Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 766

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1771 г. в Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе было введено 40 мест для обучения на своем «коште»614.

Для обучения кадетов механике, алгебре и физике Мордвинов добился назначения в качестве преподавателей профессоров: Семена Кирилловича Кательникова (1723-1806), впоследствии академика, и Степана Яковлевича Румовского615 (1734-1812), также ставшего впоследствии академиком.

С.К. Котельников –сын солдата-преображенца, в 1741 г. поступил в академическую гимназию, имея весьма незначительные показания по русскому и латинскому языкам. Но он много и упорно работал над собой. Обучаясь у физика Рихмана, Котельников добился хороших знаний, за что не раз отмечался Рихманом как лучший среди всех слушателей.

В 1750 г. Котельников представил ученой конференции свою пробную работу по математике: «О квадратуре и скреплении конхоиды посредством касательной». Она свидетельствовала о глубоких знаниях Котельникова и получила одобрение конференции. В 1751 г. Котельников был зачислен в адъюнктуру Академии наук и для дальнейшего совершенствования знаний был направлен за границу, где в 1752 по 1756 г. он обучался у Эйлера в Берлине. В 1752 г. Котельников представил ученой Конференции еще одну работу: «Решение одной геометрической задачи», которая была предварительно одобрена Эйлером.

В Артиллерийском и инженерном шляхетном кадетском корпусе преподавал еще один образованный и широко известный педагог-математик второй половины XVIII в. Николай Васильевич Верещагин (1744–1807), ученик Я. П. Козельского. Н. В. Верещагин, унтер-офицерский сын, родом из Вологодских мест, в 12 лет пришел пешком в Санкт-Петербург и 9 июля 1756 г. Н. В. Верещагин стал преподавать в АИШКК предметы математического цикла616.

Большая заслуга принадлежит Котельникову в создании отечественных учебников по высшей математике для военно-технических школ. Он первым издал на русском языке курс дифференциального и интегрального исчисления. Свой курс он опубликовал в виде нескольких разделов 2-го тома переведенных им «Сокращений первых оснований математики» Хр. Вольфа (СПб 1771, 2-е изд. 1791 гг.). По этому пособию обучалось немало педагогов, инженеров, артиллеристов, офицеров армии и флота. Много статей Котельников посвятил механике и физике. Он так же занимался литературно-педагогической деятельностью. Он преподавал, кроме высшей математики, также механику, оптику и гидростатику.


С.Я. Румовский также выделялся своими математическими способностями среди академических студентов. В 1753 г. Румовский представил Конференции работу «Решение кеплеровой задачи об определении полуординаты по данному сектору». Конференция решила направить работу на отзыв Эйлеру, а затем в 1754 г. и самого Румовского отправили в Берлин для обучения у Эйлера, где он пробыл около 2-х лет. Впоследствии Румовский стал выдающимся ученым Петербургской академии наук. Он вел большую просветительную и научную работу, выступая с публичными речами, и много переводил. Почти 40 лет он возглавлял Географический департамент Академии наук, и четверть века руководил составлением и изданием ежегодных астрономических календарей. Астрономия была основным занятием Румовского. По математике Румовский написал 7 статей они относились к области анализа и были написаны под непосредственным влиянием Эйлера. Его учебник «Сокращение математики, часть первая, содержащая начальные основания арифметики, геометрии и тригонометрии» СПБ 1760 г. переиздавался в 70-е и 90-е гг.

Котельников и Румовский много сделали для подготовки квалифицированных кадров артиллеристов и инженеров. Впоследствии в академии Румовский заведовал учебной частью в Греческой гимназии кадетского корпуса (с 1776 по 1783 год).

В 1773 г. вместо ушедшего в отставку преподавателя артиллерии поручика Николая Корсакова, был назначен известный поручик Иван Шамшев617.

К имеющимся в кадетском корпусе учебным пособиям по просьбе Мордвинова в 1772 г. были переданы в корпус из Канцелярии Главной артиллерии и фортификации новые учебные пособия.

Наблюдение за ходом учебного процесса и контроль за обучением воспитанников корпуса были поручены талантливому русскому педагогу и выдающемуся артиллеристу И.А. Вельяшеву-Волынцеву, который занимал должность «инспектора над классами»618.

Мордвинов завел строгий внутренний порядок в корпусе. В каждой комнате, где жили кадеты, назначался старший, который следил за чистотой и порядком в комнате, а также за тем, чтобы кадеты в свободное время занимались повторением уроков. Особое внимание обращалось на изучение воспитанниками иностранных языков, для чего кадеты из прибалтийских дворян, знающие хорошо иностранные языки, распределялись по всем комнатам, чтобы остальные кадеты практиковались с ними в разговоре на иностранных языках.



