Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 763

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
625.

Ежегодно после окончания курса обучения воспитанники гимназии подвергались годовым экзаменам в присутствии директора кадетского корпуса, инспектора над классами, штаб-офицеров и учителей гимназии. На экзамен представлялись все работы, сделанные учениками в течение года: переводы, сочинения, рисунки, тетради по математике, а так же отзывы офицеров об их поведении. На экзамене рассматривались успехи и поведение каждого за год. Здесь же выявлялись природные склонности воспитанников к тем или иным наукам, и намечалось направление дальнейшего их обучения и использования.

После окончания общего курса через четыре года воспитанники, по их способностям определялись в высшие классы для обучения морской, артиллерийской и гражданской службе. Для этого их переводили в Морской, Артиллерийский и инженерный и Сухопутный корпуса, где они включались в штатное число воспитанников и проходили обучение наравне с остальными кадетами. В связи с тем, что в кадетских корпусах не всегда были вакантные места для прохождения военных наук, в Греческой гимназии с 1779 г. ввели преподавание артиллерии и фортификации. Для обучения высшей математике, физике и химии наиболее способных направляли в Академию наук, откуда они распределялись на службу наравне с русскими, с предоставлением преимущества дворянам.

Окончившие полный курс обучения и имеющие дворянское достоинство выпускались, как и кадеты Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса, офицерами, переводчиками Иностранной коллегии и «к прочим гражданским делам по их способностям».

Детей разночинцев выпускали из гимназии в армейские полки, уже с учетом их способностей. Тех, кто захочет уехать на родину, Мордвинов предлагает отпускать без задержки, «ибо они навечно будут благодарны России» за обучение и воспитание.

К преподавательскому составу Греческой гимназии предъявлялись особые требования. Их подвергали предварительному экзамену, а так же требовали положительных аттестаций. Всеми учителями и учебным процессом руководил «инспектор над классами». Первым инспектором был назначен преподаватель кадетского корпуса Иван Толстов, а преподавателями были переведены из Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса капитан Алексей Нефедов, подпоручик Яков Апрелев, штык-юнкеры Николай Тишин и Богдан Гермес
626. В 1791 г. инспектором над классами Греческой гимназии был один из образованнейших людей России Я.П. Козельский.

Таким образом, Греческая гимназия являлась особым учебным заведением при Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе и находилась в непосредственном подчинении у директора корпуса. Размещалась она в смежном с кадетским корпусом здании; хозяйственная часть гимназии подчинялась канцелярии кадетского корпуса.

В 1783 г. Греческая гимназия была подчинена подполковнику Зальховскому и по политическим соображениям намечена для перевода в г. Херсон, однако перевод ее не осуществился и она была оставлена до 1795 г. при корпусе. Во главе ее был поставлен А.И. Мусин-Пушкин и формально она была отделена от корпуса. В 1783 г. в гимназии было введено преподавание физики и химии, а Мусин-Пушкин добился введения обучения воспитанников навигации и военной подготовке.

Летом воспитанники гимназии на несколько месяцев выходили в лагерь на Петровский остров, где обучались тактике и строевой подготовке, практической геометрии и фортификации. Отдельные воспитанники, имеющие склонность к морскому делу, посылались в Кронштадт для изучения навигации. В 1792 г. было принято решение о посылке воспитанников гимназии для практического обучения во флот, где они проходили практику вместе с кадетами Морского кадетского корпуса. Гимназисты, овладевшие теорией военно-морского дела и проплававшие на кораблях, подвергались экзамену в Адмиралтейской коллегии и производились в мичманы флота.

В 1795 г. Греческую гимназию перевели на Васильевский остров в бывший дом Морского кадетского корпуса, а в 1796 г. ее расформировали. Воспитанники гимназии были распределены между Сухопутным, Морским и Артиллерийским и инженерным кадетскими корпусами.

Большую работу по налаживанию учебного процесса в Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе проделал М.И. Мордвинов.

