Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 758
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Немного необходимо сказать о развитии цифирных школ в России. В 1714 году создаются элементарные гражданские школы с математическим уклоном. В указе об учреждении этих школ говорилось: «Во всех губерниях дворянского и приказного чина, дьячих и подъячих детей от 10 до 15 лет, опричь однодворцев314, учить цифири и некоторую часть геометрии»315. В качестве преподавателей в цифирных школах было по два выпускника Московской школы математических и навигационных наук316. Общее руководство было возложено на Г.Г. Скорнякова-Писарева. В 1716 г. цифирные школы существовали в 12 городах, а в 1722 г. – в 42 городах. С 1714 г. по 1722 г. в цифирных школах прошли обучение и обучались 1389 человек317. В 1727 уже числилось 2000 учащихся318, в том числе детей:– церковнослужителей – 931 (46,5%);
– солдатских – 402 (20,1 %);
– приказных – 374 (18,7);
– посадских – 93 (4,7 %);
– дворянских – 53 (2,7%).
В начале при возникновении школы они предназначались для дворян и детей приказных людей, в 1716 г. освобождены от обязательного посещения дворянские дети (они должны обучаться были дома), а в 1719 г. освобождены посадские дети, по просьбе отцов, так как это мешало торговле, а счетное дело и торговлю они могут изучить и на практике. Детей духовенства тоже освободили от этих школ так как открывались архиерейские школы. Крестьянских детей вообще в школы не принимали. Это все привело к объединению цифирных школ с гарнизонными, но цифирные школы сыграли свою роль для укомплектования артиллерии, металлургических заводов и лабораторий подготовленными специалистами.
При Петре I было положено начало воинскому воспитанию солдатских детей. При народной переписи 1719 г. сыновья всех нижних воинских чинов в подушный оклад не были включены, вследствие чего и образовалось особое сословие солдатских детей, не имевшее никакой оседлости. Обстоятельство это побудило правительство принять меры для призрения их за казенный счет. Гарнизонные школы это особые учебные заведения, где готовились артиллерийские кадры из числа солдатских и пушкарских детей от 7-15 лет, в которых обучали грамоте и арифметике, а также в зависимости от профиля школы артиллерийской и инженерной науке319. По указу Военной коллегии от 1721 г. гарнизонные школы должны были открыты в 49 гарнизонах Московской, Прибалтийской и других губерниях. Каждой школе определяли иметь по 50 человек от пехотного полка. Ученики гарнизонных школ должны были содержаться за счет вакантных мест полка. От 20 полков, расположенных в Прибалтике – 1000 человек, и от 29 полков и одного батальона расположенных в Московской и других губерниях – 1475 человек. Штат всех гарнизонных школ определялся 2475 человек
320. Вместе с цифирными школами гарнизонные дали артиллерии и промышленности 3864 человека, обученных грамоте, арифметике и артиллерии. С 1 октября 1715 г. в Санкт-Петербурге открыта была Морская академия. Штат определили ей в 300 человек (6 бригад по 50 человек), комплектовалась она исключительно дворянскими детьми, с этого момента Московская школа математических и навигационных наук стала подготовительным заведением для Морской академии. Начальником назначался гвардейский офицер, в помощь ему были даны два офицера из гвардии и несколько старослужащих солдат, на должность «дядек» для воспитания молодых кадетов.
В учебный план входили следующие дисциплины: арифметика, геометрия, ружейные приемы, артиллерия, навигация, фортификация, география, корабельное дело.
Артиллерию и фортификацию преподавал талантливый русский артиллерист Г.Г. Скорняков-Писарев, который с 1719 г. был назначен директором Морской академии, с этого же времени преподавателем стал Иван Невский – выпускник артиллерийской бомбардирской роты. После окончания выпускники проходили морскую практику и определялись на флот констапелями. Также необходимо отметить, что морская артиллерия комплектовалась и выпускниками артиллерийских школ321.Однако вскоре после смерти Петра I созданные им артиллерийские школы перестали существовать. Они возродились в другом виде в 30-40-е гг. XVIII в.
