Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 764
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятия проводились с 5 часов утра до 11 и после обеда с 13 часов до 18. Изучив от доски до доски букварь, переходили к часослову429, а затем брались за псалтырь. Окончившим «словесную» науку считался тот, кто мог внятно и без запинки прочитать любую страницу псалтыря и часослова. После этого переходили к письменной науке, т.е. списывали страницы с букваря и писали цифры. Наконец переходили к изучению математических наук или, как их тогда называли, «наук принадлежащих до артиллерийской науке» – арифметике и геометрии. В 1733 году в школе было введено обучения рисования и военной «экзерциции», для чего из петербургского арсенала был назначен рисовальный мастер, а из артиллерийского полка – унтер-офицер. Для окончания школы не было установлено определенных сроков. Ученики выпускались из школы на службу по мере потребности в бомбардирах, канонирах и мастерах. В 1733 году штык-юнкера Воронова сменил Михаил Борисов преподавший математику, а для обучения «словесности» был назначен писарь Атяев430.Объединение Петербургских артиллерийских школ
по штату 1735 год
В 1735 году обе петербургские артиллерийские школы были объединены в одну с двумя отделениями. В 1-м отделении, – «чертежном» – было 3 класса – арифметический, геометрический и артиллерийский. Во 2-м отделении, – «арифметическом и других наук школе», – обучались русскому языку, арифметике и артиллерии. 1-е отделение комплектовалось 30 дворянскими детьми, а 2-е отделение 60 пушкарскими, солдатами и мастеровыми детьми. Артиллерийская школа размешалась на Пушечном дворе431. Объединение было вызвано необходимостью централизовать управление артиллерийскими школами, а также экономическими соображениями.Начальником Петербургской артиллерийской школы с 1735 г. до 1746 г. был образованный артиллерист того времени поручик И. Гинтер, поступивший на русскую службу из Данцига432. Артиллерию преподавал штык-юнкер Фабрициус, фортификацию – унтер-офицер Титов, рисование – Алексей Ларешников и Матвей Куприянов433. Учителем 2-го отделения по-прежнему оставался Михаил Борисов. Обеспечение учеников обмундированием и продовольствием в таблице 9. Таблица 9
Расходов на обмундирование и продовольствие в Московской и Петербургской артиллерийских школах в 1735 г.434
Наименование предметов | Количество | Стоимость |
Суконный кафтан | 1 шт. | 2 руб. |
Комзол со штанами | 1 шт. | 75 коп. |
Рубаха | 2 шт. | 30 коп. |
Галстуки | 2 шт. | 10 коп. |
Башмаки | 2 пары | 30 коп. |
Чулки | 2 пары | 10 коп. |
Одеяло суконное на троих по одному | 1 шт. | 96 коп. |
Войлок | 1 шт. | 10 коп. |
Мука | 3 четверика | 4руб. 50 коп. |
Крупы | 1,5 | 37,5 к |
Соль | 24 фунта | 9 коп. |
Мясо, масло, сало | - | 2 руб. 40 коп. |
Всего | | 16руб. 37,5 коп |
В качестве учебных пособий и приборов на 1-м отделении полагалось иметь:435
Циркулей | 30 |
Транспортиров | 10 |
Кронциркулей | 1 |
Квадратов | 1 |
Линеек | 30 |
Досок для рисования | 15 |
Карандашей | 36 |
Увеличительных стекол | 1 |
Бумаги александрийской | 1 стопа |
Бумаги картузной | 2,5 стопы |
Бумаги книжной | 6 стоп |
Бумаги писчей | 15 стоп |
На 2-м отделении в качестве учебных пособий и принадлежностей было:436
Азбук | 15 |
Часословов | 10 |
Десятословов | 30 |
Псалтырей | 10 |
Новый завет | 1 |
Учебников арифметики | 20 |
Учебников геометрии | 5 |
Таблиц синусов | 5 |
Досок грифельных | 30 |
Циркулей | 40 |
Линеек | 20 |
Транспортиров | 5 |
Артиллерийских масштабов | 5 |
Бумаги | 4 стопы в год |
Гусиных перьев | 100 шт. в год |
Свечей | 170 шт. в год |
Чернил | 1 ведро в год |
Хотя артиллерийские школы и были объединены, но содержались они по разным штатным положениям. На содержание учеников 1-го отделения отпускалось 855 руб., а для 2-го отделения отпускалось всего 764 руб.
