Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 765
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
410.
IV СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1725-1762 ГОДАХ
Крупные экономические, политические и военные успехи, достигнутые Россией в первой четверти XVIII в., выдвинули ее в ряд могущественных государств Европы и открыли более широкие возможности для ее последующего развития.
Всего за период с 1725 по 1762 гг. количество крупных мануфактур выросло с 233 до 984, т.е. в 4,2 раза411. К началу 50-х гг. в России действовало 98 металлургических заводов, которые производили в 1750 г. 2009 тыс. пудов чугуна и 1333 тыс. пудов железа. В период 1751-1762 гг. было построено 55 заводов, т.е. более половины того, что было построено за всю первую половину века. Это было рекордное строительство заводов за весь XVIII в. Выплавка чугуна в России в 1760 г. выросла до 3663 тыс. пудов412.В 1760 г. из 38 тыс. человек, занятых в промышленности, 12,5 тыс. человек было наемных рабочих (33,9%) и 25,5 тыс. человек крепостных и приписных крестьян (66,1%). В это время в России появляются наследственные наемные «работные люди», обладавшие определенной специальностью.
К началу 60-х гг. быстрый рост металлургической промышленности создал благоприятные условия для роста орудий различных калибров – 13160 экземпляров413. Например, Тульский оружейный завод за период с 1738 по 1756 гг. изготовил для нужд армии 233974 ружья и 164607 пистолетов, а также много другого оружия414.При быстром росте промышленности, сельского хозяйства, внутренней и внешней торговли необходимо было сохранить выходы к Балтийскому морю и возвращение выходов к Черному морю являлись жизненно важными и необходимыми для дальнейшего развития русского государства. В разрешении этих задач Россия столкнулась с такими государствами, как Швеция, Пруссия и Турция за спиной которых стояли сильнейшие европейские державы того времени – Англия и Франция.
В начале 40-х гг. Швеция, подстрекаемая Францией, попыталась вернуть свои прежние владения. Однако в ходе войны 1741-1743 гг. она потерпела поражение и вынуждена была навсегда отказаться от своих притязаний на Прибалтику.
Россия участвовала в семилетней войне (1756-1762 гг.) на стороне коалиции государств-противников Пруссии. Эта война оказывала огромное влияние на экономическое и политическое развитие русского государства. В семилетней войне русская армия значительно подняла международный авторитет России.
Боевой опыт приобретенный семилетней войной, улучшение качества пополнения армии и усовершенствование вооружения дали возможность создать новый вид пехоты – егерей. В ходе семилетней войны возросла роль артиллерии. Если в основных сражениях Северной войны на 1000 солдат приходилось в среднем 2 орудия, то в основных сражениях семилетней войны на 100 солдат уже приходилось 4-5 орудия. На вооружение артиллерии принимаются единороги – более легкие и подвижные орудия, из которых можно было вести огонь всеми видами снарядов и на большую дальность, чем из гаубиц и мортир. В ходе войны возникает новая организация артиллерии в виде артиллерийских бригад. В результате этих преобразований повысилась боевая мощь русской артиллерии и возросла ее роль на поле боя. Это в свою очередь повысило требования к подготовке квалифицированных кадров для артиллерии.Накануне Семилетней войны были проведены некоторые преобразования в организации полковой артиллерии. Наиболее существенным из них была разработка в 1756 г. «Наставления о полковой артиллерии», в котором обстоятельно изложены обязанности должностных лиц, организация, обучение, боевое применение, пополнение и снабжение полковой артиллерии. Разработка и использование в частях русской армии наставления о полковой артиллерии, способствовало существенному улучшению подготовки полковой артиллерии к войне415.Анализ архивных документов416 показывает, что после смерти Петра Великого в развитии теории и практики военного образования в России проявление прогрессивных тенденций ослабевает. Дворцовые перевороты и нахождение иностранцев в государственном аппарате и армии оказали отрицательное влияние на развитие артиллерийского образования в России в 30-х гг. XVIII в. За неполных сорок лет после смерти Петра I и до прихода к власти Екатерины II – восемь переворотов, путчей, мятежей417. В этот период дворянство все настойчивей стремилось сохранить в своих руках командные посты и поэтому более ревниво стало относиться к «чистоте» офицерского состава. В 30-х гг. правительство ограничило доступ недворянских элементов в офицерский корпус.Закон, разрешавший дворянам уходить в отставку после 25 лет службы, имел следствием то, что после окончания русско-турецкой войны 1736-1739 гг. почти половина офицерского состава подала в отставку. Особенно осложнилось дело со средним и младшим командным составом, которого явно не хватало. Теперь дворяне не хотели занимать унтер-офицерские должности и поэтому младший офицерский состав стал пополняться главным образом за счет 2-х отделений артиллерийских школ, где учились дети пушкарей, солдат и мастеровых, а также за счет гарнизонных школ.