Вообще не было ни одной отрасли артиллерии и артиллерийского образования, к которой Петр Великий не приложил бы личных своих забот. Артиллерия наша, которая в конце XVII столетия и в первых годах XVIII была никуда негодною «понеже», говоря словами самого Царя, «все было старое и неисправное», вскоре сделалась едва ли не главною виновницей того, что к восхищению Царя, «непобедимые господа шведы хребет свой показали».
Инженерная, артиллерийская, военно-медицинская, военно-морская школы сделали при Петре лишь первые шаги по подготовке квалифицированных офицеров для России322.В первое время после создания военных школ центральное управление ими было сосредоточено в Приказе военных дел. После учреждении Сената, в 1711 г. в соответствии с именным указом Петра I от 26 сентября 1714 г. все дворяне, их дети и родственники, в возрасте от 10 до 30 лет должны были явиться на смотр в Санкт-Петербург в Правительствующий Сенат (ПС) для записи и распределения дворянских детей для обучения в тех или иных школах, а дворян постарше – для привлечения к различного рода государственной или военной службе. Указ Петра I от 19 июля 1715 г. гласил, что если кто-то донесет о том, что кто-нибудь из дворянских недорослей не явился на смотр в указанное время, то тем, кто донес на нарушителей «….все кто бы
какого звания не был, хотя бы люди их или крестьяне…. доносителям все их пожитки и деревни отданы будут бесповоротно»323. Приказ военных дел стал именоваться Военной канцелярией, а с 1720 г. высшее управление всеми военно-сухопутными силами государства возлагалось на Военную коллегию. При этом специальные школы поступили в ведение Канцелярии главной артиллерии324. Но прикрепление военно-учебных заведений к какому-либо ведомству вовсе не означало, что это ведомство профессионально и постоянно осуществляло контроль над школами этого типа. Унификация содержания преподавания осуществлена не была.В 1718 году последовал указ Петра I о замене в крепостях бронзовых орудий на чугунные. Отечественная артиллерия, созданная в результате опыта Северной войны, вышла в число передовых, как в техническом, так и в организационном отношении. Успехи в ее развитии на Руси были по тем временам значительны. Но нужно сказать, что эти успехи накапливались в течение столетий, потому что все в основном достигалось опытом, практикой, так как не было достаточно развитых наук, таких, как физика, химия, механика и других инженерных наук, которые бы способствовали быстрому и правильному решению проблем, стоящих перед артиллерией.
Характеристика и перечень учебных пособий, применяемых для обучения в артиллерийских учебных заведениях рассматриваемого периода
«Арифметика сиречь наука числительная»325 Леонтия Филипповича Магницкого (кроме основного арифметического раздела, содержала сведения по алгебре, геометрии, тригонометрии, в третьей части – сведения навигаторам). «Руководство к арифметике» (даются правила и доказательства) Эйлера перевод с немецкого студентом академии Наук Василием Кузнецовым.«Артиллерия, которая состоит в последующих вопросах и ответах»326– рукопись неизвестного автора начала XVIII века (имеет 20 листов текста и 12 листов чертежей, также 75 вопросов и ответов по артиллерийскому делу).«Описание художества артиллерийского, воинского и потешного»327 –рукопись неизвестно автора начала XVIII века. Она оформлена в виде карманного справочника размером 10х16 см. и содержит 181 лист текста с многочисленными рисунками.«Основание и практика артиллерийского искусства собранные от разных авторов» – рукопись первой половины XVIII века
328.«Об артиллерийских орудиях и снарядах» – рукопись первой половины XVIII века329.В 1708 г. отечественная книга «Рассуждения о метаний бомб и стрелянии из пушек»330.«Практика артиллерии гвардии майора Лихарева», 1719 г. (31 лист, из них 18 копии гравюр «Рассуждения о метании бомб…»)331.«Особое место в русской артиллерийской литературе этого периода занимает рукопись «Подлинное научение от артиллерии констапелям морским и сухопутным» (наставление по стрельбе 1718 г.)332, написанная поручиком Д. Г. Муравьевым, служившим в Преображенском полку с 1722 по 1742 г. В ней 35 листов текста (20х31 см), написанного скорописью, и 62 листа таблиц и чертежей. В начальных буквах ряда строк употреблена киноварь; некоторые буквы и заголовки покрыты позолотой и слюдой. Переплет (21х33 см) сделан из досок, обтянутых кожей с золотым тиснением, типичный для первой половины XVIII в. Водяные знаки бумаги и некоторые места текста подтверждают дату рукописи, указанную на титульном листе — 1718 г.333
