Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 762
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кадеты 1-го возраста воспитывались надзирателями-женщинами, а в остальных четырех возрастах – офицерами и гражданскими чиновниками. При переходе кадет на 4-й возраст им предоставлялось право выбирать военную или штатскую службу, но выбор должен быть обусловлен уважительными причинами (склонность, состоянием здоровья и т.п.).
Таким образом, учебный цикл в кадетском корпусе был значительно расширен, более систематизирован и приспособлен конкретно к каждому возрасту. Вместе с тем следует отметить отрицательную сторону учебного курса – его совершенно неоправданное изучение большого количества предметов.
Кадеты, окончившие Сухопутный кадетский корпус, в зависимости от их поведения и успехов в науках, выпускались в звании прапорщиков, подпоручиков и поручиков.
В 1772 г. было решено через каждые три года принимать в корпус вместе с кадетами из дворян дополнительно 14-16 мещанских детей для подготовки из них воспитанников и учителей для кадетского корпуса. На их содержание единовременно было отпущено 100000 руб.
В 1793 г. директором Сухопутного кадетского корпуса был назначен выдающийся русский полководец М.М. Кутузов. Он учредил в кадетском корпусе класс тактики не только для кадетов, но и для офицеров. Это было выдающееся событие в истории военно-учебных заведений. До этого ни в одном военно-учебном заведении России не было специальных классов тактики. Создание класса тактики в Сухопутном кадетском корпусе имело большое значение для поднятия общего тактического уровня как кадетов, так и офицеров корпуса. Кутузов сам проводил занятия в этом классе и передавал богатый личный опыт молодым офицерам и кадетам.
На содержание воспитанников в Сухопутном кадетском корпусе расходовалось денег больше, чем в других учебных заведениях см. табл.18.
Таблица 18
Сравнительные данные расхода денежных средств на содержание одного воспитанника в год, по состоянию на 1784г634
Наименование учебных заведений | Расход одного воспитанника в год |
В Сухопутном кадетском корпусе | 240руб.00коп. |
В Морском кадетском корпусе | 184руб.78коп. |
В Артиллерийском и инженерном корпусе - для кадетов - для солдатских детей | 154руб.2коп. ` 82руб.85коп. |
В Греческой гимназии | 188руб.67коп. |
В Академии наук для малолетних взрослых | 80руб.59коп. 100руб.34коп. |
В Московском университете для - студентов - учеников | 87руб.08коп. 65руб.62коп. |
В Академии художеств | 180руб. |
В Воспитательном доме | 62руб. |
В обществе благородных девиц - для дворянок - для мещанок | 198 руб. 120 руб. |
Из данных таблицы ярко виден классовый характер в учебных заведениях России ХVIII в. Наибольшее содержание получали дети дворян всех кадетских корпусов, меньше всех получали солдатские дети солдатской роты Артиллерийского и инженерного корпуса. Даже студенты Академии наук и Московского университета получали содержание почти в два с половиной раза меньше, чем кадеты. Кроме того, выпускаясь на службу в армейские полки и в гвардию, офицеры имели большую перспективу для продвижения, чем в артиллерии. Не случайно в Артиллерийский и Инженерный кадетский корпус поступали дети менее состоятельных дворян, которые в корпусе, как правило, учились старательно и службу в артиллерии считали средством для своего существования.
Морской кадетский корпус
В 1764 г. был принят новый штат Морского кадетского корпуса. По новому штату были увеличены ассигнования на содержание кадетов до 60000 руб. в год, хотя состав корпуса остался старым – 360 чел. Важным новшеством в штате было увеличение числа воспитанников артиллерийского класса. Вместо 30 кадетов, как это было раньше, по новому штату было положено обучать 60 кадетов, что более соответствовало числу вакансий в морской артиллерии635.
По новому штату было увеличено число учителей в кадетском корпусе. В числе их был преподаватель артиллерии. В это же время в корпусе был учрежден класс «геодезии», который состоял из 50 чел. учеников из разночинцев, учителя и трех геодезистов. Класс предназначался для подготовки подмастерьев и учителей разных наук для корпуса. Менее успевающих выпускали типографскими рабочими и подмастерьями в разные мастерские. Положение учеников было весьма тяжелым и унизительным; они, кроме занятий в классе, должны были прислуживать при кадетском столе и питались остатками от кадетского стола636.
В 1783 г. в связи с ростом Военно-морского флота состав корпуса с 360 чел. был увеличен до 600 чел. В 1789 г. в связи с войной со Швецией возросла роль гребного флота. Исходя из опыта войны, состав кадетского корпуса с 600 чел. вырос до 1000 чел. Кадетов стали посылать для практики на гребную эскадру в шхеры Финского залива и на озеро Сайма. После окончания войны со Швецией штат Морского кадетского корпуса вновь был сокращен до 600 чел.
Математические и морские науки в корпусе обычно преподавали утром, а так называемые «словесные науки» изучали вечером. Летом гардемарины и старшие кадеты (в числе их и артиллерийские) уходили в морской поход. Остальные выводились в лагерь. В лагере обучались строевой подготовке, ружейной экзерциции и стрельбе из пушек.
Артиллерию и фортификацию в Морском кадетском корпусе изучали по тем же учебникам, которые применялись и в Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе, а также по запискам преподавателей артиллерии Морского кадетского корпуса.
Всего из Морского кадетского корпуса было выпущено с 1753 по 1800 гг. 2452 офицера, из них 118 артиллеристов.