Характерно, что иностранцы стали быстро продвигаться по лестнице чинов. Они хорошо использовали то обстоятельство, что офицеры, уйдя в отставку, не возвращались в армию, а иностранцы уходя в отставку, получали более высокий чин и снова поступали на службу в армию в новом чине. Масштабы этих махинаций приняли скандальные размеры, и правительство вынуждено было под давлением русского дворянства издать указ, согласно которому офицеры, возвращающиеся в армию из отставки, получали прежний чин418.«После смерти Петра Великого артиллерийское образование, как и многое другое, приходит в упадок. Дворяне стали чаще и чаще оставлять детей на воспитании у себя, только записывая их в войска. Случалось, что лет до 25 дворянские дети оставались дома. Бомбардирская школа стала уменьшать свои практические занятия и наконец, они сделались очень ограничены. Офицеры бомбардирской роты мало по малу охладевали к преподаванию, и наконец, перестали преподавать сами и начали нанимать особого учителя, вовсе даже не военного, который всю школу обучал всему один. Школа, учрежденная Петром Великим при лабораторном доме, исчезает еще раньше»419.Несмотря на то, что Московская и Петербургская артиллерийские школы к концу первой четверти XVIII в., в связи с ликвидацией в них отделений для подготовки пушкарских, солдатских и мастеровых детей, были превращены в чисто дворянские военно-учебные заведения, развитие артиллерийского дела объективно требовало подготовки унтер-офицеров, бомбардиров, канониров и мастеров из представителей недворянского сословия. В связи с этим в 1730 году, в постоянном артиллерийском уголке Петербурга, на Литейной, подле Сергиевской церкви420 была открыта в Петербурге артиллерийская школа на 60 чел, с целью подготовки пушкарских, солдатских и мастерных детей, для замещения должностей канониров, бомбардиров, мастерных и унтер-офицеров421. Школа эта впоследствии стала называться артиллерийской арифметической школой, и в ней обучали «словесной и письменной науке, а также арифметике, геометрии и тригонометрии»422. Начальником школы был назначен сержант Воронов423, который преподавал геометрию и артиллерию, а русскому языку и математике обучал писарь Иван Дотраханцев.На содержание школы ежегодно отпускалось по 989 руб., из них на содержание двух учителей полагалось 96 руб. и 60 ученикам 60 руб. обслуживающим школу двум рабочим – 20 руб. и двум работницам – 16 руб. Остальные 797 руб. предназначались на
покупку для учащихся учебных пособий, продовольствия и обмундирования (см. табл.8).
Таблица 8
Расходы на покупку учебных пособий, продовольствия и
обмундирования для петербургской артиллерийской школы
по штату 1729 г.424
IV СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1725-1762 ГОДАХ
Крупные экономические, политические и военные успехи, достигнутые Россией в первой четверти XVIII в., выдвинули ее в ряд могущественных государств Европы и открыли более широкие возможности для ее последующего развития.
Всего за период с 1725 по 1762 гг. количество крупных мануфактур выросло с 233 до 984, т.е. в 4,2 раза411. К началу 50-х гг. в России действовало 98 металлургических заводов, которые производили в 1750 г. 2009 тыс. пудов чугуна и 1333 тыс. пудов железа. В период 1751-1762 гг. было построено 55 заводов, т.е. более половины того, что было построено за всю первую половину века. Это было рекордное строительство заводов за весь XVIII в. Выплавка чугуна в России в 1760 г. выросла до 3663 тыс. пудов412.В 1760 г. из 38 тыс. человек, занятых в промышленности, 12,5 тыс. человек было наемных рабочих (33,9%) и 25,5 тыс. человек крепостных и приписных крестьян (66,1%). В это время в России появляются наследственные наемные «работные люди», обладавшие определенной специальностью.
