.Дохторува, который был «определен для науки в Москве во артиллерийской школе и ныне в артиллерийской науке» ему было разрешено остаться «для оной науки в Петербурге», поскольку «родственники его живут в Санкт- Петербурге»302.Как реально существующую в Санкт-Петербурге артиллерийскую школу имел ввиду и Я.В. Брюс, когда он, отвечая в Москву капитану А. Брунцу по вопросу об отпуске на урочное время дворянских недорослей в свои деревни, категорически запретил это делать и пригрозил, что «ежели они и впредь будут проситься то будут взяты сюда (то есть в Петербург – Б.В.) ко учению»303. Очевидно для многих воспитанников, поместья родителей которых находились в уездах Московской губернии, угроза перевода на учебу в Санкт-Петербург была крайне неприятной перспективой.Важным свидетельством существования в этот период в Петербурге артиллерийской школы является факт перевода сюда из Московской артиллерийской школы учителя предметов математического цикла П. Мартова.
В «Именном списке артиллерии Генерального и Полкового штаба обер- и унтер-офицерам, рядовым... находящимся в Санкт-Петербурге и в Москве» об этом записано следующее: «Учитель артиллерийской школы Петр Зиновьев Мартов... октября 30 дня 1719 года великого государя жалованный оклад учинен по 6 рублей на месяц из окладу умершего фейерверкера иноземца Петра Шелонковского... и велено ему в Санкт-Петербурге учить учеников, которые здесь есть арифметике и геометрии»304.В 1720 году из Московской артиллерийской школы для продолжения дальнейшей учебы были переведены в Петербург 30 школьников. Те из них, которые уже изучили геометрию, тригонометрию и артиллерийские чертежи чертили, начали под руководством капитана Гольцмана изучать фортификацию, остальные продолжали обучаться артиллерийскому делу305. В 1720 году в Санкт-Петербургской артиллерийской школе уже обучалось: арифметике, геометрии, тригонометрии, артиллерии и артиллерийским чертежам 60 человек, словесной и письменной науке – 20 человек. Важным моментом в учебной деятельности школы являлась ее тесная связь с инженерной школой, под руководством преподаватели которой артиллерийские ученики изучали фортификацию. Как видим, к 1721 году школа была уже нормально действующим учебным заведением, с хорошо организованным образовательным процессом, теоретическая часть которого завершалась обширной практикой.Но официально Санкт-Петербургская школа организовывается в 1721 году в Лабораторном доме на берегах Невы
306. Начальником школы был начальник лаборатории подполковник Витвер. Школа была рассчитана на 30 недорослей. В программу обучения входили следующие дисциплины: материальная часть артиллерии, приготовление ракет и ракетных составов, снаряжение боеприпасов и подготовка зарядов, ружейные приемы и приемы действия расчета у орудия, стрельба по мишеням из пушек, гаубиц и мортир. Она принципиально отличалась от артиллерийских учебных заведений, которые уже существовали в России. Петр дал указание «выбрать из артиллерии 30 человек и обучать при Петербургском лабораторном доме всему, касающемуся до артиллерии, а также арифметике, геометрии, тригонометрии»307. В школе только изучали артиллерийское дело, а обучение русскому языку и математике не предусматривалось. Предполагали, что Санкт-Петербургская школа будет комплектоваться учениками, прошедших курс в Московской артиллерийской школе.Для обучения учеников школы подполковнику Витверу была дана специальная инструкция, написанная генерал-фельдцейхмейстером Я.В. Брюсом.
Инструкцией предусматривалось обучение артиллерийских учеников следующими предметами:
– основам артиллерийского дела и проектированию артиллерийских орудий и лафетов;
– ружейным приемам и приемам действия расчета у орудия;
– стрельбе в цель из пушек, гаубиц и мортир, «скорострельной» стрельбе и устройству батарей;
– изготовление ракет и ракетных составов, а также фейерверочному искусству;
– снаряжение снарядов и зарядов, изготовление картечей, картузов и специальных снарядов (зажигательных, светящихся и дымовых)308. Кроме того, подготовкой пушкарей занимались артиллерийские и морские базы, куда ежегодно отправляли по 20 человек «для обучения артиллерийскому делу»309.На содержание школы отпускалось 934,5 рубля. Из них на жалование учителям и ученикам – 822 рубля, а остальные предназначались на приобретение учебных пособий и канцелярских принадлежностей.
В таблице 7 представлены расходы школы на учебные пособия.
Таблица 7
Расходы на школы на учебные пособия310
Наименование предметов | Количество | Стоимость одного (руб.) | Стоимость всего (руб.) | |
На 10 лет | На 1 год | |||
Циркулей - треножных - простых | 60 60 | 24 24 | 1,5 1 | 90 60 |
Транспортиров | 60 | 24 | 1,5 | 90 |
Александрийской бумаги | | 1 стопа311 | 20 | 20 |
Картузной бумаги | | 2,5 | 9 | 9 |
Книжной бумаги | | 6 | 12 | 12 |
Писчей бумаги | | 15 | 22,5 | 22,5 |
На карандаши и линейки | | | | 30 |
На дрова | | | | 15 |
Всего | | | | 132,5 |
В 1722 году Петром I подписан новый штат артиллерийских школ, по которому определялось иметь две артиллерийские школы – в Москве и Санкт-Петербурге312. В московской артиллерийской школе должны были изучать русский язык, арифметику, геометрию и тригонометрию. Для этого в школе организовали три класса: «словесный и письменный» на 40 учеников, «арифметики» и «геометрии и тригонометрии» – по 30 учеников в каждом. Всего 100 учеников и три учителя. После изучения этих дисциплин они переводились в Санкт-Петербургскую артиллерийскую школу313, где обучались: материальной части артиллерии, снаряжению снарядов и зарядов, ракетному делу и стрельбе из пушек, гаубиц и мортир. Штат Санкт-Петербургской школы был установлен в 50 человек, начальником назначен начальник Петербургской артиллерийской лаборатории. Таким образом, Московская школа стала подготовительной по отношению к Петербургской. Отделение для пушкарских, солдатских и мастеровых детей в школах были закрыты.