В кадетской роте и в «школе художеств» назначался внутренний наряд: офицер, сержант и каптенармус, которые сменялись через неделю. Они обязаны были следить за внутренним порядком в корпусе. Кадеты поднимались в 5 часов утра, в 6 завтракали, с 7 до 11 занимались в классах, с 11 до 14 обедали и отдыхали, с 14 до 18 продолжали занятия, а в 18 часов ужинали. Во время обеденного перерыва кадетам читали два раза в неделю русские и два раза иностранные газеты.

В классах кадеты размещались по предметам обучения. Во время годовых экзаменов их экзаменовали те учителя, к которым кадеты должны были поступить на новый курс обучения.

Из состава кадетов назначали круглосуточный караул зимой и летом, причем ученики «школы художеств» назначались постоянно на наружные посты. И в этом случае привилегии отдавались дворянским детям.

Военной подготовкой занимались только летом. Для этого кадетский корпус выходил в лагерь. В лагере походили практические артиллерийские стрельбы. Для ружейной стрельбы на каждого воспитанника отпускалось по одному фунту пороха, на стрельбу из пушек – по полфунта пороха. Всего для обучения кадетов и учеников «школы художеств» на летний период отпускалось 6 пудов 291/2 фунтов пороха619.

В 1771 г. по чертежу, разработанному Мордвиновым, была изготовлена полупудовая мортира. Мортира предназначалась для обучения кадетов «стрелянию и показанию им каким образом вычислять те кривые линии, которые бомбы летанием своим описывают»620.

В лагере кадеты также тренировались в постройке полевых и крепостных укреплений, в производстве минно-подрывных работ и прокладке дорог. Для топографической съемки местности кадеты под наблюдением офицеров и преподавателей выезжали за город.

Мордвинову было предоставлено право выбирать и назначать в качестве преподавателей кадетского корпуса любого офицера из артиллерии и инженерного корпуса, менять преподавателей и оставлять в качестве преподавателей лучших выпускников кадетского корпуса.

Наказывать кадетов имели права только ротные командиры и дежурный офицер. За незначительные проступки наказывали ношением мухтеля621, о значительных проступках докладывали директору корпуса, который мог применять к виновному наказание розгами в присутствии всех кадет. Неисправимых отчисляли из корпуса в артиллерию унтер-офицерами и даже рядовыми.


Выпускные экзамены кадетам производили особые офицеры по назначению генерал-фельдцейхмейстера в присутствии артиллерийского и инженерного генералитета. Результаты экзаменов докладывались генерал-фельдцейхмейстеру, который присваивал выпускникам офицерские звания в зависимости от успехов в науках. Для поощрения учеников «школы художеств» разрешалось иногда наиболее успевающих также выпускать в офицерском звании, но с назначением их в гарнизонную артиллерию.


Греческая гимназия

В 1775 г. по проекту М.И. Мордвинова при кадетском корпусе учреждена Греческая гимназия622, впоследствии более известная под названием «Корпус чужестранных единоверцев». Создание такого учебного заведения связано с так называемым греческим проектом Екатерины II. Это учебное заведение являлось одной из мер, обеспечивающих проникновение России на Балканы, так как в нем готовились необходимые для России кадры. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и Морской экспедиции в Грецию набирались мальчики и отправлялись сначала в Италию, где их обучали и содержали за счет русского государства. После заключения мира 1774 г. всех избранных в Италии греческих и албанских мальчиков перевели в Петербург и разместили в Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе. Кроме того в Греческую гимназию принимали детей греков и албанцев, находившихся и в других государствах. Родители или родственники, желавшие отправить своих сыновей в Петербург для определения в гимназию, должны были обращаться к русским консулам в Италии, Польше и Вене, а также к начальникам гарнизонов в Киеве, Еникале, которые отправляли будущих учеников в Петербург на казенный счет623.

Состав греческой гимназии определялся следующий: 200 воспитанников, 4 офицера, 12 унтер-офицеров, 26 учителей624.

По проекту М.И. Мордвинова в Греческой гимназии изучали следующие дисциплины:

а) Иностранные языки – немецкий, французский, итальянский, турецкий, греческий и русский язык, «но не все вдруг, а распределяя таким образом, чтобы учащиеся не более двум языкам в одно время был обучаемым».

б) Арифметику, геометрию и алгебру, так как эти науки «бодрящие разум и делающие способнейшим к понятию, а притом и во всяком почти жития состоянии нужные».

в) Историю и географию, потому что знание их «нужно также всякому, в какую б кто службу себя не приготовлял».

г) Рисование, которое «потребно для каждого, а необходимо для тех, которое по склонности их определены будут в артиллерию или к инженерному корпусу».

д) «Танцевание», которое нужно для стройности тела, фехтование – «для укрепления членов»