К началу 60-х гг. быстрый рост металлургической промышленности создал благоприятные условия для роста орудий различных калибров – 13160 экземпляров413. Например, Тульский оружейный завод за период с 1738 по 1756 гг. изготовил для нужд армии 233974 ружья и 164607 пистолетов, а также много другого оружия414.При быстром росте промышленности, сельского хозяйства, внутренней и внешней торговли необходимо было сохранить выходы к Балтийскому морю и возвращение выходов к Черному морю являлись жизненно важными и необходимыми для дальнейшего развития русского государства. В разрешении этих задач Россия столкнулась с такими государствами, как Швеция, Пруссия и Турция за спиной которых стояли сильнейшие европейские державы того времени – Англия и Франция.
В начале 40-х гг. Швеция, подстрекаемая Францией, попыталась вернуть свои прежние владения. Однако в ходе войны 1741-1743 гг. она потерпела поражение и вынуждена была навсегда отказаться от своих притязаний на Прибалтику.
Россия участвовала в семилетней войне (1756-1762 гг.) на стороне коалиции государств-противников Пруссии. Эта война оказывала огромное влияние на экономическое и политическое развитие русского государства. В семилетней войне русская армия значительно подняла международный авторитет России.
Боевой опыт приобретенный семилетней войной, улучшение качества пополнения армии и усовершенствование вооружения дали возможность создать новый вид пехоты – егерей. В ходе семилетней войны возросла роль артиллерии. Если в основных сражениях Северной войны на 1000 солдат приходилось в среднем 2 орудия, то в основных сражениях семилетней войны на 100 солдат уже приходилось 4-5 орудия. На вооружение артиллерии принимаются единороги – более легкие и подвижные орудия, из которых можно было вести огонь всеми видами снарядов и на большую дальность, чем из гаубиц и мортир. В ходе войны возникает новая организация артиллерии в виде артиллерийских бригад. В результате этих преобразований повысилась боевая мощь русской артиллерии и возросла ее роль на поле боя. Это в свою очередь повысило требования к подготовке квалифицированных кадров для артиллерии.Накануне Семилетней войны были проведены некоторые преобразования в организации полковой артиллерии. Наиболее существенным из них была разработка в 1756 г. «Наставления о полковой артиллерии», в котором обстоятельно изложены обязанности должностных лиц, организация, обучение, боевое применение, пополнение и снабжение полковой артиллерии. Разработка и использование в частях русской армии наставления о полковой артиллерии, способствовало существенному улучшению подготовки полковой артиллерии к войне415.Анализ архивных документов416 показывает, что после смерти Петра Великого в развитии теории и практики военного образования в России проявление прогрессивных тенденций ослабевает. Дворцовые перевороты и нахождение иностранцев в государственном аппарате и армии оказали отрицательное влияние на развитие артиллерийского образования в России в 30-х гг. XVIII в. За неполных сорок лет после смерти Петра I и до прихода к власти Екатерины II – восемь переворотов, путчей, мятежей417. В этот период дворянство все настойчивей стремилось сохранить в своих руках командные посты и поэтому более ревниво стало относиться к «чистоте» офицерского состава. В 30-х гг. правительство ограничило доступ недворянских элементов в офицерский корпус.Закон, разрешавший дворянам уходить в отставку после 25 лет службы, имел следствием то, что после окончания русско-турецкой войны 1736-1739 гг. почти половина офицерского состава подала в отставку. Особенно осложнилось дело со средним и младшим командным составом, которого явно не хватало. Теперь дворяне не хотели занимать унтер-офицерские должности и поэтому младший офицерский состав стал пополняться главным образом за счет 2-х отделений артиллерийских школ, где учились дети пушкарей, солдат и мастеровых, а также за счет гарнизонных школ.