Таким образом, состав кадетского корпуса увеличивался со 140 до 360 чел. Он комплектовался на 2/3 из детей родовых дворян и на 1/3 из офицерских детей. С 1786 г. в корпус начали принимать сверх положенного штата учеников, плативших за свое обучение, так называемых «своекоштников».

По новому штату «школа художеств» была преобразована в солдатскую роту. В ее состав входили: поручик–1, подпоручик–1, штык–юнкеров-2, унтер-офицеров–11, мушкетеров–85, художников–50, барабанщиков и сигналистов–4. Всего в солдатской роте числилось 150 человек.



С 1786 г. в солдатскую роту стали принимать ограниченное число солдатских детей, а вместо них стали принимать офицерских детей и даже дворян, из-за отсутствия вакантных мест в кадетском корпусе. В этом случае их прикомандировывали к кадетским ротам.

Одновременно с введением нового штата значительные преобразования были сделаны Меллисино и в организации самого учебного процесса. Так, например, кадеты первых двух рот обучались по программе нормального общеобразовательного училища, а кадеты третьей роты изучали только артиллерию, фортификацию и математику. К преподаваемым по штату 1762 г. предметам были добавлены тактика и верховая езда. Некоторые предметы преподавались не только на русском, но и на иностранных языках. Так, например, тактика – на немецком и французском, артиллерия и фортификация – на немецком, история – на французском языках. Наконец, для тех кадетов, которые проявляли склонность к морской службе, ввели преподавание в корпусе астрономии, корабельного искусства и других наук, необходимых для морских офицеров.

В 1785 г. введено было обучение кадетов плаванию и фейерверочному искусству, для чего при кадетском корпусе была построена артиллерийская лаборатория, в которой кадеты сами приготовляли заряды и снаряды, необходимые для практических стрельб в лагерный период, а также иногда делали небольшие фейерверки. Одновременно с расширением курса обучения была увеличена и материально-учебная база кадетского корпуса. В 1787 г. были отпущены средства на постройку при корпусе своей прачечной и кузницы. Расширена библиотека, основан кабинет истории, куплены новые физические и химические приборы и различные модели. Для практических стрельб по заказу Меллисино были отлиты 6 пушек, 6 единорогов и 2 двухпудовые мортиры, а в 1790 г. отлиты еще 24 однофунтовые пушки, а также отпущено из арсенала несколько понтонов для практического обучения кадетов наводке понтонных мостов627. В 1785 г. корпусу было дано три знамени. В 1794 г. был принят проект постройки нового здания кадетского корпуса, а в 1795 г. это здание было возложено.

Сверх ежегодных экзаменов, были введены публичные выпускные экзамены кадетам в присутствии членов военной коллегии, артиллерийского и инженерного генералитета, полковников и учителей народных училищ.


Для поощрения наиболее успевающих воспитанников Меллисино добился права награждения их золотыми медалями и унтер-офицерскими званиями от капрала до сержанта. Положение о медали: «О преимуществах к получению медали за прилежание и за доброе поведение», было разработано Меллисино и утверждено 30 апреля 1784 г.628. Награждение медалями имели целый ряд преимуществ в корпусе.

Как и прежде, во второй половине XVIII в. артиллерийские кадры офицеров и унтер-офицеров продолжали готовить гарнизонные школы, Сухопутный и Морской кадетский корпуса, а также вновь созданные Шкловские «благородное училище».