437, хотя последних в два раза было больше по составу учащихся.Для обучаемых всех артиллерийских школ была установлена определенная форма одежды. Также внутри школ были отличия для 1-го отделения, 2-го отделения, учеников геометрического класса, учеников арифметического класса438. В 30-х гг. XVIII в. генерал-фельдцейхмейстеры Миних и Гессен-Гомбургский пытались внедрить прусскую систему обучения и воспитания. Изучение артиллерии было примитивно и в основном сводилось к изучению материальной части и лабораторного отдела, заучиванию наизусть названии отдельных частей артиллерийских орудий, лафетов и принадлежностей, за малейшие провинности были телесные наказания. Стрельбы из орудий проходили только у воспитанников 1-го отделения и то не систематически. Одиннадцатичасовые занятия угнетали учеников, поэтому они не случайно убегали из школы. «В 1744 г. один из артиллерийских учеников, просрочив свое возвращение из отпуска более чем на месяц, оправдывался своей болезнью и смертью жены. Канцелярия приказала сделать соответствующий вычет из его жалованья и «учинить ему, при собрании всех учеников, наказание батоги нещадно, дабы, на то взирая, другим того чинить было неповадно»439.Принц Людвиг-Вильгельм в 1735 году учредил в Петербурге учебное заведение для 30 дворянских и офицерских детей и соединил это заведение, – известное впоследствии под названием «чертежной артиллерийской школы», с миниховской арифметической школой под общим названием Санкт-Петербургской артиллерийской школы440. В чертежной школе обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, военной лаборатории, черчению, рисованию и артиллерии. Но материальные средства школы были очень бедны. Преподавание велось одним учителем на всю школу441. Но обучение в школе велось крайне неудовлетворительно, практических занятий почти не проводилось. Так продолжалось десять лет, пока в 1745 г. в должность не вступил С.Ф. Апраксин, который навел относительный порядок в артиллерийской школе. Он добился того, что в школе стали регулярно проводиться практические занятия, появились опытные преподаватели442.В 1736 г. руководство Петербургской артиллерийской школой было возложено на члена Канцелярии Главной артиллерии и фортификации талантливого русского артиллериста и инженера генерал-лейтенанта В. Де-Геннина, который составлял специальную «лекционную табель», где были указаны изучаемые предметы по классам и расписание занятий с указанием порядка прохождения дисциплин
443. Согласно «лекционной табели», в арифметическом классе в течение всей недели с 7 до 12 часов были занятия по арифметике, а с 14 и до 20 часов обучались тригонометрии и геодезии. В артиллерийском классе в понедельник и среду с 7 до 12 часов изучали устройство материальной части артиллерии и артиллерийские чертежи. С 14 до 20 часов обучались рисованию. Во вторник и четверг и те же часы до обеда обучались фортификации, а после обеда архитектуре. В пятницу с 7 до 12 часов устройство материальной части артиллерии и проектирование орудий, а после обеда с 14 до 20 часов – рисование. Иногда пятница целиком отводилась для практических занятий и артиллерийской лаборатории.
В субботу для учеников всех трех классов с 7 до 12 часов читался регламент и артикул, т.е. изучали уставы, а с 14 до 20 часов занимались строевой подготовкой и оружейными приемами.
Из анализа «лекционной табели» видно, что в учебную программу артиллерийской школы вводится новая дисциплина – архитектура, но вместе с тем в программе артиллерийских школ еще отсутствуют общеобразовательные дисциплины: иностранные языки, география, история и др.