Характерно, что иностранцы стали быстро продвигаться по лестнице чинов. Они хорошо использовали то обстоятельство, что офицеры, уйдя в отставку, не возвращались в армию, а иностранцы уходя в отставку, получали более высокий чин и снова поступали на службу в армию в новом чине. Масштабы этих махинаций приняли скандальные размеры, и правительство вынуждено было под давлением русского дворянства издать указ, согласно которому офицеры, возвращающиеся в армию из отставки, получали прежний чин418.«После смерти Петра Великого артиллерийское образование, как и многое другое, приходит в упадок. Дворяне стали чаще и чаще оставлять детей на воспитании у себя, только записывая их в войска. Случалось, что лет до 25 дворянские дети оставались дома. Бомбардирская школа стала уменьшать свои практические занятия и наконец, они сделались очень ограничены. Офицеры бомбардирской роты мало по малу охладевали к преподаванию, и наконец, перестали преподавать сами и начали нанимать особого учителя, вовсе даже не военного, который всю школу обучал всему один. Школа, учрежденная Петром Великим при лабораторном доме, исчезает еще раньше»419.Несмотря на то, что Московская и Петербургская артиллерийские школы к концу первой четверти XVIII в., в связи с ликвидацией в них отделений для подготовки пушкарских, солдатских и мастеровых детей, были превращены в чисто дворянские военно-учебные заведения, развитие артиллерийского дела объективно требовало подготовки унтер-офицеров, бомбардиров, канониров и мастеров из представителей недворянского сословия. В связи с этим в 1730 году, в постоянном артиллерийском уголке Петербурга, на Литейной, подле Сергиевской церкви420 была открыта в Петербурге артиллерийская школа на 60 чел, с целью подготовки пушкарских, солдатских и мастерных детей, для замещения должностей канониров, бомбардиров, мастерных и унтер-офицеров421. Школа эта впоследствии стала называться артиллерийской арифметической школой, и в ней обучали «словесной и письменной науке, а также арифметике, геометрии и тригонометрии»422. Начальником школы был назначен сержант Воронов423, который преподавал геометрию и артиллерию, а русскому языку и математике обучал писарь Иван Дотраханцев.На содержание школы ежегодно отпускалось по 989 руб., из них на содержание двух учителей полагалось 96 руб. и 60 ученикам 60 руб. обслуживающим школу двум рабочим – 20 руб. и двум работницам – 16 руб. Остальные 797 руб. предназначались на
покупку для учащихся учебных пособий, продовольствия и обмундирования (см. табл.8).
Таблица 8
Расходы на покупку учебных пособий, продовольствия и
обмундирования для петербургской артиллерийской школы
по штату 1729 г.424
Наименование предметов | Количество | Сумма в рублях | ||
на 3 года | на 1 год | |||
Псалтырь425 | 30 шт. | - | 21,6 | |
Десятисловиев426 | 60 шт. | - | 15 | |
Грифельных досок | 30 шт. | - | 7,5 | |
Бумаги | - | 4 стопы | 4 | |
Гусиных перьев | - | 600 шт. | 1,5 | |
Свечей | - | 100 шт. | 4 | |
Чернил | - | 2 ведра | 1,5 | |
Кафтанов суконных | 60 шт. | - | 120 | |
Камзолов со штанами | - | 60 шт. | 45 | |
Рубах каждому по 2 | - | 120 шт. | 18 | |
Галстуков | - | 60 шт. | 3 | |
Башмаков по 2 пары | - | 120 пар | 18 | |
Чулков по 2 пары | - | 120 пар | 12 | |
Войлоков427 | 60 шт. | - | 6 | |
Одеял суконных с подкладкой | 20 | - | 19,2 | |
Муки по 3 четверика428 каждому | - | 180 чет. | 270 | |
Круп | - | 11 чет. | 22,5 | |
Соли | - | 36 пуд. | 9 | |
На мясо, сало и масло | - | - | 144 | |
Двор | - | 24 саж. | 36 | |
На ремонт школы | - | - | 20 | |
Всего | - | - | 797,8 |