Гарнизонные школы

Численность учащихся в гарнизонных школах к 1765 г. выросла до 9000 чел629. В 1774 г. разрешено было в гарнизонные школы принимать не только солдатских детей, но и «неимущих дворянских детей, хотя бы число их до 1000 человек случилось»630. К концу царствования Екатерины II численность армии достигла почти полумиллиона человек, поэтому в гарнизонных школах к этому времени обучалось уже до 12000 чел. Но и этого числа подготовленных унтер-офицеров, мастеров и литейщиков было мало, поэтому в 1795 г. в Петербурге был открыт Военно-сиротский дом на 1000 чел. учащихся. Военно-сиротский дом состоял из двух отделений: 1-го отделения для 200 детей неимущих дворян и офицерских сыновей и 2-го отделения 800 чел. солдатских детей. Воспитанники 1-го отделения обучались русскому и немецкому языкам, арифметике, геометрии, артиллерии, рисованию, фортификации, тактике, истории и географии. Ученики 2-го отделения обучались русскому языку, арифметике и различным ремеслам: портняжному, сапожному, седельному, кузнечному, слесарному, ружейному, каретному, токарному и малярному. В положении также предусматривалось, что из солдатских воспитанников, которые отмечались отличным поведением и успехами в обучении, а также проявивших способность к продолжению обучения по более сложным предметам, делался отбор в количестве до 50 человек. Они помещались «… вместе в одних классах с благородными для продолжения всех тех наук, к которым имеют способность» с целью, что ими в дальнейшем можно будет заполнять места помощников, а в последующем определять на учительские вакансии с умеренной положенной им платой
631.

Предполагалось во всех гарнизонах, где находились гарнизонные школы, открыть отделения Военно-сиротского дома на 16400 чел. учащихся.

Сухопутный кадетский корпус

В апреле 1762 г. было принято решение объединить Сухопутный, Морской и Артиллерийский и инженерный корпуса в одно учебное заведение. Петр III даже подписал указ об их объединении. Однако, это нежизненное решение было Екатериной II отменено и 29 августа 1762г. был принят новый штат Сухопутного кадетского корпуса, по которому корпус состоял из 5-ти пеших рот по 104 чел. в каждой и одной конной роты на 80 чел. Всего в корпусе насчитывалось 600 чел. На содержание корпуса сумма отпускаемых денег несколько увеличивалась и составляла 126589 руб. 35 коп.632.

В августе 1765 г. была расформирована школа мастеровых для солдатских детей, состоявшая из 150 чел.; вместо нее на той же сумме (6000 руб.) было положено содержать 40 классных и 10 гимназических учеников для подготовки из них учителей для корпуса и гражданских чиновников. Расформирование школы для солдатских детей имело отрицательное значение, т.к. сократилось число ежегодно выпускаемых из этой школы мастеров для артиллерии, заводов и арсеналов.

В 1765 г. директором Сухопутного кадетского корпуса был назначен известный педагогический деятель И.И. Бецкой. Это наложило определенный отпечаток на организацию учебного процесса в кадетском корпусе. Бецкой разработал новый устав корпуса, который был утвержден 11 сентября 1766 г. По новому уставу число кадетов не изменилось, но вместо прежних шести рот, было введено пять возрастов. Вместо приема в корпус в любое время при наличии вакансий, по новому уставу стали принимать в корпус воспитанников раз в три года. Каждый воспитанник поступал в возрасте 6 лет в 1-й возраст и после пребывания в нем три года, переводился во 2-й возраст, через такой же промежуток времени – в 3-й возраст и т.д. В целом каждый кадет должен быть пробыть в корпусе 15 лет.

Весьма интересна программа обучения в кадетском корпусе по возрастам633. Кадеты 1-го возраста изучали закон божий, иностранные языки, обучались рисованию, танцам и писать цифры. Кадеты 2-го возраста получали знакомство с началом географии, хронологии, истории, мифологии, арифметике, геометрии и славянского языка, кроме того, обучались учтивости и светскому обращению. На 3-м возрасте, кроме наук 2-го возраста, добавлялись еще основания воинской и гражданской архитектуры и в последний год – бухгалтерии. На 4-м возрасте оканчивался курс всех наук, начатых в трех младших. Кроме того преподавали «упражнения истинного христианина и честного человека», право (естественное, народное и государственное), политическую экономику, физику, астрономию, географию общую, навигацию, естественную историю, фортификацию и артиллерию, химию, красноречие, философию и художества. В 5-м возрасте заканчивали все то, что начали на 4-м. На этом же возрасте проходили военное дело, с теоретическими доказательствами и практическими действиями по осаде и обороне крепостей, полевых укреплений и т.п.