Военной экзерции (строевая выправка, движение строевым шагом и выполнение оружейных приемов) обучали всех артиллерийских учеников, а практическую стрельбу из ружей и пушек вели только ученики второго, т.е. чертежного отделения школы. Генерал-фельдцейхмейстер князь Василий Никитич Репнин в первый же год своего руководства приказал обучать пушечной и ружейной экзерции «…всех артиллерийских служителей», а вместе с этим «…показывать артиллерийскую практику» и ученикам второго (чертежного) отделения Санкт-Петербургской артиллерийской школы. О значении, которое придавал В. А. Репнин этим практическим занятиям, говорит тот факт, что ученики артиллерийской школы, которые просили разрешения убыть в отпуск на лето, домой не отпускались, получая от Репнина ответ, чтобы они дожидались зимы, так как летнее время было отведено на практические занятия. При проведении таких занятий требовались высокая организованность и пунктуальность. По истечении каждой недели необходимо было представлять генерал-фельдцейхмейстеру подробный журнал стрельбы с замечаниями, полученными учениками в ходе практических стрельб, который подписывался лицами, присутствующими при практическом обучении
444.Для обучения фортификации в 1737 г. из Канцелярии Главной артиллерии и фортификации в артиллерийскую школу были выданы, уровень, землемерная цепь, лопаты, веревки, шесты и колья. Обучение проходило в основном в практике в поле, где ученики занимались трассировкой укреплений и строительством артиллерийских батарей.
Установленного, определенного срока обучения в школе не было. После прохождения учебной программы учеников отправляли на практику в артиллерийскую лабораторию сроком от 2-х до 5-ти месяцев, в зависимости от способностей учеников. Пройдя практику в лаборатории, ученики выпускались в полевую и осадную артиллерию, где должны были, согласно положению от 10 февраля 1719 г., пройти практику в войсках на должности гантлангера 445– 3 месяца и бомбардира – 6 месяцев, после чего им присваивалось унтер-офицерское звание – капрала или сержанта. В офицеры они производились на общих основаниях после выслуги определенного срока в войсках.
В 1-м отделении от учеников требовалось добросовестное отношение к занятиям и службе, но совершенно никто из командиров не интересовался жизнью учеников после занятий (в программу школы еще не входило воспитание учеников), они приезжали на занятия в школу как барчуки в полки, со своими крепостными слугами. Иным было положение учеников 2-го отделения. Пушкарские и солдатские дети, не имевшие средств для существования, находились на казарменном положении.
С начала 40-хх гг. XVIII в., когда временщики оказались не у власти, в артиллерийских школах восстанавливаются национальные порядки.
Начальником Санкт-Петербургской артиллерийской школы в 1746 г. был назначен талантливый русский артиллерист подпоручик Матвей Григорьевич Мартынов, бывший воспитанник артиллерийской школы. Мартынов в совершенстве знал артиллерийское дело и являлся одним из образованных артиллеристов того времени. Мартынов446 много работал в области пиротехники, составлял пороховые и ракетные снаряды, устраивал самые лучшие фейерверки, в Петербургской артиллерийской лаборатории работал над совершенствованием боеприпасов.
В 1751 г. Мартынов за особые заслуги в лабораторном деле был назначен начальником петербургской лаборатории, оставаясь в тоже время начальником артиллерийской школы. Мартынов возглавлял артиллерийскую школу до 1758 г., т.е. до момента ее объединения с инженерной447. В 1759 г. Мартынов был произведен в полковники и назначен членом канцелярии Главной артиллерии и фортификации. Он добился летних отпусков для учеников, ввел обязательный выход артиллерийской школы в летние лагеря, где все ученики стреляли из орудий. При проведении практических стрельб им было установлено обязательное ведение журнала стрельб, в который записывалось: время суток и состояние погоды; кто стрелял; результаты стрельбы по дальности; вес порохового заряда и угол возвышения орудия во время стрельбы.