Рукопись разбита на 35 «проблем» (глав), в которых рассматриваются устройство материальной части артиллерии, стрельба, подготовка боеприпасов и оборудование огневой позиции. За проблемами изложены правила применения квадратных и кубичных корней, заимствованные из известного учебника Д. Ф. Магницкого. В конце рукописи выполненные таблицы и чертежи материальной части артиллерии, не законченные на двух последних листах. Вся рукопись была кем-то просмотрена и исправлена и производит впечатление списка (копии) с оригинала. Некоторые места и чертежи этого наставления повторяются и в других рукописных артиллерийских руководствах первой четверти XVIII в. Термин «констапель» помимо титульного и первого листов встречается и в других местах текста. В русской литературе большинство авторов считало, что констапель – первый офицерский чин морской артиллерии петровского флота. Однако этот термин, как видно из рукописи, был принят в сухопутной артиллерии в другом значении. В бомбардирской роте Преображенского полка констапелями назывались у бомбардиров старшие из действующей прислуги при орудиях334. Большой интерес представляет приведенная в рукописи техническая характеристика гаубиц петровской артиллерии, в том числе и длинных (тело орудия — 9 калибров)335. Эти гаубицы имели каморы двух образцов: «слабыя» (конические) и «сильныя» (бутылью), причем в боекомплект длинных гаубиц входили и бомбы. Это подтверждает, что настильная стрельба бомбами в русской артиллерии применялась уже в ходе Северной войны. Наличие в рукописи чертежа бомбы нового образца – «бомбы с ушами»
336, а также дополнительные изыскания позволили установить, что такие бомбы были приняты в русской артиллерии не в середине XVIII в., как было принято считать, а значительно раньше – в 1700 г. Это подтверждается заказами Пушкарского приказа на такие бомбы Тульскому, Истецкому и Каширскому заводам337. В «Подлинном научении от артиллерии констапелям морским и сухопутным» находится ценный чертеж 3-фунтовой пушки с конической каморой. Длина тела пушки 18 калибров, дальность стрельбы ядром– 250 шагов при угле возвышения 0" и 2500 шагов – при 45°. Эта пушка поступила на вооружение не позднее 1704 г.338В наставлении упоминается мортира Олонецкого завода, у которой лафет имел «квадрант или дугу по размеру градусов»339. Замена квадрантов дугами ускоряла вертикальную наводку орудия и явилась практическим шагом в деле реализации идеи дугового прицела.В прошлом историки относили создание первого русского железного лафета ко второй четверти XIX в. Но в изучаемой рукописи имеются чертежи «станка железного» полевого типа. Дополнительные материалы позволяют считать датой создания первого отечественного железного лафета 1717 г. В фондах Артиллерийского исторического музея находится железный лафет Олонецкого завода 1717 г., подобный «станку железному», изображенному на чертеже. Впоследствии русские мастера создали железные лафеты и корабельного типа. Опыт создания железных лафетов на базе Олонецких заводов был использован в дальнейшем при перевооружении артиллерии внутренних крепостей. Так распоряжением Приказа артиллерии от 18 октября 1718 г. надлежало отлить новые чугунные крепостные пушки калибром от 24 до 3 фунтов «и к ним лафеты чугунные же»340.Последние вводились по инициативе обер-комиссара А. К. Зыбина.
Кратко отмечая основные положения по стрельбе артиллерии, следует сказать, что наставление дает четкие указания по применению квадранта и таблиц стрельбы не только для мортир, но и для пушек. В нем показан перерасчет основной таблицы стрельбы для орудия 24-фунтового калибра, но с иной дальностью прямого выстрела относительно табличной, «когда ты известен через керншус (прямой выстрел) сколь далеко важна пушка стреляет и потом хочешь выложить чрез тройное правило, сколь далеко каждому градусу стреляет, как приложена таблица, которая для стрельбы сделана». Орудийные таблицы пересчитывались лицами офицерского состава. В приложении дана краткая таблица стрельбы для 24-фунтовой пушки. Следовательно, уже в начале XVIII в. в русской артиллерии при ведении огня из пушек применялись квадрант и таблицы стрельбы.