Шкловское «благородное» училище
В 1787 г. генерал-майор Зорич открыл в Шклове частное училище на 250 чел. Зорич, серб по национальности, храбрый и образованный офицер, был одним из богатых помещиков России. По словам известного историка военно-учебных заведений Лалаева, «в России не было ни одного барина, который жил бы так роскошно, как жил он в своем Шкловском имении»637. В Шкловском «благородном» училище обучались дети разорившихся дворян, преимущественно Могилевской, Смоленской, Черниговской и других соседних губерний России, а также из Польши, Черногории, Венгрии, Франции, Нидерландов, Швеции, Греции и Турции.
Располагая большими средствами, Зорич выписал из Берлина, Брюсселя и Гейльсберга учителей. В 1787 г. он приобрел библиотеку, которую пополнил новыми книгами и журналами. Для обучения школьников были куплены зоологические коллекции и химические приборы, модели машин, карты, глобусы, чертежные инструменты и другие учебные пособия. Изначально в училище было два кавалерийских взвода и две пешие роты. В учебном отношении училище подразделялось на 5 классов. В трех младших классах был установлен одногодичный, а в четвертом и пятом классе – двухгодичный курс обучения. В училище обучали: русскому, немецкому и французскому языкам, арифметике, геометрии, высшей математике, рисованию, истории, географии, архитектуре, артиллерии и фортификации, общей тактике. Кроме того, воспитанников трех старших классов каждую неделю обучали: фехтованию, танцам, верховой езде, вольтижировке, музыке и военной экзерциции.
В качестве учебных пособий использовались те же учебники, по которым обучались и в других учебных заведениях.
Первый выпуск из училища был в 1785 г., выпущено было 17 офицеров.
В 1797 г. училище было передано в казну, а в 1799 г. переведено в Гродно и названо кадетским корпусом. В течение 15 лет, с 1785 г. по 1800 г., из этого учебного заведения выпускалось в среднем по 30 чел. ежегодно. Всего же с момента учреждения и по 1800 г. из этого заведения было выпущено 470 чел. Многие из выпускников шли в Черноморский флот, в армейские и гарнизонные полки, а также в артиллерию. Только за три года (1798-1800) из училища было выпущено 23 артиллерийских офицера. Среди выпускников училища были известные артиллеристы: А.Н. Маркевич, Н.П. Петряев, Л.Н. Энгельгарт, В.Р. Марченко.
Изучение артиллерийского дела в Московском университете
Сохранившиеся рапорты о состоянии гимназии Московского университета638 говорят о том, что в Московском университете студентов обучали военному делу, в том числе артиллерии и фортификации. Так, например, в 1768 г. в Московской университетской гимназии был класс артиллерии и фортификации, в котором обучалось 4 дворянина на казенном «коште», 2 дворянина и 3 разночинца на своем «коште». Еще раньше, в 1766 г. и 1767 г., фортификации и артиллерии в этом классе обучалось 4 человека.
При Московской университетской гимназии был учрежден специальный «ректорский латинский класс», в который поступали студенты, закончившие гимназию перед переводом их в Университет. В этом классе также изучали артиллерию и фортификацию. В 1767 г. в этом классе было 17 чел., а в1768 г. – 29 чел639.
Можно заключить, что артиллерию и фортификацию в университетской гимназии изучали вплоть до конца XVIII в., т.к. в расписании Московской университетской гимназии за 1792-1793 учебный год в разделе VIII «Математика» значится: «И. Климов – повторение тригонометрии, фортификации, начала артиллерии, 2 часа в обыкновенные дни»640. Из этого же расписания можно заключить, что объем изучения артиллерии был небольшой и касался, по всей вероятности, элементарных вопросов.
Во второй половине XVIII в. в качестве учебных пособий по математике в Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе, а так же в других военно-учебных заведениях использовались: «Универсальная арифметика» Н.Г Курганова (СПб, 1757 г.), которая переиздавалась в 1774 г., а в сокращенном виде под названием «Арифметика или числовник…» переиздавалась трижды в 1771, 1776 и в 1791 гг.; «Практическая геометрия» Степана Назарова (СПб, 1760г.), так же переиздававшаяся в 1767 и 1775 гг.; «Начальное основание математики» Н. Е Муравьева (СПб, 1752 г.) и сокращение математики часть первая, содержащая начальные основания арифметики, геометрии и тригонометрии» С. Я. Румовского ( СПБ, 1760 г.), переиздававшаяся в 70-е и 80-е гг.
В 1764 г. выходят «Арифметические предложения для употребления обучающегося в Артиллерийском и инженерном шляхетном кадетском корпусе благородного юношества» капитана артиллерии Н.П. Козельского. Этот учебник был написан Козельским по заданию генерала- фельдцейхмейстера Вильбоа.
Труд Козельского состоит из предисловия и восьми глав. Первая глава посвящается равновесию твердых тел на наклонных плоскостях, вторая – движению твердых тел, третья–равновесию твердых тел на наклонных плоскостях; четвертая – движению твердых тел на наклонных плоскостях; в пятой главе рассматривается теория удара. Шестая глава посвящается рычагам, блокам, воротам и другим приспособлениям. В седьмой главе речь идет о сложных подъемных механизмах. Сложными Козельский из называл потому, что они составлялись из ряда блоков и воротов. Восьмая глава посвящалась приведению сложных машин в движение и вычислению силы трения.